Исторический подход как один из методологических подходов современной теории и практики педагогической деятельности позволяет делать акцент на качестве решения противоречий и задач целостного педагогического процесса, в структуре которого истории и история педагогики и образования отводят почетное место в выборе методов и средств анализа и прогнозирования результатов образования как гаранта стабильности в развитии личности и общества. Исторический подход и продуктивная педагогика как отрасль инновационной педагогики предопределяют успешный выбор педагога в установлении закономерностей и перспектив самоорганизации педагогических систем и антропопространства в конструктах деятельности и общения, науки и искусства, культуры и спорта, гарантирующих качественное решение всех детерминируемых и оптимизируемых задач современного общества.
Курс «История педагогики и образования» [1-3] закладывает в системе ценностно-смысловых ресурсов самореализации педагога многомерность условий и возможностей педагогического поиска и анализа, располагающих личность и общество к выбору оптимальных возможностей формирования гуманизма в различных системах продуктивного выбора и решений, фасилитирующих учет возрастосообразности современного образования, гуманизма, нормального распределения способностей и здоровья, способности личности и общества к оптимизации всех условий и возможностей самореализации и самоутверждения, определяющих специфические направления и их единство в социальном воспроизводстве уровня развития антропосреды и успешность деятельности личности.
Научно-педагогический поиск и научно-педагогическое исследование [4-16] определяют оптимальное использование ресурсов современного образования, гарантирующих исследование и продуктивное изучения основ курса «История педагогики и образования», возможности которого определяют в дальнейшей практике особенности самоорганизации современного образования и личности обучающегося, получающего образования и образовательные услуги в системе непрерывного образования.
Определив работы [17-21] в качестве примеров исследования и верификации качества детерминации и визуализации качества педагогической деятельности, работы [22-34] в качестве продуктивного использования основ курса «История педагогики и образования», исторического подхода в образовании, попытаемся уточнить возможности продуктивного изучения курса «История педагогики и образования» в современном использовании всей генеральной совокупности методов и средств традиционного и инновационного обучения в высшей школе.
Возможности использования традиционного и инновационного обучения обеспечивают гибкое, планомерное использования основ истории педагогики и образования в профессиональном становлении педагога, синергетическую организацию и оптимизацию возможностей развития и самореализации личности в поле смыслов и ценностей, условий и тенденций образования и образовательного пространства, гарантирующего успешное воспроизводство репродуктивных и продуктивных форм самоотверждения личности и самосохранения личности и общества.
В структуре традиционного обучения курс «История педагогики и образования» может быть определен в конструктах репродуктивно-продуктивных заданий, особенности и специфика которых должны быть непосредственно связаны с будущей профессионально-педагогической деятельностью, определяющей успешность развития личности в системе образования гарантированным правом личности на качественное, персонифицированное образование. В таком понимании все формы традиционного продуктивного обучения (рефераты, творческие проекты, организуемые диспуты, дискуссии и пр.) являются неотъемлемой частью повышения качества современного образования через возможность связи основ истории педагогики и перспектив получаемых результатов в системе непрерывного образования.
Инновационное продуктивное обучение опирается на использование новых информационных технологий в образовании, примерами такой практики могут быть использование видеосредств для качественного изучения и исследования закономерностей современного образование, использование научно-педагогического исследования для иллюстрации уровня и качества решения задач современной педагогической деятельности (моделирование педагогических средств, фасилитирующих изучение основ истории педагогики), создание программно-педагогического обеспечения изучения курса в соответствии с определяемыми и прогнозируемыми изменениями в обществе.
Одной из распространенных форм верификации качества изучения курса «История педагогики и образования» является моделирование дидактического теста по структуре [1-3], используемой в подготовке педагогов НФИ КемГУ на факультете физической культуры. Данная практика унифицировано решает качественное включение будущего педагога по физической культуре в системе научно-педагогического поиска и научно-педагогического исследования.
Продуктивные формы использования основ курса «История педагогики и образования» в инновационном обеспечении современного непрерывного профессионального образования – одно из интересных и полезных направлений научного исследования в педагогике. Использование средств визуализации дидактического материала на лекционных и семинарских занятиях уже мало кого удивляет и вызывает сверходобрение, т.к. единство словесной, визуальной, практической и прогнозируемой учебной деятельности будущего педагога должно быть воспроизведено не только в конструктах средств современной визуализации данных, но и в практике продуктивного выбора личности в решении задач формирования самостоятельности и активности, культуры и этики. Научно-практическая конференция, которая определяется в работе научной секции Международной или Всероссийской научно-практической конференции, где все роли и обязанности распределены внутри секции (видеоинженер, ведущий, оформитель и пр.) позволяет качественно формировать культуру самостоятельной работы личности, являющейся высшей формой решения задач повышения самостоятельности личности в ведущей деятельности и общении.
На примере НФИ КемГУ можно отметить повышение качества и уровня включенности будущего педагога в продуктивное самоутверждение личности через спорт, науку, педагогическую деятельность по трем показателям: 1) повышение количества научных публикаций и очных выступлений студентов в секциях молодых ученых, 2) повышение образовательной успеваемости студентов по педагогическому блоку дисциплин и, как следствие, по другим изучаемым дисциплинам, 3) распространение опыта продуктивной деятельности будущими педагогами в системе непрерывного образования, т.е. совместная работа с обучающимися, педагогами и их родителями, ярким примером такой практики является участие студентов с обучающимися в ежегодной заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося». Качество использования инновационных ресурсов образовательного пространства позволяет осуществлять обмен опытом через социальную сеть «ВКОНТАКТЕ», электронную почту, видеосвязь и прочие средства инновационной системы воспроизводства качества жизни личности и общества.
Исторический подход – уникальный объект современного образования, определяющий в первом приближении использование педагогического моделирования и педагогического проектирования в решении задач определения, утонения, визуализации, оптимизации и организации тех или иных педагогически выгодных преобразований и инновационных включений личности в социально одобряемые формы отношений и самореализации.
Исторический подход важен для развития различных компонентов и функций профессионально-педагогических отношений, возможность качественного использования исторического подхода в решении задач развития будущего педагога может быть проиллюстрирована на специфической задаче детерминации и уточнения категориального аппарата современной педагогики.
В следующей работе мы попытаемся учесть возможности исторического подхода в создании качественного педагогического средства, фасилитирующего выбор личности в решении задач современного образования в системе основ педагогики физической культуры и спорта.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Аксенов Г.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Здоровьесбережение как ценность и продукт педагогической деятельности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13671
- Бердинских А. В. Педагогическая деятельность как теория и практика профессионально – педагогического образования // Наука, образование и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.12-14.
- Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
- Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6532
- Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в исследовании возможностей детерминации и оптимизации идей здоровьесберегающей педагогики // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6563
- Беспалов Д. Е. Особенности изучения исторического подхода будущими педагогами по физической культуре // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.70-72.
- Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Исторический подход в изучении основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5431
- Евстафьев Е. А. Особенности изучения исторического подхода будущими тренерами по хоккею // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.98-100.
- Емец И. Ю. Принцип историзма в изучении основ социального – педагогического знания // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.104-106.
- Зиновьев К. О. Принцип историзма в решении задач здоровьесбережения // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.106-108.
- Михайлов Э. А. Специфика изучения основ социализации в конструктах исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.137-139.
- Петров М. И. Специфика решения задач детерминации категориального аппарата в структуре исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.147-149.
- Петров Н. С. Возможности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения основ исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.149-151.
- Попова А. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.213-214.
- Сальникова Л.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Курс «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6523
- Старченко Д. В. Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре изучения исторического подхода// Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.158-160.