В настоящее время в современном мире идет активное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества. Прежде всего это связано с тем, что эти инновации делают нашу жизнь легче и комфортней [1]. Поэтому неудивительно, что информационные технологии и виртуальные коммуникации затронули и сферу образования.
Одним из качественно новых явлений в мире образования, продиктованного особенностями информационного общества, является обширное распространение массовых открытых онлайн‐курсов (от англ. Massive open online courses, MOOC). MOOC — онлайн обучающие курсы с открытым доступом и массовым интерактивным участием, которые применяют технологии электронного обучения и открытый доступ через Интернет. Такие курсы представляют одну из наиболее эффективных форм осуществления дистанционного образования [2]. На сегодняшний день существует множество массовых открытых онлайн ‐ курсов, наиболее популярными из них являются: edX, Canvas Network, Coursera, Khan Academy, Udacity, Лекториум, Универсариум и др.
Появления MOOC в сфере образования можно сравнить с появлением Интернета в мире. Как Интернет открыл для людей огромные возможности в получении информации, так и онлайн-курсы предоставляют безграничные возможности в получении бесплатного и качественного образования [3]. Во время проведения MOOC используются как синхронные, так и асинхронные методы обучения. Синхронный метод обучения предполагает взаимодействие преподавателя с аудиторией в режиме реального времени. При асинхронном обучении учащийся получает доступ к лекциям в течение всего онлайн-курса, может обращаться к ним в любое удобное для него время, может прослушивать их неограниченное количество раз и имеет возможность сохранения видеолекций с целью последующего обращения к ним уже после окончания курса [4].
Образовательный процесс MOOC обычно строится по следующей схеме:
- Изучение на сайте MOOC видеолекций, которые дополнены презентациями и различными дополнительными методическими материалами для закрепления и усвоения пройденного.
- Использование интерактивных форумов для консультаций и обсуждения пройденного учебного материала.
- Выполнение заданий, которые были заданы преподавателем. Это может быть чтение дополнительной литературы, написание эссе, прохождения тестирования и т.п. Сроки сдачи промежуточных и итоговых проверочных заданий строго определены.
- Взаимопроверка выполненных заданий. Это является важной педагогической идеей таких курсов, потому что таким образом участники курса продолжают работу над изученным материалом, но уже не через репродуктивное его освоение, а через продуктивную оценочную деятельность [5].
- Получение сертификата, при условии успешной сдачи итогового экзамена.
Стремительный рост популярности MOOC можно объяснить большим количеством преимуществ, которые они имеют. Можно выделить следующие достоинства онлайн-курсов:
- MOOC открыты и доступны, они предполагают бесплатную основу для желающих. Пол, возраст, социальное положение, предыдущее образование, место проживания и даже наличие или отсутствие денег не влияют на доступ к знаниям. Чтобы принять участие в MOOC достаточно иметь доступ к Интернету. Единственное ограничение, которое может возникнуть — это незнание английского языка, т.к. он является основным языком преподавания онлайн-курсов, однако, из-за растущего спроса и благодаря добровольцам, курсы быстро становятся доступными на многих языках. Кроме того, в настоящее время все больше и больше курсов преподаются на разных языках. Таким образом, MOOC расширяют границы доступа к получению высшего образования и обучению на протяжении всей жизни для людей из разных уголков земли и социальных слоев.
- Знания, получаемые на курсах, актуальны и имеют высокий научный уровень. Благодаря MOOC, появляется возможность обучения в одних из самых лучших вузов мира у преподавателей, экспертов и ученых, имеющих авторитет мирового уровня.
- Внедряются передовые образовательные технологии. Комплексный современный формат обучения, который предполагает использование мультимедийных материалов и интерактивных форм работы, которые включают в себя онлайн-форумы, вебинары, симуляционные лаборатории и т.д., может — при правильном и умелом их применении — с течением времени заменить скучные учебники и сделать процесс обучения намного интереснее, целенаправленнее и эффективнее.
- Взаимопроникновение культур и традиций, обмен знаниями и опытом всех участников образовательного процесса. Стоит отметить, что MOOC привлекает участников с разной культурой, традициями и уровнем знаний, что способствует формированию новых связей и профессиональных сообществ, которые в дальнейшем приведут к успешному решению задач и к реализации совместных проектов.
- Новые способы в продвижении университетов. Благодаря MOOC университеты получают возможность в продвижении собственных образовательных программ во всемирном образовательном пространстве и в привлечении одаренных студентов для дальнейшего обучения. В свою очередь, будущие студенты могут составить впечатление об уровне и широте преподавания в университете. Таким образом, университеты выходят на мировую арену, преодолевая «закрытость» традиционной модели образования, совершенствуя систему образования, привнося новейшие технологии в образовательный процесс [6].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что MOOC — инновационная тенденция в образовании, которая содействует получению знаний на мировом уровне, развитию системы образования в целом, а также развитию межкультурного диалога, социальному и экономическому развитию.
Библиографический список
- Гиляжева, Г.З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г.З., Варфоломеева Т.Н. // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. – С. 306-311.
- Чусавитина, Г.Н. Разработка модели управление рисками, порождаемыми применением дистанционных образовательных технологий в вузе [Текст] / Г.Н. Чусавитина, М.О. Чусавитин, Т.Н. Сахнова // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики: сб. науч. тр. Москва, 2008. – С. 216-218.
- Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
- Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Артюшевская С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: – Новосибирск, 2013. – С 88-98.