Экологическое образование – процесс обучения и развития человека, в ходе которого происходит формирование экологических знаний и навыков по охране окружающей среды и природопользованию и появляется возможность применения этих знаний в повседневной жизни, чтобы сделать свой образ жизни более экологичным для себя и окружающей среды.
В настоящее время на всех уровнях государственной образовательной системы, в том числе в высших учебных заведениях идет формирование экологической грамотности.
Но, к сожалению, сейчас не все люди являются экологически грамотными. Об этом свидетельствует тот факт, что мир живет в состоянии глобального экологического кризиса и его наступление идет высокими темпами во всех странах мира: растет загрязнение атмосферы и воды промышленными выбросами, достигающими 60 – 100 млн. тонн в год; идет существенное потепление климата – на 0,50С за последнее десятилетие; происходит загрязнение почвы – на полях рассеивается около 150 млн. тонн минеральных удобрений в год и свыше 3 млн. тонн ядохимикатов; и многое другое.
Тем не менее, многие люди этого не замечают или не придают особого значения. Так тестирование на знание основ и проблем экологии среди студентов высшего образования показало, что у студентов средний уровень экологической грамотности: только 56% студентов бакалавриата и 58% студентов магистратуры ответили правильно на поставленные вопросы.
Поэтому во избежание дальнейших негативных последствий, связанных с загрязнением окружающей среды, необходимым становится формирование и повышение уровня экологической грамотности населения на всех ступенях государственного образования. В Российской Федерации установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, содержащие определенный комплекс норм, и правил к содержанию, структуре и условиям образования на разных уровнях обучения.
При реализации основных образовательных программ высшего образования образовательными государственными учреждениями, необходимо соблюдать обязательные требования, которые содержатся в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (далее ФГОС ВО). Стандарты ФГОС ВО включают в себя 3 вида требований: к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ.
Каждому направлению подготовки бакалавриата и магистратуры соответствует определенный ФГОС ВО, который содержит свои особенности, отвечающие вышеприведенным требованиям. Мы рассмотрим направления подготовки Экономика и Менеджмент уровней бакалавриата и магистратуры с точки зрения требований к результатам освоения данных программ, и проведем анализ на содержание в них требований, связанных с формированием экологической грамотности.
На каждом направлении подготовки учащийся должен решать определенные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности. В целом они сводятся к информационно-аналитической, организационно-управленческой, педагогической и научно-исследовательской видам деятельности. Для решения этих задач у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые также регламентируются Федеральными государственными образовательными стандартами.
Далее в таблице 1 для направления Экономика приведем компетенции ФГОС ВО, которые могут быть расширены с учетом потребности в экологических знаниях и навыках; для направления Менеджмент – в таблице 2.
Таблица 1 – Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника направления Экономика с учетом потребности в экологических знаниях и навыках
Компетенции для бакалавриата |
Компетенции для магистратуры |
Общекультурные:
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности; - готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий [1]. |
Общекультурные:
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; - готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала [2]. |
Общепрофессиональные и профессиональные:
- способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; - способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий [1]. |
Общепрофессиональные и профессиональные:
- способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках; - способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне; - способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом [2]. |
Таблица 2 – Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника направления Менеджмент с учетом потребности в экологических знаниях и навыках
Компетенции для бакалавриата |
Компетенции для магистратуры |
Общекультурные:
- способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций [3]. |
Общекультурные:
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения [4]. |
Общепрофессиональные и профессиональные:
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений; - способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли [3]. |
Общепрофессиональные и профессиональные:
- владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде; - способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию [4]. |
Как мы видим ни одна из компетенций, содержащихся в ФГОС ВО направлений подготовки Экономика и Менеджмент, не требует экологических знаний и навыков. При этом область профессиональной деятельности выпускников данных направлений обширна и включает в себя предприятия различных отраслей и форм собственности, в том числе промышленные предприятия, на которых часто затрагиваются экологические вопросы. А значит, экологическая составляющая должна быть неотъемлемой частью ФГОС ВО.
Для экологизации ФГОС ВО можно дополнить приведенные компетенции с указанием в них что: стихийные бедствия, чрезвычайные и нестандартные ситуации могут быть вызваны природными явлениями; в основы правовых знаний включены экологические законы; социально-экономические показатели и экономическая политика зависят от экологической обстановки; глобальная среда любой организации включает в себя среди прочих факторов экологические; и другие.
Таким образом, экологические вопросы актуальны и выпускник должен уметь действовать в ситуации экологического кризиса, поэтому необходима экологизация современного образования, а начать этот процесс можно с Федеральных государственных образовательных стандартов.
Библиографический список
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 12.11.2015 № 1327 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.04.2015 № 321 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 7 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры): приказ Министерства образования и науки РФ от 15.04.2015 № 322 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф