Так как в настоящее время английский язык используется как язык международного общения во всех видах речевой деятельности и во всех сферах жизни общества, нам представляется актуальным поискать и исследовать дополнительные или вспомогательные ресурсы обучения английскому языку, связанные с профессиональной деятельностью и мотивацией обучаемых. Традиционные методы обучения хорошо изучены и широко применяются на практике. Но в связи с новыми реалиями жизни появляется необходимость развивать и совершенствовать новую методику обучения.
Как известно компьютеризация сейчас охватила все сферы жизни общества и знакомство с компьютером начинается с раннего детства, поэтому компьютерный английский язык сейчас востребован и может служить хорошей базой для интеграции с новыми методами обучения английскому языку. Одним из таких новых методов, на наш взгляд, является метаязык компьютерного программирования, хотя использование этого метода ограничивается специальностями изучающими программирование, число таких специальностей с каждым годом неуклонно увеличивается, в УрГЭУ, например, это такие специальности как «Бизнес-информатика», «Прикладная информатика в экономике», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». В дальнейшем планируется ввести еще ряд специальностей, изучающих компьютерное программирование.
Рассмотрим теперь особенности метаязыка компьютерного программирования и его влияние на обучение английскому языку.
Согласно определению О. С. Ахмановой, метаязык (англ, mtalanguage) — «это язык „второго порядка”, т. е. такой язык, на котором говорят о языке же (языке — объекте); язык, объектом которого является содержание и выражение другого языка» [1, с.232].
Метаязык изучается в разделе языкознания, называемом «металингвистика». Металингвистика — это наука о языках «второго порядка» (метаязыках), для которых предметом (материалом, содержанием) является естественный человеческий язык [1, с.230].
Очевидно, что метаязыки бывают разными в зависимости от своего содержания и функции, области функционирования и сложности выполняемых задач. На сегодняшний день одной из актуальнейших сфер применения и развития метаязыка являются языки компьютерного программирования, что объясняется непрерывным процессом роста компьютеризации общества и развитием новых возможностей вычислительной техники (ВТ).
Проведем сравнительный анализ языка программирования с естественным человеческим языком для того, чтобы определить, что такое язык программирования и какую целостную картину языковых вопросов он формирует.
Рассмотрим пять аспектов сравнительной характеристики языка программирования (ЯП) с естественным языком (ЕЯ):
- Область применения: ЯП – работа с ЭВМ; ЕЯ – социальная, научная среда, дискурс и т. д.
- Структура: ЯП – Редуцированная, с отдельными элементами, несущими глубинный смысл; в основном представлен лексическими конструкциями; структура детерминирована определенным порядком следования — алгоритмом; ЕЯ – полная, свободная, синтаксически окрашенная, со множеством компонентов, определяется только коммуникативным замыслом говорящего (пишущего)
- Семантика: ЯП – закодирована через определенную условную систему знаков (слов) и соответствует условному денотату; ЕЯ – представлена в открытом виде и соответствует реальному денотату
- Принцип построения: ЯП – логико-семантические связи и отношения математического происхождения, выстроенные в определенном порядке; ЕЯ – свободное выражение информации
- Функции: ЯП – дать указания ЭВМ по выполнению различных операций ЕЯ – быть средством общения людей; функция отображающего обозначения предметов и явлений жизни; функция выражения деятельности мысли [2, с.13]
Из проведенного анализа следует, что язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд, приказов, четкого руководства к действию; тогда как естественные языки служат для обмена информацией. Язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.
Несмотря на имеющиеся различия языков программирования с естественными языками, между ними имеется и определенное сходство. Это сходство заключается в том, что оба языка — это знаковые коммуникативное системы, предназначенные для передачи связной информации. Это знаки по самому своему существу и «внутреннего» применения не имеют.
Нам представляется возможным, что метаязык компьютерного программирования может играть важную роль в обучении профессионально значимым аспектам языка и видам речевой деятельности.
С точки зрения аспектов языка:
- метаязык расширяет запас общенаучной и терминологической лексики;
- изучение семантики грамматических конструкций, используемой в алгоритмах, способствует запоминанию выбора соответствующих грамматических конструкций;
- структуры алгоритмов помогают логически правильно выстраивать соответствующие развернутые предложения;
- структурированность компьютерного языка помогает легче познать различия в синтаксических и аналитических языках и осуществлять переход от одних языков к другим.
В целом можно сказать, что метаязык помогает развивать логику и мышление, что важно при обучении любому учебному предмету.
С точки зрения видов речевой деятельности изучение метаязыка компьютерного программирования – это активный тренинг навыков чтения и письма, то есть пассивных видов речевой деятельности, а также развитие навыков перевода с одного языка на другой.
В своей профессиональной деятельности любому специалисту, в первую очередь, требуется умение извлекать необходимую информацию из оригинального текста по специальности на английском языке, то есть, другими словами, умение читать английские профессиональные тексты. Поэтому обучение всем видам чтения - просмотровому, ознакомительному, изучающему, поисковому – занимает важное место в профессиональной иноязычной подготовке.
Работа с текстом как с источником информации важна не только с точки зрения извлечения профессионально значимой информации, но также и для развития навыков и умений анализа и смыслового синтеза информации текста (тезирования, аннотирования, реферирования) и развития умений сжатия информации до уровня нескольких предложений (резюме).
С точки зрения навыков письма метаязык компьютерного программирования формирует умение выстроить буквы в слове и записать эти слова, умение построить согласно коммуникативному замыслу соответствующие лексические и синтаксические конструкции, умение сформулировать свои мысли и передать нужную информацию в письменной форме (например, умение составить и прочитать комментарий к программе на английском языке).
В развитии умения письма также важен вопрос выбора имен для различных программных объектов [3] учитывая то, что каждая команда представляет собой набор символов-знаков английского языка, английский язык является главным звеном для написания программного продукта. Поэтому при обучении английскому языку здесь следует обратить особое внимание на имена переменных, процедур и функций, таблиц и полей данных, имена файлов и так далее. Все это способствует процессу интеграции обучения английскому языку и компьютерному программированию.
Овладение навыками перевода сообщений компьютера как необходимого инструмента для расширения информационной базы пользователя включает анализ лексических, словообразовательных, грамматических трудностей перевода и переводческими трансформациями, знакомство с различными видами перевода и редактирования текста. Все это закрепляется в процессе изучения метаязыка.
Таким образом, рассмотрев все вышеперечисленные вопросы, можно сделать следующие выводы:
1. С одной стороны, у программиста, владеющего английским языком, улучшается реакция общения с операционной системой и программными приложениями в процессе интерактивного диалога. Владение программистом профессионально ориентированным английским языком является одной из составляющих профессиональной компетентности программиста [4, с.543] С другой стороны, высокий уровень профессиональной компетентности программиста обеспечивает применение новых методик в обучении английскому языку. Эти два процесса взаимно связаны и работают в одном направлении, что говорит о росте интеграции процессов обучения английскому языку и языкам компьютерного программирования.
2. Можно констатировать тот факт, что язык программирования – это метаязык, стремящийся по своим выразительным средствам к естественному языку, и чем выше уровень развития ВТ, тем сильнее это проникновение.
3. Так как вектор развития и совершенствования языков программирования направлен на создание универсального языка, все более и более отражающего мышление человека, все более актуальным становится вопрос обучения английскому языку, лежащему в основе этого универсального языка.
4. В плане целей и задач дальнейшего исследования можно указать на расширение дополнительных ресурсов обучения английскому языку через:
– развитие языков программирования;
– через язык компьютерного виртуального пространства;
– молодежную субкультуру
Библиографический список
- Ахманова О.С Словарь лингвистических терминов. М.: Либроком, 2016. – 576 с.
- Головин Б.Н- Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1983. – 312с.
- Вельдяксов Н.П. К вопросу подготовки программистов [Электронный курс] / Режим доступа http://www.nikvel.ru/programming/articles/teachprogrammers.php, свободный.
- Баканова М.В. О необходимости изучения английского языка студентами – будущими программистами // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. – 2011– №24 – с.540-543.