Направленность субъективного контроля личности обучающегося детерминирует степень принятия им ответственности за деятельностью в области достижения и неудач, отношениях с коллективом и т.п. Студент может видеть причины своего поведения и сложившихся обстоятельств во внешних факторах или в собственных усилиях.
Мотивацию к учебной деятельности можно разделить на две группы мотивов — непосредственные и опосредованные. Основание для дифференцирования – взаимосвязанность с осваиваемой профессиональной деятельностью.
Первая группа состоит из мотивов, непосредственно включенных в сам процесс деятельности и подобающих ее социально заданным ценностям и целям. К ним относятся познавательные мотивы, а также мотивы, которые связаны с формированием личности, расширением ее возможностей самосовершенствования, самореализации и т. д.
Вторая группа мотивов связана с целями и ценностями, которые не включены в конкретную деятельность, но могут с помощью ее хотя бы частично удовлетворяться. Сюда можно причислить не только стимульные и социальные мотивы, но и мотивы профессионального достижения.
Также важно учитывать, что выбор стратегии поведения у студентов, а, следовательно, и протекание процесса адаптации, зависит от такой характеристики как уровень субъективного контроля [1, с. 1206-1209].
Процесс вузовской адаптации включает в себя три основных этапа:
- Социально-детерминирующий этап- разрушение старого школьно-домашнего стереотипа поведения и формируется новое поведение, существенно отличающееся от прежнего (младшие курсы вуза);
- Этап профессиональной интенсификации – осознание личностью роли и статуса.
- Завершающий этап формирования профессионально-ориентированной личности.
По-мнению, Ю.П. Поваренкова процесс адаптации студентов в вузе разделяет на два основных периода, в рамках, которых происходит профессиональное развитие студентов:
- учебно-академический (1-3 курсы). На данном этапе происходит становление учебно-академической деятельности;
- учебно-профессиональный (конец 3, 4 и 5 курсы). В данное время осуществляется переориентация учебно-академической деятельности на профессионально-педагогическую деятельность [2, с. 9-16].
Процесс адаптации студентов к обучению в вузе завершается, как правило, к концу 3 курса. Ряд авторов выделяет три основных компонента процесса адаптации студентов: психологический, социально-психологический, и деятельный. Первый компонент содержит в себе модификация социальной роли обучаемого. Социально-психологический компонент содержит в себе перестройку речи студентов и мышления в условиях профессионального обучения. Деятельная составляющая заключает в себе адаптацию к новым психофизиологическим нагрузкам.
Таким образом, первоначальное включение студента в учебный процесс, в среду университета относят к первичной адаптации, где агентами являются родители, семья, ровесники, друзья, учителя и т.д.; а период профессионального становления – к вторичной адаптации, агентами которой являются люди, осуществляющие формально-деловые отношения (руководители учреждений, официальные представители государственных органов).
Библиографический список
- Хизбуллина Р.Р. К вопросу о подготовки кадров в высшей школе: методологический аспект // Экономика и социум. 2015. №4 (17). С. 1206-1209.
- Поваренкова Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. №3. 2014. С.9-16.