Пристальное внимание ученых, экспертов, представителей властных структур к проблемам монопрофильных городов можно объяснить огромным общественным резонансом последних десятилетий. Именно в моногородах переплелись противоречивые интересы бизнесменов, государственных чиновников, представителей местных властей, общественности, населения – всех, кто в той или иной степени испытал на себе потрясения объективного и субъективного характера. Монопрофильность экономики, перекосы хозяйственной структуры делают любой моногород заложником одного-двух градообразующих предприятий.
Критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» [1].
Волчанский городской округ является муниципальным образованием Северного управленческого округа Свердловской области; в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 он был отнесен к категории 1 – «города с наиболее сложным социально-экономическим положением».
Ведущую роль в экономике городского округа играет одно предприятие – «Волчанский механический завод» (производство вагонов малых серий, комплектующих к вагонам, грузоподъемной тары, газовых баллонов, мебели), филиал АО «НПК «Уралвагонзавод». Предприятие обеспечивает занятость 35,4% экономически активного населения городского округа. Градообразующее предприятие за 2015 год обеспечило 86,5% объема отгруженных товаров, и более 30% налоговых поступлений. В ведении Волчанского механического завода находятся: гостиничный комплекс города, оздоровительный комплекс, Дворец Культуры.
Весь 2015 год работники предприятия находились в режиме неполной занятости, объем выпускаемой продукции снизился на 62,6 %, или 1515,8 млн. руб., к уровню 2014 года и составил 905,35 млн. руб.
Таблица 1. Основные показатели развития Волчанского механического завода, 2010-2015 гг. [2,3]
№ п/п |
Показатели |
Период |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
Среднесписочная численность, человек |
929 |
974 |
995 |
966 |
965 |
895 |
в % от численности занятых в экономике |
26,9 |
27,2 |
28,4 |
30,5 |
32,6 |
35,4 |
|
2 |
Величина среднемесячной заработной платы, руб. |
15297 |
20419 |
27215 |
26447 |
27374 |
24819 |
Производительность труда в 2014 году составила 2570 тысяч рублей на одного работника или 86 процентов к уровню 2013 года (рис. 1, табл. 3).
Рисунок 1. Динамика производительности труда на Волчанском механическом заводе, 2007-2014 гг., тыс. руб. [2,3]
Основными ограничивающими факторами развития промышленного производства Волчанского городского округа являются:
-
низкая загрузка имеющихся производственных мощностей. Кроме того, значительная часть производственных мощностей не соответствует современным требованиям и отличается высоким уровнем износа;
-
снижение инвестиционной активности. В мае 2015 года проведено полное сокращение численности работающих на бывшем градообразующем предприятии – Волчанском разрезе. С декабря 2014 года предприятие не вело хозяйственную деятельность. Волчанский разрез (филиал ОАО «Волчанский уголь») представлял добывающую отрасль в городе и вел добычу угля открытым способом. Ранее предприятие обеспечивало 15% занятости от общего числа занятых в экономике города, более 15% налоговых поступлений (табл. 2).
Таблица 2. Основные показатели развития Волчанского разреза, 2010-2015 гг. [2,3]
№ п/п |
Показатели |
Период |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1 полугодие 2015 года |
||
1 |
Среднесписочная численность, человек |
801 |
793 |
673 |
556 |
385 |
189 |
в % от численности занятых в экономике |
13,8 |
13,7 |
11,6 |
16,1 |
13 |
7,1 |
|
2 |
Величина среднемесячной заработной платы, руб. |
16528 |
18677 |
19628 |
23041 |
21999 |
27889 |
До 2012 года предприятие стабильно увеличивало годовые объемы производства: годовой индекс промышленного производства в 2011- 2012 гг. составлял 108,3 %; объем промышленного производства в 2012 году превысил 1145,5 млн. руб. Плановое закрытие Волчанского разреза связано с истощением угольных запасов.
В структуре промышленного производства Волчанского ГО наибольшую долю в 2009 году занимала добыча угля. К 2015 году структура полностью изменилась с закрытием угольного производства: доля добывающих производств падает, доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды увеличивается (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика структуры промышленного производства Волчанского городского округа [2,3]
В 2014 году по сравнению с 2007 годом выработка на 1 работника увеличилась, однако уменьшилась к уровню 2012 года (табл. 3).
Таблица 3. Основные показатели развития промышленного производства Волчанского городского округа, 2007-2014 гг. [2,3]
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Оборот организаций промышленного комплекса, млн. рублей |
1038,5 |
1416,3 |
1483,1 |
1927,0 |
3021,6 |
4205,1 |
3556,3 |
2964,3 |
Выработка на 1 работника, тыс. рублей |
449,8 |
634,0 |
646,2 |
981,7 |
1540,1 |
2229,6 |
2082,1 |
1955,3 |
Состояние экономики создает основу для уровня жизни населения. В 2014 году среднедушевые денежные доходы населения Волчанского городского округа составили 7359 рублей (рис. 3); основной составляющей структуры денежных доходов экономически активного населения остается оплата труда – 84,2 % (доходы от предпринимательской деятельности – 2,1 %, прочие доходы, в том числе и социальные выплаты – 13,7 %).
