ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗА РОССИИ В АНГЛО-АМЕРИКАНСКИХ СМИ

Питерская Снежана Эдуардовна
Забайкальский государственный университет
ассистент кафедры международного права и международных связей

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению особенностей создания культурного образа России в англо-американских СМИ за период 2008-2014 гг. За выбранный нами период стали публикации на следующие темы: открытие Мавзолея на Красной площади, открытие Большого театра после реставрации, проводившийся в Москве в 2009 году, конкурс песни «Евровидение», Зимние XXXII Олимпийские игры – 2014 в Сочи.

Ключевые слова: англо-американские СМИ, имидж, культурный образ, стереотип


FEATURES OF CREATION OF THE CULTURAL IMAGE OF RUSSIA IN THE ANGLO-AMERICAN MEDIA

Piterskaya Snezhana Eduardovna
Transbaikal State University
Department of international law and international relations

Abstract
This article is devoted to revealing the cultural peculiarities of creating the image of Russia in the Anglo-American media over the period 2008-2014 years. For this period we began publication on the following themes: the discovery of the mausoleum on Red Square, the Bolshoi Theatre opening after restoration, held in Moscow in 2009, "Eurovision" song XXXII Winter Olympic Games - 2014 in Sochi.

Keywords: cultural image of the Anglo-American media, image, stereotype


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Питерская С.Э. Особенности создания культурного образа России в англо-американских СМИ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18827 (дата обращения: 23.02.2024).

Большое внимание западной прессы было приковано к Большому театру, его открытию после шестилетней реставрации. В статье [1] газеты «The Gardian», посвященной открытию большого театра, отмечается царское великолепие и роскошь театра: «величественный театр в Москве утопает теперь в красной итальянской ткани и заново позолоченных карнизах». Автор делает отсылку к историческому прошлому театра, а точнее к советской эпохе, когда «культура служила целям демонстрации величия государства». Газета также отмечает, что именно труппа Большого театра подарила «мировой культуре таких звезд балета, как Галина Уланова и Майя Плисецкая», что именно Большой театр «дал миру Вацлава Нижинского, Екатерину Максимову и Михаила Барышникова» [1].

Но наряду с восхищением величием театра, издание «The Guardian» называет Большой театр жертвой российских пороков – «жадности, вульгарности и коррупции» [2]. Большой театр является отражением «ностальгического империализма России Владимира Путина» [3]  . И все же, несмотря на исторически сложившиеся стереотипы о России, журналист подчеркивает самобытность и уникальность  русской культуры: «балет –  самое русское из искусств, а Большой театр – самый русский из театров»[3].

Новый всплеск интереса к Большому театру в западных СМИ был связан с нападением на художественного руководителя театра Сергея Филина 17 января 2013 года. «Уродливая сторона русской красоты» [4] -  такой заголовок дала газета «The Independent».  «Самый престижный театр давно полон интриг, но соперничество еще никогда не возрастало до полномасштабной физической агрессии», – полагает автор. – «Теперь же московский балетный мир ввергнут в шок и отчаяние».

«The New York Times» восхищается мужеством и стойкостью балетной труппы театра, а так же самого Сергея Филина: «Шоу продолжается. Из своей больничной палаты в Москве, с перевязанной бинтами головой, Филин делал указания по постановки «Баядерки» [5].

Конкурс песни «Евровидение», местом проведения которого была выбрана Москва в 2009 году,  песню «Мамо» Анастасии Приходько, представлявшей нашу страну на конкурсе, журналист газеты «The New York Times» называет «воплощением геополитических комплексов постсоветской Украины» [6].  Отмечается традиционный широкий русский размах, «несмотря на кризис, организаторы не жалели денег», как утверждает автор, проведение Евровидения стало беспрецедентным шансом «блеснуть своей страной перед 105 млн. зрителей, и это удалось, Россия задала тон» [6].

Грандиозным событием мирового масштаба стали зимние Олимпийские игры – 2014. Церемония открытия  XXXII зимних Олимпийских игр в Сочи подчеркнула красоту русской культуры и ее богатство, что было отмечено во многих западных СМИ. По мнению «The Washington Post»,  вся программа церемонии открытия Олимпийских игр была «задумана в превосходной степени, эффект был величественным и утонченным» [7].  Снежинка, которая должна была стать пятым олимпийским кольцом и не раскрылась, не ускользнула от внимания газеты, но отмечается: «пусть даже гигантская снежинка так и отказалась превращаться в олимпийское кольцо – искусность церемонии поразила иностранцев».

«Россия открыла Игры в Сочи с шиком и гордостью» – написала «The New York Times» [7]. Газета отмечает прекрасно организованную церемонию, которая сопровождалась произведениями классической музыки и танцами балетных трупп. «Возрождающая Россия воплотила свои олимпийские стремления в реальность. В большой путь, Россия вернулась» – отмечает издание.

Журналисты британской газеты «The Guardian»  Шон Уокер и Оуэн Гибсон пишут, что «церемония открытия была одновременно масштабной и изящной и приковывала внимание к основным достижениям российской культуры – к богатому музыкальному, художественному и танцевальному наследию России» [8].

Как уже упоминалось, об образе России, сформированном во время Олимпийских Игр – 2014 г.,  журналист газеты «The Guardian» Мэри Дежевски пишет «этот образ – отчасти правда, отчасти  бред, отчасти мечта – очень много говорит о том, какой хочет выглядеть сегодняшняя Россия и какой хочет стать» [9].  Дежевски вспоминает о восторгах после церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне: «тогда удалось создать национальный миф для нашего времени и нарисовать портрет сегодняшней Британии, в которой есть место всем. Россия после колоссальных перемен последних 20 лет нуждалась в таком параде не меньше, чем Великобритания» – считает автор статьи. Дежевски подчеркивает, что зарубежные журналисты во время открытия Олимпиады сосредоточились на двух вещах: «снежинке, которая не превратилась в кольцо и странности кириллицы: первые буквы – АБВГД, а не ABCD» [9]. Журналист акцентирует свое внимание  на части торжественной церемонии под названием «Азбука». «Это было, ни меньше, ни больше, попытка создать новый, постсоветский канон культуры» – считает она.  Все вместе: азбука и торжественная процессия показали Россию, которая включает различные виды культур, «традиционные и современные, и каждая эпоха, от Московии до плюсов и минусов советских времен, имела свое надлежащее место, отсутствие догматизма и милитаризма обнадеживает».

Газета  «The Washington Post», достаточно мрачно описавшая открытие олимпиады, в статье «Игры в Сочи оживили воспоминания о гнетущей власти и стойкости духа» [10] отмечает, что финальную же церемония была «элегантна как яйцо Фаберже: блестящий вечер, триумф русского искусства». Несмотря, на восхищение журналиста закрытием игр, Майк Вайз упоминает про отношения США и России: «в стране, всегда бывшей оплотом мирового антиамериканизма», прозвучала музыка американских композиторов, в том числе уроженца Украины Дмитрия Теркина».

Таким образом, в западной прессе складывается неоднозначное отражение культурного образа России. С одной стороны, авторы статей восхищаются величием и богатством нашей страны, огромным ее вкладом в мировую культуру, и одновременно проводится параллель с коррупцией, бросающая тень на культуру России. Нередко обозреватели делают отсылку к советскому прошлому, а также рассматривают культуру через призму империализма.


Библиографический список
  1. Царская роскошь: Большой театр вновь открывается после шестилетней реконструкции// Inosmi.ru  28.10.2010. URL: http://www.inosmi.ru/social/20111028/176738626/.html (дата обращения:10.12 .2016)
  2. Большой театр охвачен скандалами и интригами// Inopressa.ru  23.03.2011. http://www.inopressa.ru/article/23%D0%9C%D0%B0r2011/guardian/bolshoi.html“>URL:http://www.inopressa.ru/article/23Маr2011/guardian/bolshoi.html (дата обращения:10.12. 2016)
  3. Большой театр кружится во танце власти// Inopressa.ru  23.11.2013. URL:http://www.inopressa.ru/article/23Nov2013/nutimes/bolshoi.html  (дата обращения:15.12.2016)
  4. Shaun Walker The ugly side of Russian beauty // The Independent 21 Jun . 2013  // URL: http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/theatre-dance/features/the-ugly-side-of-russian-beauty-8459250.html (дата обращения:20.12.2016)
  5. Эллен Барри Потрясенный, но непреклонный большой продолжает танцевать URL:  http://www.inopressa.ru/article/29jan2013/nytimes/theatre (дата обращения:20.12.2016)
  6. Sophia Kishokovskay Norway, While Russia Calls the Tune// The New YorkTimes,7Мау,2009http://www.nytimes.com/2009/05/07/world/europe/18%D1%88%D1%80%D0%B5-russia.html?r=482“>URL:http://www.nytimes.com/2009/05/07/world/europe/18шре-russia.html?r=482 (дата обращения:21.12.2016)
  7. «Поэзия в движении» или «отредактированная» история? Зарубежные СМИ о церемонии открытия Игр // Inosmi. ru08.02.2014.URL: http://www.inosmi.ru/russia/20140208/217319280/.html (дата обращения:21.12.2016)
  8. Shaun Walker, Owen Gibson Putin declares Sochi open at captivating ceremony//The Guardian 7 Feb, 2014// URL: http://www.the guardian.com/2014/feb/07/putin-winter/Europe (дата обращения:20.12.2016)
  9. Mary Dejevsky How international coverage missed the point of the Sochi opening ceremony // the Guardian, Feb. 13,2013 URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2014/feb/13/sochi-opening-ceremony-russia-snowflake (дата обращения:20.12.2016)
  10. Mike Wise Sochi Games provided memories of oppressive power and resilient spirits http://www.washingtonpost.com/sports/olympics/sochi-games-provided-memories-of-oppressive-power-and-resilient-spirits/2014/02/23/31238d46-9cb0-11e3-ad71-e03637a299c0_story.html?tid=up_next (дата обращения:20.12.2016)


Все статьи автора «Питерская Снежана Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: