В период с XVII по XIX века в Корее появился ряд мыслителей, выступавших за изучение и продвижение «реальных знаний». В противоположность традиционным конфуцианским знаниям, в основе которых лежало заучивание канонических китайских сочинений, «реальные знания» могли использоваться на практике. Новые ученые предлагали провести ряд реформ, направленных на улучшение жизни всего народа, а также укрепление государства как с экономической, так и с политической точки зрения. Идеи «сирхакистов» заложили фундамент для процесса модернизации Кореи в конце XIX столетия.
Впервые понятие «сирхак» появилось в эпоху Корё (с 935 по 1392 годы) и употреблялось в качестве противопоставления наук о конкретном управлении государством, ведении хозяйства и военном деле «абстрактным» рассуждениям о морали и нравственности [1, c. 268].
Представители движения «сирхак» периода позднего Чосон (1600-1897 годы) занимались продвижением «реального знания» путем внедрения проектов реформ в различных сферах: управления государством, землепользования, агротехники, изучении естественных наук (таких, как география), а также в развитии ремесел и торговли [1, с. 268].
По словам корейских ученых, истоки движения «сирхак» исходят из ряда социально-экономических изменений, произошедших в Корее в XVII - XVIII веках. Определенная роль возникновению течения «сирхак» отводится и западной общественной мысли, а также христианской религии, знакомство с которыми происходило через Китай и Японию. Реформы, предлагаемые деятелями движения «сирхак», носили важный практический характер для преобразования экономического, социального, политического и культурного уровня развития страны. Среди них были такие передовые идеи, как введение системы землепользования – «кванчонче», предусматривавшей обобществление земли и ее равномерное распределение между людьми, за исключением шаманов, буддийских монахов и кисэн (корейских куртизанок) [2].
Также важным преобразованием было предложение о замене системы экзаменов «кваго» системой рекомендаций, а также обеспечение одинаковых возможностей для всех, ликвидация института рабства, сословного деления на знатных и незнатных, законнорожденных и незаконнорожденных детей [2].
«Сирхакисты» понимали и необходимость осуществления реформы содержания государственного аппарата: было предложено фиксированное определение бюджета королевской семьи.
С экономической точки зрения мыслители ратовали за свободное товарообращение, перевод налогообложения и выдачу жалований в денежную форму, введение единого налога, что способствовало бы развитию товарно-денежных отношений в стране.
Однако свои взгляды «сирхакисты» выражали не только в различных ученых трактатах и посредством предлагаемых проектов реформ, но и в художественных произведениях. Одним из самых известных поэтов и прозаиков, относящихся к движению «за реальные знания», был Пак Чивон (1737-1805). Ученый создавал свои сочинения на китайском языке и примыкал к наиболее радикальной группе движения – «Северное учение», или «пукхак». Пак Чивон оставил после себя множество литературных произведений, а также труды по философии, истории, военному делу, экономике и музыке.
Несмотря на то, что Пак Чивон рано остался сиротой, он сумел получить образование. Женившись в 16 лет, он воспользовался покровительством тестя и занялся обучением. Обладая природными незаурядными способностями, уже к 20 годам он удивлял окружающих своими знаниями, а к 30 годам молва о нем распространилась и в столице [3, c. 195].
Первым литературным произведением Пак Чивона стало собрание аллегорий, критикующих ученое сословие под названием «Неофициальные биографии из павильона Пангён» («Пангёнгак вэчжон»).
В составе «неофициальных биографий» всего семь произведений, каждое из которых посвящено одному герою, имя или род занятий которого и носит определенная глава произведения.
Среди героев произведений Пак Чивона – люди, оказавшиеся выброшенными в реальность мира, но не нашедшие себя в нем. Писатель создает и выносит на публику образ «естественного человека», который ведет простую жизнь и противопоставлен светскому миру лжи. Писатель осуждает высшее корейское сословие – янбанов, которые «все равно, что разбойники» [3, c. 196].
Будучи приверженцем западных идей, Пак Чивон осуждал слепое следование и заучивание китайских трактатов. Все это не несло никакой практической выгоды обществу, и потому должно было считаться пустой тратой времени. Поэтому янбаны, занимавшиеся лженаукой, могли быть по праву приравнены к разбойникам.
Писатель выдвинул на обозрение публики новый тип героя – «естественного человека», чаще всего представителя низкого сословия, либо обнищавшего аристократа. Герои неофициальных биографий – Ом Хэнсу («Добродетельный золотарь»), Кван Мун («Кван Мун») и Мин («Почтенный Мин») отвергают ценности цивилизации. Их не заботит продвижение по службе, слава и накопление богатства – напротив, их образ жизни напоминает отшельнический путь даосов.
С неофициальными биографиями также тесно связаны два других произведения Пак Чивона, которые впоследствии были включены им в «Китайский дневник»: «Отповедь тигра» и «Господин Хо».
«Отповедь тигра» можно определить как аллегорию, обличающую пороки человеческого общества. Несмотря на то, что образ тигра соотносится у человека со злом, на деле злом не оказывается. Большим порокам подвержен сам человек, создавший нелепые и жестокие законы общества и живущий по ним: «Люди – поистине жестоки! Вы, негодяи, убиваете и с жадностью пожираете тигров и других животных» [4], – заявляет тигр в ответ низкому душой ученому – конфуцианцу Бэй-го, уличенному в запретной связи со вдовой.
В произведении «Господин Хо» Пак Чивон изображает мудреца, всю жизнь посвятившего изучению китайских текстов и не сумевшего таким образом заработать на жизнь. В этой повести автор критикует «политику закрытых дверей», проводимую на тот момент Кореей, а также действия правительства, не способного изменить что-либо в застойном экономическом положении страны. Также очевидна критика традиционных методов образования, которое не приносит процветания стране и людям. Автор ратует за натуральное хозяйство, которое ведут крестьяне, переселившиеся на необитаемый остров и ведущие там простую, «естественную» и счастливую жизнь.
Однако, сочинения литератора, обличавшие ученое сословие, сыграли с ним недобрую службу: он был вынужден бежать из столицы и поселиться в провинции Хванхэ, в горах Ёнам (название которых Пак Чивон в дальнейшем взял в качестве своего творческого псевдонима). Прожив более десяти лет в отшельничестве, он, наконец, смог вновь выйти в свет», попав в состав посольской миссии, направлявшейся в Китай [3, c.195.]
Оставляя заметки о путешествии в Китай, Пак Чивон таким образом создал уникальное для того времени произведение – «Китайский дневник» («Ёрха ильги»).
Название «Ёрха ильги» буквально на русский язык можно перевести как «Подневные записи из Ёрха». Ёрха, или Жэхе по-китайски – провинция, которая была установлена при маньчжурской династии Цин (1644-1911), она занимала территорию на северо-востоке Китая, куда и входил также и столичный округ [3, c. 199]. Миссия, с которой отправился Пак Чивон в Китай, направлялась именно в провинцию Ёрха, отсюда и название дневника.
Произведение было закончено в 1780 году. Оно содержит разнообразный материал: как поденные заметки о самом путешествии, так и различные зарисовки пейзажа, архитектуры и сюжетных миниатюр [3, с. 199].
Следует заметить, что в период создания «Китайского дневника» само отношение корейцев к Китайской империи было особенным: так как Китай с середины XVII века находился под властью маньчжур (династия Цин), корейская интеллигенция была склонна считать маньчжурцев «варварами», незаконно захватившими власть, и признавала легитимность старой китайской династии Мин. Однако, формально корейское правительство с 1637 года признавало вассальную зависимость от маньчжурской империи и потому обязалось ежегодно отправлять посольскую миссию с данью.
Именно поэтому все произведение Пак Чивона пронизано антиманьчжурскими настроениями. В «Китайском дневнике» автор выставляет маньчжурцев в непритязательном виде: чиновников он именует ворами, ученых – вульгарными, а женщин – злыми [3, c. 199].
Большая часть произведения включает в себя картины быта путешественников, их выживания в безлюдной местности и тяжелого пути по бездорожью. Однако в дневнике нет какого-либо пессимизма автора по отношению к трудным условиям. Напротив, он крайне любопытен и пытается осветить происходящее с позиций юмора и жизнелюбия.
Также помимо бытовых картин, в произведении особое место уделено очеркам достопримечательностей Китая, архитектурных сооружений, а также историям из реальной жизни китайцев и корейцев. При помощи историй героев Пак Чивон пытался показать читателям примеры благих и дурных поступков людей. Описывая достопримечательности, Пак Чивон обращал внимание читателей на то, что многие китайские земли в далеком прошлом принадлежали древнекорейскому государству. Он повествовал о подвигах корейских воинов на китайских землях, тем самым возбуждая чувство гордости за родину.
В целом, «Китайский дневник» Пак Чивона отличают новаторские идеи и способы построения материала: при помощи художественного произведения автор стремится, прежде всего, донести до читателя свои собственные взгляды и идеи относительно построения государственного устройства и общества.
Вернувшись из китайской миссии в родные земли, Пак Чивон получил невысокую должность чиновника в провинции. По прошествии некоторого времени писателю удалось достичь карьерных высот: он стал градоначальником Яняна (в провинции Канвон) [3, c. 195].
Помимо прозы, Пак Чивон занимался также и поэтическим творчеством.
Основной темой стихотворений мыслителя являлась природа. Этой теме посвящены как короткие стихотворения автора «Брожу по горам» («Сан хэн»), так и большие поэмы, среди которых особое место занимает поэма под названием «Из беседки Чхонсок наблюдаю восход солнца» («Чхонсогчжон кван иль чхуль») [3, с. 201]. В этой поэме Пак Чивон описывал пейзаж, открывающийся с берега моря в горах Кымгансан. Поэт в ночной темноте наблюдал бурю в холодном море. Поэма посвящена теме противостояния тьмы и света, хаоса и космоса. Конечное рождение солнца в небе над бушующим морем позволяет усмирить хаос и организовать гармонию. Если рассматривать произведение в контексте жизненных позиций Пак Чивона, то в поэме автор пропандировал конечную победу света, разума над темнотой и незнанием, царившим в корейском обществе на тот момент.
Другая тема поэзии в творчестве мыслителя, помимо природы, была непосредственно связана с идеологией движения «сирхак».
Одним из таких произведений стала поэма «Отшельнику из Чвасо» («Чын чвасо санин»), в которой автор высмеял корейских поэтов, создававших свои труды на китайском языке и слепо верящим в исключительную правильность данного метода.
Пак Чивон остался в корейской истории и литературе знаменитым и талантливым представителем идейного течения «сирхак». В его прозе и поэзии звучали конфуцианские идеи об истинном назначении письменного слова. Оно, по мнению Пак Чивона, призвано было просвещать и наставлять, а не развлекать.
Идеи Пак Чивона в дальнейшем получили развитие у его ученика Пак Чега, который также был известным поэтом и ученым, сумевшим получить образование, несмотря на низкое социальное положение.
Библиографический список
- Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. С.268.
- Хан В.С. Корейская философия позднего Чосона в 17- первой половине 19вв. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/vbn1rtf.shtml (дата обращения: 15.06.2016).
- Троцевич А.Ф. История корейской традиционной литературы (до XX века). Издательство Санкт-Петербургского университета. М., 2004. С. 195-201.
- Пак Чивон. Отповедь тигра [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://litrus.net/book/read/76517?p=77 (дата обращения: 15.06.2016).