Метод кейсов выступает как активный метод, применяемый для обучения студентов в системах очных, заочных и дистанционных форм образования студентов. Деятельность преподавателя при применении кейс-метода заключает в себе две фазы. Первая фаза это сложная творческая работа по разработке кейса, а также вопросов для его анализа. Данная работа происходит за пределами аудитории и состоит из научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя. Подготовленного кейса не достаточно для того чтобы эффективно провести занятие. Для этого нужно еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения будущего занятия. Вторая фаза заключается в деятельности преподавателя в аудитории, где он выступает с вводным и заключительным словом, формирует малые группы и полемику, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает лепту каждого студента в разборе конкретных ситуаций [4]. При обучении методом анализа конкретной ситуации (кейс-метод) студентам предоставляют данные об обстановке в организации, нередко в смешанной форме, в частности, письменное описание ситуации, «рисунки». Некоторые кейсы весьма короткие и состоят из нескольких страниц описания событий в организации. Иные могут быть более обширными и содержать в себе «истинную» информацию, такую как цитаты из прессы, копии внутренних распоряжений, отчеты по проведенным исследованиям. Порой могут предоставляться видео- и аудиоматериалы, содержащие в себе беседы с главными действующими лицами. Большую популярность имеют так называемые небольшие ситуации «мини-кейсы». Это могут быть совершенно короткие, объемом от одного абзаца либо даже предложения до страницы текста, дающие характеристику ситуации в предельно компактной, но довольно информативной форме, для того чтобы можно было осуществить анализ происходящего и обсудить сущность и версии решения конкретной проблемы.
Анализ конкретной ситуации (кейс-метода) состоит из нескольких этапов:
1. Анализ, который состоит в выявлении того, что, как и вследствие, чего происходит в организации, что еще может случиться и почему,
2.Объснение ситуации,
3.Осществление оценки уже принятых мер,
4.Обсуждение допустимых будущие действий и сравнение их потенциальной эффективности. Также может быть предложена ситуация самостоятельно (также в форме письменного задания либо на экзамене, где осуществляется проверка аналитических навыков и понимания концепций) [3].
Наиболее распространенная практика – это применение кейса в случае группового взаимодействия. При изучении психологии, ознакомление с большим диапазоном концепций, теорий, систем взглядов и методов – это лишь только начало. Более значимо способность использовать данные методы в сложных и запутанных ситуациях, которые составляют сущность психологического консультирования. Успех их использования находится в зависимости от понимания контекста применения и умения распутать сложную ситуацию. Кейсы, представляющие собой организационные ситуации, предоставляют подобный контекст и, как правило, определенный уровень сложности [5]. Дабы выбрать «верное лечение», нужно установить «верный диагноз. Данный процесс установки диагноза, безусловно, является решающим, но в реальной жизни ему часто отводится недостаточное внимание. Никогда не бывает «верных ответов» на организационные проблемы, но благодаря кейсам можно лучше постигнуть сущность проблемы и избежать «очевидного», но ошибочного решения. Кейсы, разрабатываемые в группах, предоставляют возможность освободиться от излишней самоуверенности, а взамен получить уверенность в себе, осознать собственную роль в группе, сильные и слабые стороны, научиться дорожить чужим временем и достоинствами разнообразности суждений и взглядов. Кейсы формируют впечатление «реальности» и, значит, истинности, изучения того, что реально происходит на предприятии. Анализ практических условий особо важно для студентов, обладающих ограниченным опытом работы на предприятиях.
Студенты обязаны понимать с самого начала о том, что риск принятия решений возлагается на них, преподаватель же лишь только объясняет следствия риска принятия непродуманных решений.
Роль преподавателя заключается в направлении разговора или дискуссии, к примеру, применяя проблемные вопросы в контроле времени работы, в побуждении студентов отступиться от поверхностного мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс рассмотрения кейса. Время от времени преподаватель может подводить обобщение, пояснение, напоминание теоретических аспектов либо делать ссылки на нужную литературу [1].
Метод кейсов содействует формированию умения рассматривать ситуации, осуществлять оценку альтернатив, избирать наилучший вариант и составлять план его реализации [2]. И если в течение учебного цикла данный подход используется неоднократно, то у студентов формируется постоянный навык решения практических задач.
Библиографический список
- Багиев Г.Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. Интернет-издание, 2003 // (http://www.marketing.spb.ru/read/m21)
- Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале РГТЭУ): коллективная монография/под ред. С.Е. Метелева. -Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. -300 с.
- Спивак В. «Кейсы и методика их решения». // (http://hr.qetu.net/pages/article.html).
- Сурмин Ю.П. «Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика». // (http://www.casemethod.ru).
- Шамис В.А., Курьяков И.А. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ //Сибирский торгово-экономический журнал. 2009. № 9. С. 118-122.
- Шамис В.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ //В сборнике: Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования – основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России Материалы конференции. Омск, 2012. С. 268-271.