На сегодняшний день инновации представляются как фактор повышения экономического роста и развития общества. Степень формирования инновационных процессов образует направленность регионального развития в целях увеличения экономических показателей. Следовательно, сегодня является актуальным вопросом и приобретает большую значимость инновационное развитие регионов. По оценкам специалистов, в настоящее время в Волгоградской области наблюдается низкая инновационная активность, что объясняется недостатком инвестиционных ресурсов и неблагоприятной обстановкой в инновационной сфере [1]. Результативность применения образовательного и научно-технического потенциала в области недостаточна, в связи с чем, без целенаправленной инновационной политики в сложившейся ситуации становится невозможно преодолеть сформировавшиеся тенденции. Следовательно, гарантией увеличения количества научно-технических разработок, обновления производства, развития рынков высокотехнологической продукции в условиях кризиса станет формирование инновационной стратегии. Несмотря на неблагоприятную ситуацию для активизации инновационной деятельности, Волгоградская область обладает достаточным инновационным потенциалом, который характеризуется высокой концентрацией научно-исследовательских и образовательных учреждений (государственные и лицензированные негосударственные вузы, академические и отраслевые научно-исследовательские институты и т.п.).
Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года была утверждена еще в 2008 году, но многие задачи, в частности касающиеся инновационных процессов, остаются нереализованными, а также их осуществление в будущем стоит под большим вопросом. В соответствии с рейтингом инновационного развития регионов на 2014 год, Волгоградская область занимает 30-е место из 83 [2]. Данный результат является неплохим, но все же необходимо целенаправленно двигаться вперед и в ближайшие годы реализовать основные направления стратегии инновационной модернизации.
Отметим главные задачи в инновационной сфере, сформулированные в рамках принятой стратегии [3]:
- радикальное увеличение инновационной активности в регионе;
- усовершенствование системы здравоохранения и правоприменительных институтов в целях эффективного функционирования экономической системы;
- развитие энергетической, информационной и транспортной инфраструктуры, которая является основой для повышения эффективности инноваций и снижения уровня затрат всех секторов экономики;
- создание результативного механизма поддержки инновационных процессов малого и среднего бизнеса.
Полагаем, что важной задачей стратегии региона в неблагоприятных кризисных условиях является слаженное, скоординированное и целенаправленное развитие инновационной системы, создающее условие для полного цикла инноваций от разработки нововведения до его применения [4].
Исследуя существующую информацию о сегодняшнем положении Волгоградской области, в качестве ключевых направлений по инновационному развитию региона в условиях кризиса, мы можем выделить следующие:
1. Совершенствование институциональной сферы инновационной активности, которая предусматривает разработку и осуществление мероприятий по инновационному развитию. Во-первых, это обеспечение конкуренции во всех элементах социально-экономической системы регионального хозяйства, а также организация социальной инфраструктуры общества, соответствующей интеллектуальному сектору экономики.
2. Координация сил государства, бизнеса и науки с целью активизации стремлений по созданию перспективных инновационных технологий, новых товаров и услуг, привлечению ресурсов для научных исследований, усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере технологического, научного инновационного развития.
3. Координация федеральной и региональной политики с целью повышения эффективности существующих и формирование новых методов поддержки инновационного развития на уровне регионов. В первую очередь, данные методы должны быть основаны на том, что совершенно любой инновационный проект должен иметь «региональную привязку», а эффективность реализации проекта зависит не только от финансирования, но и от институциональной бизнес-среды на уровне конкретного региона и от степени развития социальной инфраструктуры [5-7].
Обозначим задачи, решаемые в рамках сформированных направлений:
- постепенная модернизация технологической базы инфраструктуры области, создание новых инновационных компаний в сфере энергетики, фармацевтики, электронной промышленности и другие, направленных на новые рынки и создающие рабочие места;
- совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров для активизации инновационных секторов производства;
- создание конкурентных условий с целью состязательности хозяйствующих субъектов области и роста экономики региона;
- модернизация инструментов финансирования научно-технологического и производственного предпринимательства;
- стимулирование и развитие инновационного предпринимательства;
- стимулирование и развитие малого и среднего бизнеса;
- приток инвестиций в высокотехнологичные отрасли, рост научно-технической сложности производственной деятельности.
Также отметим, что деятельность Администрации Волгоградской области в условиях кризиса должна включать активную поддержку в вопросах сохранения инновационного потенциала области, а также организацию и управление процессами по осуществлению стратегии социально-экономического развития.
В итоге, сценарий инновационного развития Волгоградской области в условиях кризиса нацелен на содействие новым высокотехнологическим производствам, модернизации инновационной инфраструктуры, разработку и выпуск инновационной продукции. И он может быть реализован при осуществлении мероприятий поддержки инноваций в регионе, создании и развитии эффективной инновационной инфраструктуры, создании инновационных центров, научно-исследовательских центров, способных осуществить программные мероприятия.
Библиографический список
- Калинина А. Э., Задорожнева Ю. В. Перспективы реализации инновационного сценария Волгоградской области: проблема и оценка // Региональная экономика, 2012. № 2. С. 23-30.
- Официальный портал Губернатора и Администрации Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.volganet.ru (дата обращения: 21.03.2016).
- Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://volgoduma.ru (дата обращения: 21.03.2016).
- Соколова С. А. Оценка возможностей инновационного развития на примере стройиндустрии Волгоградской области // Креативная экономика, 2014. № 5 (89). С. 29-39.
- Сумина Е. В. Научно-технологическая составляющая инновационной стратегии социально-экономического развития территорий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011. № 8. С. 83-88.
- Баулина О.А. Теоретико-методологические основы кластерного развития Волгоградской области // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2014. № 3. С. 59-68.
- Борисов А.В., Борисова Н.И., Онищенко М.Ю. Энергетические, экономические и экологические проблемы развития современных городов и ее регионов // NovaInfo, 2016. Т. 3. № 41. С. 99-104.