ОПЫТ ИТАЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ

Садретдинова Эльвина Рустамовна1, Юлкина Светлана Андреевна1
1ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"

Аннотация
Данная статья посвящена описанию распространения регионального уровня управления, выявлению причин основания региональных политико-административных единиц и описанию опыта Италии в формировании регионального уровня управления.

Ключевые слова: Италия, региональная экономика, уровень управления


EXPERIENCE OF ITALY IN FORMATION REGIONAL LEVEL OF MANAGEMENT

Sadretdinova Elvina Rustamovna1, Yulkina Svetlana Andreevna1
1Bashkir State University

Abstract
This article describes the strengthening of the regional government level in Italy, the exploring the reasons for the establishment of regional political-administrative units and description of the Italian experience in the formation of a regional level of administration.

Keywords: Italy, level of management, regional economics


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Садретдинова Э.Р., Юлкина С.А. Опыт Италии в формировании регионального уровня управления // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18793 (дата обращения: 22.02.2024).

С пятидесятых годов двадцатого века шло масштабное распространение регионального уровня управления, и, в первую очередь, в западноевропейских унитарных государствах. Именно в это время понятие «регионального управления» или «региональной власти», стал применяться для определения способов управления на уровне крупных территорий, внутри которых, в свою очередь, также имеется система местного самоуправления. В числе основных причин основания региональных политико-административных единиц традиционно перечисляются следующие:

1. Размывание власти с целью предотвращения возможности возникновения новых диктатур;

2. Раскол мощной и неэффективной национальной бюрократии;

3. Ликвидирование чрезмерной политической концентрации на национальном уровне.

4. Побуждение процессов регионального планирования, которые бы смогли заменить провалившиеся общенациональные;

5. Реакция на натиск со стороны находившихся в регионах лингвистических и культурных движений;

В Италии обширное распространение региональный уровень управления получил с 80-х годов. Региональный уровень управления так же был заложен в послевоенную конституцию Италии 1970 года в качестве ключевого средства демократизации и децентрализации власти. Но, несмотря на это, большее количество самостоятельных регионов было создано только в 70-е годы. Только регионы особого статуса, в числе которых Сардиния, Сицилия, Южный Тироль получили статус региона значительно раньше, однако лишь в 1977 г. государство предоставило им наиболее обширные полномочия. В настоящее время в Италии насчитывается порядка 20-ти регионов, численность населения в регионах колеблется в диапазоне от 111500 до 8500 человек. Все регионы имеют собственную избираемую населением региональную Ассамблею, которая избирает Правительство, исполнительную власть во главе с президентом региона. Деятельность правительства заключается в реализации политических решений принимаемых в столице Италии – Риме.

Центральное правительство страны имеет право наложить запрет на любое решение региональной Ассамблеи и так же может распустить её. Так же стоит учитывать, что италийские регионы – это лишь искусственно созданные конструкции. Отличаясь от регионов, которые имеют специальный статус, они не имеют исторических корней, и их границы, в большинстве случаев, не совпадают с границами существующих региональных сообществ. Политическая жизнь в регионах сильно зависит от центральных политических партий, которые, в свою очередь, воспринимают региональные выборы как их национально-политическое сопротивление, где региональные вопросы не имеют особой роли в процессе предвыборной борьбы. Именно поэтому большинство регионов испытывают затруднения в развитии и реализации собственной политической культуры.

Одно из первых важнейших предложений группы партий – «регионального фронта» – было представлено в 1991 году в декларации «К новому статусу региона». Данное предложение включало в себя:

1. Требование расширить полномочия регионов;

2. Определить четкое разграничение полномочий между центром и регионами;

3. Участие представителей регионов в законодательном политическом процессе на национальном уровне;

4. Расширение финансовой автономии регионов.

Данное предложение только поспособствовало разрастанию конфликта между центром и регионами. Разросшийся конфликт продолжался вплоть до 1993 года. Регионы выступили с «Хартией регионов Италии», они требовали внести принцип субсидиарности в Конституцию страны. В целом начало 1990-х годов можно охарактеризовать внезапным подъёмом итальянского регионализма, где большую роль играют культурные, этнические и лингвистические факторы.

На данный момент регионы требуют установления непосредственных и прямых контактов с институтами Евросоюза. Данный процесс уже реализовывается, при этом центральное правительство невольно принимает эту ситуацию, хотя эти отношения всё же устанавливаются на стадии реализации принятых политических решений, чем на стадии принятия решений. Отдельные регионы создают специальные комитеты ЕС. В созданные комитеты включаются представители университетов, местных властей, союзов и ассоциацией предпринимателей. Важнейшая задача данных комитетов – консультировать региональные власти по вопросам, касающимся интеграции. Стоит отметить, что, в основном, северные и центральные регионы проводят более активную политику, они играют главную роль в лоббировании местных экономических интересов. Из этого следует, что Итальянский регионализм встречает на своём пути два типа трудностей:

1. Избыточная роль национальных отраслевых министерств;

2. Несерьёзное отношение итальянских южных регионов, которые больше всего нуждаются в региональной политике ЕС, но, несмотря на это почти не проявляют никакой инициативы.

Несмотря на это, регионализация итальянской политики и общественной жизни удалась. Также необходимо отметить, что регионы вытесняют провинцию из политической иерархии страны. За последнее время Италия ощутимо сдвинулась по пути регионализации и децентрализации. Теперь регион является основной территориальной единицей итальянской политики. Региональные институты прочно укрепились в Италии, и оказывают сильное воздействие на политическую культуру страны. Лабораториями политических инноваций становятся региональные правительства, которые практически во всём определили новый способ to do politics («делать политику»). На основе анализа существующего законодательства можно сделать вывод, что Италия никогда не сможет стать федерацией, так как текущий конституционный и политический статус регионов нельзя сравнить с конституционным и политическим статусом, например, Германии.


Библиографический список
  1. Ахунов Р.Р. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева и др. // Инновационное развитие российской экономики: Сборник научных трудов IX Международная научно-практическая конференция, 25-28 октября 2016г. Т.2. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с.12-15.
  2. Гладышев А.Г.Правовые основы местного самоуправления: учебное пособие. – М.: Варяг, 2010. – 140с.
  3. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: учебное пособие. – М.: Элит, 2011. – 455с.
  4. Рабцевич А.А. Формирование макрорайонов как метод управления народно-хозяйственной системой региона // Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой промышленности и смежных отраслей: материалы IV студенческой научно-практической конференции с международным участием, 30 мая 2014г. – Пермь: ПНИПУ, 2014. – с.219-223
  5. Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Н.Романов, В.В.Кузнецов. – М.: Академия, 2010. – 450с.
  6. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
  7. Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – С.74-80.
  8. Таймасов А.Р. Устойчивое развитие региональной системы в современных парадигмах // Ноосферная парадигма модернизации экономики региона: возможности и реалии устойчивого развития: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, 12 марта 2015 г. – Уфа: Аэтерна, 2015. – с.102-111.
  9. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебник / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа:, 2015.
  10. Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.


Все статьи автора «Садретдинова Эльвина Рустамовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: