Прежде всего следует начать с определения самой «сети». Но даже этот простой шаг разворачивает перед нами целое проблемное поле. Ведь человек настолько впутан в виртуальность, что довольно сложно сказать сразу: где заканчивается человеческое и начинается виртуальное.
И в определенное время могло показаться, что все современное думающее общество поделилось на две части: т.н. кибероптимистов и киберпессимистов. Первые, в свою очередь, поддерживают мнение о том, что высокие технологии во главе с Интернетом (естественно открытым и свободным) спасут нас от тиранов, насилия, неизлечимых болезней и прочего разом. Вторые же говорят об ужасах из сериала «Черное зеркало», тотальное наблюдение и буквальную замену всего человечества на роботов.
На заре массового распространения Интернета, люди были всерьез уверены в том, что он станет полем для всеобщего объединения в Сети, когда каждый человек, независимо от его социального статуса или географического положения, сможет принять участие во всеобщем построении нового мира, решения нависающих глобальных проблем и т.д. Иными словами, мир с каждым днем будет становиться все меньше и меньше, быстрее и быстрее. Монитор нашего компьютера или ноутбука должен был стать окном в мир скрытых механизмов и «прозрачного» понимания виртуального мира.
В реальности же все пошло совершенно иным путем и «окно» превратилось в «черное зеркало», где в отражении мы видим самого себя. Сегодня на нашем бытовом уровне мы уже не задаемся вопросом о том, как так выходит, что окружающая нас реклама и информация в сети столь актуальна лично для нас. Мы уже привыкли заходить на различные сайты и сервисы, например на Last.fm и выбирать из того, что рекомендует нам этот сервис, который путем различных идентификационных cookie-файлов и персональных веб-маяков запоминает и отфильтровывает то, что мы слушаем. Теперь вовсе не обязательно искать какие-то музыкальные группы целенаправленно – стоит зайти в рекомендованное, прослушать то, что есть там, дать тем самым сигнал новым фильтрам и поиску обновлению информации в «рекомендациях».
Аналогичным способом действует и контекстная реклама, которая подбирается нам в зависимости от нашей стратегии кликов по ссылкам в поисковых системах. За многими крупными корпорациями, например Google, стоят сложновычисляемые поисковые фильтры, которые «читают» наши запросы и подбирают нам те ссылки или информацию, которая будет являться для нас персональной, основанной на наших интересах и потребностях. Мы даже не всегда осознаем это, предполагая, что тот же запрос в Google просто выводит крайне точную информацию. Интернет персонализируется и больше не выглядит как огромная деревня, где все знают друг друга, а новости всеобщи для каждого. Стоит зайти в какую-нибудь социальную сеть, например самую популярную – Facebook*, пролистать нашу ленту новостей и не увидеть того, что нам не хочется видеть. То, чем мы делимся у себя на странице, то, что мы слушаем, то, с кем мы общаемся, и чьи новости нам нравятся, все это становится пищей для множества фильтров, подгоняющих, отсекающих и предлагающих информацию нам. С каждым разом «стены фильтров»[3, с. 208] становятся все выше. Они окружают нас, сдавливая наше виртуальное пространство без видимого вреда для нас. Этот процесс кажется бесконечным – мы делимся на своей странице новостью о либеральных движениях и тем самым даем фильтрам возможность убрать из нашей ленты новостей консервативную информацию и людей, ее распространяющих. Понравившееся нам либеральное сообщение порождает за собой новые рекомендуемые новости, сообщества и люди, со схожим контентом.
Таким образом, одно можно сказать точно: в современном виртуальном пространстве наблюдается отчетливая тенденция к стремлению к «тотальной персонификации» [2, с. 30] . Все, что мы читаем или смотрим в интернете, все ссылки, на которые мы кликаем незаметно становятся результатом некого подстраивания. Наши лайки и запросы предопределяют информацию, которая появится в нашим окне позднее.
Однако здесь же кроется парадокс, который связан с нашей телесностью. Основа для вхождения и погружения во все возможные виртуальные миры – смертность нашего тела, его материальная жизнь – это границы человеческого существования, нам никогда не стать существами виртуальной реальности, свободно плавающими между виртуальных миров. Но и это не все: в самой реальности стирается различие между живым и искусственным, затем сходит на нет граница реальности/кажимости и, в конце концов, подрывается сама идентичность индивида. И эта постоянно развивающаяся персонализация зеркально схожа с прогрессирующей «экстарнационализации» (Здесь подразумевается, что персонализация в сети усиливает индивидуальное, а в реальной жизни происходит обратный эффект унификации) индивидуальности. Это любопытное совпадение связано с фактом, что при современном уровне развития технологий и виртуальной реальности мы обнаруживаем исчезновение раздела внешнего и внутреннего. Это ставит определенные трудности с простейшим восприятием нашего собственного тела [1, с. 5] .
Некогда анонимность, которая виделась нам в пользовании социальными сетями, исчезла. Мы по-прежнему можем скрываться под причудливыми именами или вовсе не указывая имен, но от наших кликов, переходов по ссылкам и просмотру тех или иных видео/аудио материалов наша анонимность для тысяч рекламных компаний или тех же информационных фильтров более не имеет значения. Как подчеркнул Эли Паризер в своей книге «За стеной фильтров: что интернет скрывает от вас?» – Новый Интернет не просто знает, что вы собака, — он знает вашу породу и хочет продать вам миску премиального сухого корма.
Мы все еще порой наивно верим в сохранность наших личных данных, думаем, что эта информация навсегда останется на серверах, но это не так. Gmail, Facebook*, YouTube, Instagram* и др. – все это лишь средства эффективные и прожорливые механизмы извлечения информации. Наши навороченные смартфоны это персональные жучки, которые знают где мы, что мы пишем, с кем говорим. Мы заперты в тисках нескончаемой подстраивания Сети под нас. Вице-президент Yahoo Тапан Бхат согласен с этим: «Будущее Интернета — в персонализации… теперь в центре Сети — “я”. Задача — перекроить Интернет таким образом, чтобы он стал умным и “своим” для конкретного пользователя» [3, с. 18] . Казалось бы, мы получили то, что дает нам возможность не затрачивать силы и время на поиск чего-то нужного нам, все уже подается в готовом виде и с миллионом альтернатив рекомендуемого, если это нам не понравится. Но не чувствуете ли вы тут опасность?
Кабельное телевидение могло охватить круг интересов, скажем, любителей автомобильных гонок и тысячи людей просматривающие канал имели некую общую систему взглядов. Попадая же в современную виртуальную среду, с еѐ обязательным обменом информацией, мы оказываемся одиноки за нашими стенами фильтров не имя возможности «сказать» что-то друг – другу, т.к. стены каждого труднопреодолимы.
Мы уже давно привыкли к тому, что заходя в поисковый браузер и начиная набирать какое-то слово, нам тут же предлагают всевозможные варианты запросов, как бы предугадывая за нас то, что мы можем написать. Глава Google Эрик Шмидт с энтузиазмом рассказывал, что всегда хотел создать программу, которая «догадывается, что я пытаюсь напечатать». Сервис Google Instant, запущенный осенью 2010 года и угадывающий, что вы ищете, по мере ввода букв, — лишь начало. Шмидт уверен: пользователи хотят, чтобы Google «подсказывал им, чем следует заняться дальше» [3, с. 18] .
В нашей повседневности мы словно посажены на своеобразную информационную диету, когда бесчисленные механизмы фильтрации перерастают в пропаганду уже своих ценностей и новостей. Катастрофичность заключается в «прозрачности» этой деятельности. Вы не можете упрекнуть Google в том, что он сует вам свои ценности, потому что в отличие, скажем от консервативных печатных изданий, которые сами формируют свой контент, Google и прочие в ряду с ним не дает вам видимой границы того, где заканчиваетесь вы и ваши запросы и начинаются фильтры. Мы сами никогда не выбираем эти критерии отсеивания информации, а потому нам кажется, что все это объективно.
Нам трудно помыслить себя без этих фильтров, оттесняющих наше собственное «Я», видоизменяющих его. Ежедневно в Сети вращаются потоки информации, с которыми не могут справиться даже профессиональные компании, такие как АНБ, например. Фильтры протягивают нам руку помощи, отбирая действительно то, что нам возможно и хочется увидеть. Вокруг нас, подобно геоцентрической планетарной системе, начинают вращаться только то, что нравится нам, то что не вызывает в нас отвращения или злости – идеальный, стерильный и солнечный мирок, где мы отрезаны от неугодных или расстраивающих нас новостей и людей. Мы попали в затягивающуюся петлю информационного детерминизма. Вместо того, чтобы консолидировать социальные силы – виртуальная среда благой целью наоборот способствовала их фрагментации. Социальная активность людей снижается, вопреки растущему числу запросов в поисковых бразуерах. Почти вытесненные за рамки даже собственного выбора, мы как космический мусор застыли в беззвучном движении около орбиты.
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Библиографический список
- Жижек, Славой. Киберпространство, или невыносимая замкнутость бытия. – Искусство кино: №1, январь, 1998
- Морозов, Евгений. Техноненависть: как интернет отучил нас думать / Пер. с англ. — В. Гончарук [сб. статей]. — М.: Common place, 2014
- Паризер, Эли. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? / Эли Паризер; пер. с англ. А. Ширикова (Eli Pariser. The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You). — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012