Рисунок 3. Динамика среднедушевых денежных доходов в Волчанском городском округе и Свердловской области, 2008-2014 гг. [2,3]
В 2007-2014 годах наблюдалась положительная динамика заработной платы, однако она продолжает оставаться низкой (порядка 68%) относительно заработной платы по Свердловской области (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика среднемесячной заработной платы в Волчанском городском округе и Свердловской области, 2008-2014 [2,3]
Демографическая ситуация в округе характеризуется стабильным оттоком и старением населения. С 2000 года
численность постоянного населения Волчанского городского округа сократилась с 12,4 до 9,716 тыс. человек; снижение составило 21,6 % к уровню 2000 года (рис. 5).
Рисунок 5. Динамика среднегодовой численности постоянного населения Волчанского городского округа, 2004-2014, тыс. чел. [2,3]
Остается неблагоприятной половозрастная структура населения: растет численность населения старше трудоспособного возраста, увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население.
Проблемы Волчанского городского округа по своей природе и происхождению делятся на две группы [4]:
1) проблемы долгосрочного (стратегического) характера, имеющие исторические корни и обострившиеся в течение последних 5 – 10 лет:
- специализация на добывающем производстве с невозобновляемыми и ограниченными источниками сырья (Волчанский уголь);
- ориентация градообразующего предприятия на внутренний рынок (Волчанский механический завод) и его технологическая отсталость;
- слабая диверсификация экономики города;
- миграционный отток населения и сокращение его численности;
- минимальные возможности для профессиональной реализации жителей города;
- низкий уровень доходов населения городского округа;
2) проблемы средне- и краткосрочного характера, возникшие под влиянием кризисных явлений в экономике:
- снижение спроса на продукцию градообразующего предприятия;
- сокращение численности занятых на производстве.
Тем не менее, Администрация Волчанского городского округа акцентирует внимание на «сильных сторонах» потенциала округа, к которым относит:
1) природные ресурсы для организации на территории округа новых видов экономической деятельности – деревообрабатывающих производств и предприятий строительной индустрии;
2) близость к формируемому автодорожному коридору «Пермь – Серов – Ханты – Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск»;
3) близость к формируемому туристско-рекреационному кластеру Северного Урала «Уральский меридиан»;
4) возможности для развития мясного и мясо-молочного животноводства.
5) низкую стоимость жилья, создающую возможности для внешней миграции [4].
Очевидно, что наиболее реальный вариант развития Волчанского городского округа связан с развитием Волчанского механического завода. Завод является филиалом Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», то есть связан с оборонно-промышленным комплексом. Ожидается, что в долгосрочной перспективе росту производства будет способствовать наличие государственных заказов и модернизация предприятий ОПК.
Кроме того, в Свердловской области активно ведется работа по формированию индустриальных парков с государственным участием. В моногороде Краснотурьинске, расположенном в 34 километрах от Волчанского городского округа, реализуется проект создания индустриального парка «Богословский» [5]. Индустриальный парк должен стать инструментом, обеспечивающим благоприятные условия для привлечения инвестиций, экономического роста и повышения качества жизни населения. Планируемое в рамках проекта создание к 2020 году 2000 рабочих мест позволит обеспечить занятость населения и в близлежащих городах, в том числе в Волчанске.
Пример Волчанского городского округа показывает: экономическое и социальное развитие российских моногородов находится в кризисном состоянии. Очевидно, что проблемы моногородов не удастся решить быстро, в течение нескольких ближайших лет, и экономика их будет медленно и болезненно адаптироваться к новым условиям, приобретая новые функции.
Анализ отечественного и зарубежного опыта демонстрирует, что инвестиции на восстановление экономики в моногородах первоначально должны направляться на реконструкцию градообразующего предприятия, но в последующем – в виды деятельности, обеспечивающие удовлетворение текущих потребностей населения: переработку продукции растениеводства и животноводства, производство строительных материалов из местного сырья, услуги рекреации, ремонта бытовой техники и транспортных средств. Такая направленность инвестиций позволит создать многофункциональность городской экономики. При этом важно решать задачу в двух направлениях: с одной стороны, ориентироваться на создание наукоемких рабочих мест, а с другой – расширять трудоемкие производства, чтобы увеличивать занятость населения, поскольку трудоемкость не противоречит наукоемкости.
Интеграция усилий государственных, муниципальных органов власти и местного сообщества, аккумулирование собственных и привлеченных ресурсов дают надежду на сохранение и развитие имеющегося у Волчанского городского округа потенциала.
Библиографический список
- О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709. – Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70607142/#ixzz4TH7n5t6U
- Итоги социально-экономического развития Волчанского городского округа за 2015 год. Волчанский городской округ, 2016. – 35 с.
- Доклад главы Волчанского городского округа о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Волчанского городского округа за 2015 год и планируемых значениях на 3-летний период. Волчанский городской округ, 2016. – 39 с.
- Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Волчанского городского округа на период до 2030 года: Постановление главы Волчанского городского округа от 11.04.2016 г. № 242.
- Индустриальный парк «Богословский» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslovsky.com/