ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Шамис Виталий Александрович
ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"
кандидат психологических наук, доцент кафедры "Логистика"

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению метода кейсов, который выступает как активный метод, применяемый для обучения студентов в системах очных, заочных и дистанционных форм образования студентов. Представлены этапы анализа конкретной ситуации (кейс-метода), а также положительное влияние кейс-метода на учебный процесс вуза.

Ключевые слова: активный метод, вуз, кейс-метод, метод, разбор ситуаций


APPLICATION THE CASE METHOD IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Shamis Vitaly Aleksandrovich
Siberian state automobile and road academy
candidate of psychological sciences, associate professor "Logistics"

Abstract
This article is devoted to consideration of a method of cases which acts as the active method applied to training of students in systems of internal, correspondence and remote forms of education of students. Analysis stages of a concrete situation (case method), and also positive influence a case method on educational process of higher education institution are presented.

Keywords: active method, analysis of situations, case method, higher education institution, method


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шамис В.А. Применение кейс-метода в учебном процессе ВУЗа // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14509 (дата обращения: 11.11.2024).

Метод кейсов выступает как активный метод, применяемый для обучения студентов в системах очных, заочных и дистанционных форм образования студентов. Деятельность преподавателя при применении кейс-метода заключает в себе две фазы.  Первая фаза это сложная творческая работа по разработке кейса, а также вопросов для его анализа. Данная работа происходит за пределами аудитории и состоит из научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя. Подготовленного кейса не достаточно для того чтобы эффективно провести занятие. Для этого нужно еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения будущего занятия. Вторая фаза заключается в  деятельности преподавателя в аудитории, где он выступает с вводным и заключительным словом, формирует малые группы и полемику, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает лепту каждого студента в разборе конкретных ситуаций [4]. При обучении методом анализа конкретной ситуации (кейс-метод) студентам предоставляют данные об обстановке в организации, нередко в смешанной форме, в частности, письменное описание ситуации, «рисунки». Некоторые кейсы весьма короткие и состоят из нескольких страниц описания событий в организации. Иные могут быть более обширными и содержать в себе «истинную» информацию, такую как цитаты из прессы, копии внутренних распоряжений, отчеты по проведенным исследованиям. Порой могут предоставляться видео- и аудиоматериалы, содержащие в себе беседы с главными действующими лицами.  Большую популярность имеют так называемые небольшие ситуации «мини-кейсы». Это могут быть совершенно короткие, объемом от одного абзаца либо даже предложения до страницы текста, дающие характеристику ситуации в предельно компактной, но довольно информативной форме, для того чтобы можно было осуществить анализ происходящего и обсудить сущность и версии решения конкретной проблемы.

Анализ конкретной ситуации (кейс-метода) состоит из нескольких этапов:
1. Анализ, который состоит в  выявлении того, что, как и вследствие, чего происходит в организации, что еще может случиться и почему,

2.Объснение ситуации,

3.Осществление оценки уже принятых мер,

4.Обсуждение допустимых будущие действий и сравнение их потенциальной эффективности. Также может быть предложена ситуация самостоятельно (также в форме письменного задания либо на экзамене, где осуществляется проверка аналитических навыков и понимания концепций) [3].

Наиболее распространенная практика – это применение кейса в случае группового взаимодействия. При изучении психологии, ознакомление с большим диапазоном концепций, теорий, систем взглядов и методов – это лишь только начало. Более значимо способность использовать данные методы в сложных и запутанных ситуациях, которые составляют сущность психологического консультирования. Успех их использования находится в зависимости от понимания контекста применения и умения распутать сложную ситуацию. Кейсы, представляющие собой организационные ситуации, предоставляют подобный контекст и, как правило, определенный уровень сложности [5]. Дабы выбрать «верное лечение», нужно установить «верный диагноз. Данный процесс установки диагноза, безусловно, является решающим, но в реальной жизни ему часто отводится недостаточное внимание. Никогда не бывает «верных ответов» на организационные проблемы, но благодаря кейсам можно лучше постигнуть сущность проблемы и избежать «очевидного», но ошибочного решения. Кейсы, разрабатываемые в группах, предоставляют возможность освободиться от излишней самоуверенности, а взамен получить уверенность в себе, осознать собственную роль в группе, сильные и слабые стороны, научиться дорожить чужим временем и достоинствами разнообразности суждений и взглядов. Кейсы формируют впечатление «реальности» и, значит, истинности, изучения того, что реально происходит на предприятии. Анализ практических условий особо важно для студентов, обладающих ограниченным опытом работы на предприятиях.

Студенты обязаны понимать с самого начала о  том, что риск принятия решений возлагается на них, преподаватель же лишь только объясняет следствия риска принятия непродуманных решений.

Роль преподавателя заключается в направлении разговора или дискуссии, к примеру, применяя проблемные вопросы в контроле времени работы, в побуждении студентов отступиться от поверхностного мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс рассмотрения кейса. Время от времени преподаватель может подводить обобщение, пояснение, напоминание теоретических аспектов либо делать ссылки на нужную литературу [1].

Метод кейсов содействует формированию умения рассматривать ситуации, осуществлять оценку альтернатив, избирать наилучший вариант и составлять план его реализации [2]. И если в течение учебного цикла данный подход используется неоднократно, то у студентов формируется постоянный навык решения практических задач.

 


Библиографический список
  1. Багиев Г.Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. Интернет-издание, 2003 // (http://www.marketing.spb.ru/read/m21)
  2. Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале РГТЭУ): коллективная монография/под ред. С.Е. Метелева. -Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. -300 с.
  3. Спивак В. «Кейсы и методика их решения». // (http://hr.qetu.net/pages/article.html).
  4. Сурмин Ю.П. «Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика». // (http://www.casemethod.ru).
  5. Шамис В.А., Курьяков И.А. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ //Сибирский торгово-экономический журнал. 2009. № 9. С. 118-122.
  6. Шамис В.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ //В сборнике: Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования – основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России Материалы конференции. Омск, 2012. С. 268-271.


Все статьи автора «Шамис Виталий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: