КОРРУПЦИОННАЯ ЛОВУШКА

Прошкина Оксана Николаевна1, Корнева Мария Александровна1
1Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, магистрант

Аннотация
В статье поднимается такая важная проблема, как коррупция и механизмы её подавления. Тема является довольно актуальной в России. Немаловажная роль в борьбе с коррупцией отводится государственным инспекциям. Также предлагается рассмотреть перечень мер по борьбе с коррумпированностью.

Ключевые слова: административные барьеры, бытовая коррупция, взятки, инспекции, коррупция, чиновники


CORRUPTION TRAP

Proshkina Oksana Nikolaevna1, Korneva Mariia Aleksandrovna1
1Saint-Petersburg State University of Economics, master student

Abstract
The article raises an important issue: corruption. The topic is quite important in Russian Federation. State Inspectorate plays an important role in the fight against corruption. The paper also proposes to review the list of measures against corruption.

Keywords: bribe, bureaucrats, corruption, corruption barriers, domestic corruption, inspection


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Прошкина О.Н., Корнева М.А. Коррупционная ловушка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14124 (дата обращения: 05.03.2024).

Тема коррупции является довольно актуальной в России, ведь по версии “Transparency International” наша страна в 2015 году заняла сто девятнадцатое место по восприятию коррупции, находясь на одном уровне с такими странами, как Сьерра-Леоне, Азербайджаном, Гайаной [5]. Такое положение России связано, в основном, с обширной коррумпированностью бизнеса, которая влечёт за собой негативные последствия: понижение инвестиционной привлекательности, которое ведёт к сокращению объема капитальных вложений и замедлению темпов экономического роста. Так же одним из результатов коррупции является торможение развития среднего и малого бизнеса. Это происходит, потому что в отличие от крупных компаний малый бизнес намного хуже  справляются с чиновниками, вследствие чего,  происходит перераспределение ресурсов не лучшим образом, а именно в сторону коррумпированных чиновников.

К сожалению, в таких условиях сильно замедляется инновационное развитие и развитие экономики в целом, для которого необходимо наличие  ”здоровой” конкуренции.

Кроме деловой коррупции, существует острая проблема бытовой коррупции. Бытовая коррупция, как и деловая, влечёт за собой ряд негативных последствий: ухудшение уровня качества образования, недоступность эффективного лечения. Более того, рассматриваемая коррупция является платформой  для учинения тяжких преступлений и стимулом для адаптации граждан к отношениям, носящим коррупционный характер.

Существуют некоторые важные особенности проведения исследований коррумпированности в государственных инспекциях. Обращаясь к статистике, связанной с ущербом, нужно понимать, что его нельзя охарактеризовать только количеством выплаченных взяток. Другими важными составляющие ущерба определяются правонарушениями, совершаемыми с использованием взяток. Это миллиарды рублей, которые не попали в бюджет людей, имеющих правовые основания для их получения.

Ещё одним немаловажным аспектом является разделение коррупции на две формы: вымогательство и взяточничество [1]. Данное деление произошло вследствие существенных различий в методах борьбы с ними. Основная отличительная черта взяточничества состоит в том, что и дающая, и принимающая взятки сторона заинтересована в укрытии данного деяния.  Несмотря на то, что масштабы подобных преступлений велики, согласно статистике в нашей стране редко возбуждаются уголовные дела, чаще всего всё заканчивается оправдательным приговором.

В данной работе модели подавления взяточничества рассматриваются как сложная форма коррупции. Также, используя упомянутый подход, искоренять коррупцию необходимо с помощью создания  многоуровневой системы ревизий и проверок. В свою очередь, основной задачей ревизии является установление неисполнения обязанностей инспектором, а не выслеживание получения взяток.

Стратегия инспекции основывается на вероятностях проверок, которые осуществляются посредством поступившей информации [1]. Далее будут рассмотрены разные варианты упомянутой модели.

Первый вариант: фиксированные расходы на проверку и осуществление наказания. Доказано, что если освободить от наказания  агентов некоторых уровней за некачественно проведённую проверку, уровень издержек на содержание инспекций не понизится.

Во втором варианте модели величина издержек на рациональную проверку инспекторами каждого уровня складывается  на основе их заработной платы. Основная цель  заключается в расчетах оптимальных объёмов заработной платы на всех уровнях, используя минимизированные полные затраты, беря во внимание гарантию правомерного поведения. Чтобы рассчитать определённые стратегии инспекции необходимо определить необходимые и достаточные условия оптимальности. Используя описанные выше стратегии организаций, можно найти выход из «коррупционной ловушки» [1].

Можно выделить перечень мер по борьбе с коррумпированностью в России. Одной из таких мер является упорядочивание  работы чиновников. Все развитые страны используют данный метод и добиваются успехов в борьбе с коррупцией. С особым вниманием нужно отнестись к законам или

административным актам, позволяющим  чиновникам определять меру наказания.

Следующая мера связана с увеличением количества проверок и ужесточением наказания. Однако данный метод имеет один недостаток. Ведь при больших объёмах расходов на проверки возникает желание восполнить потери большими штрафными санкциями. Основываясь на историческом опыте, можно полагать, что такой подход может стимулировать правонарушителей на тяжкие преступления и привести к увеличению количества взяток.

Основываясь на исследовании, можно сделать вывод о том, что создание определённой системы засекреченных сигналов, предотвращающих попытки взяточничества, может заметно понизить издержки проверок и организовать эффективную работу инспекции. Но существуют такие ситуации, когда государство не может обещать анонимность. Следовательно, есть необходимость тщательной разработки законодательной системы, связанной с гарантированной защитой человека, сообщившего о правонарушении.

В нашем понимании коррупция в первую очередь ассоциируется с государственной службой. Мы можем наблюдать данное явление, потому что чиновники наделены большой властью и полномочиями, вследствие чего появляется соблазн использовать своё положение в корыстных целях, следовательно, не в интересах всего государства.       Все перечисленные методы по борьбе с коррумпированностью общества будут давать положительные результаты, в случае их строгого исполнения.


Библиографический список
  1. Васин А. А., Николаев П. В., Уразов А. С. Механизмы подавления коррупции //Журнал новой экономической ассоциации. – 2011. – №. 10. – С. 10-30.
  2. Нисневич Ю. А. Коррупция в исторической ретроспективе с уточнениями и дополнениями //Общественные науки и современность. – 2015. – №. 3. – С. 90-100.
  3. Латов Ю. В. Коррупция В Системе Угроз Национальной Безопасности России //Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – №. 1 (33).
  4. Сатаров Г. A. и др. Российская коррупция: Уровень, структура, динамика. Опыт социологического анализа/Под ред. ГA Сатарова //Журнал исследований социальной политики. – 2015.
  5. Transparency International. [Электронный ресурс] – URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto (дата обращения 09.02.2016)


Все статьи автора «Прошкина Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: