Успешность модернизации промышленных предприятий в крупнейших городах региона во многом зависит от качества регулирующих воздействий со стороны органов власти всех уровней (соблюдения иерархичности, непротиворечивости, преемственности действий). Такая система связей и отношений характеризуется термином «механизм».
Механизм (от греч. μηχανή – искусство построения машин) – это внутреннее строение, устройство какой-либо системы (например, региональной системы), в которой силы воздействия, взаимодействия, приводящие в движение всю систему, одну или несколько структур (подсистем), подчиняются определенному порядку и последовательно преобразуются в единое согласованное движение во времени и пространстве [1, с. 481]. Механизм является производной категорией по отношению к регулированию в целом и служит средством выражения его осуществления. Составной частью механизма являются методы (греч. μέθοδος – путь к чему-либо) – способы достижения какой-либо цели, и инструменты (лат. instrumentum - орудие) – орудия, средства, используемые в рамках каждого из методов.
Механизм регулирования модернизации промышленности предназначен посредством совокупности конкретных методов, инструментов, правил, приемов, процедур, технологий, связей и отношений (вертикальных, горизонтальных, прямых, обратных, непосредственных, косвенных, ближайших и отдаленных, промежуточных и конечных и т.п.) воздействовать на функционирование и обеспечить модернизацию промышленных предприятий, расположенных на территориях разного уровня.
В свою очередь, механизм модернизации промышленности крупнейших городов региона представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий и действий, реализуемых и корректируемых органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, направленных на мобилизацию и эффективное использование промышленного потенциала территории, на активизацию и стимулирование инвестиционных и инновационных процессов в крупнейшем городе с позиции достижения тактических и стратегических целей развития (саморазвития) региона.
Выделим основные механизмы модернизации промышленности.
1. Программно-проектный механизм.
В его основе лежит разработка и реализация комплексной Стратегии развития муниципального образования. Стратегия должна определять как концепцию и приоритеты развития – целевые ориентиры управления, так и программу действий – планы, программы, проекты, а также выступать основой взаимосвязи этапов процесса управления в долгосрочной и краткосрочной перспективе [2, с. 112]. В свою очередь, программа, как правило, включает совокупность проектов, направленных на реализацию конкретных задач.
Возможна реализация точечных программ развития промышленности, наиболее востребованными методами которых являются:
- налоговые (отсрочка или рассрочка уплаты налоговых платежей, налоговые льготы и т.п.);
- финансовые (выдача грантов или кредитов на льготных условиях, участие в уставном капитале);
- административные (ускорение и упрощение процедур получения необходимой разрешительной документации).
Особенно остро стоит необходимость разработки программ развития трудовых ресурсов промышленности крупнейших городов как ядер, концентрирующих квалифицированные трудовые и научные кадры. К инструментам реализации таких программ можно отнести:
- подготовку управленческих и инженерно-технических кадров в соответствии с текущими и перспективными потребностями промышленности;
- конкурсный отбор претендентов на обучение;
- создание общедоступных баз данных по подготовленным специалистам.
В перспективе необходимо заняться разработкой комплексных программ, где присутствует серьезный мультипликативный эффект.
2. Инновационно-технологический механизм включает развитие внутригородской и региональной кооперации, стимулирование инновационной деятельности, информирование предприятий о международных стандартах качества продукции и приоритетных направлениях модернизации и исследований, заключение соглашений между научными, промышленными и финансовыми организациями о взаимодействии при реализации инновационных проектов.
К методам стимулирования инноваций и модернизации в промышленности, на основании удачного зарубежного опыта, можно отнести:
- упрощенную систему патентования разработок и мощную защиту интеллектуальной собственности;
- предоставление налоговых и кредитных льгот инновационным производствам;
- создание среды для генерирования и коммерциализации изобретений – технопарков, бизнес-инкубаторов.
3. Позиционный механизм заключается в формировании маркетинговой стратегии промышленных предприятий, активизации выставочно-ярмарочной деятельности, конкурсов, заключении межрегиональных соглашений, организации региональных представительств; весьма сильным позиционным и имиджевым эффектом обладают рейтинги ведущих экспертных агентств. Косвенные методы содействия модернизации промышленности позволяют создать единое информационное пространство, к ним относятся:
- формирование и постоянная актуализация баз данных по имеющимся ресурсам, предлагаемым к реализации инвестиционным проектам;
- регулярная организация мероприятий, предполагающих оценку тенденций и обсуждение прогнозов развития промышленных предприятий.
4. Финансовый механизм – это основной механизм модернизации промышленности, так как именно он позволяет реализовывать намеченные мероприятия. В настоящее время предприятия Российской Федерации ориентируются на два ведущих источника ресурсов для проведения модернизации – бюджетные (федеральные, региональные) и собственные средства.
Средства федерального и территориальных бюджетов чаще всего используются по следующим направлениям: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; внедрение в производство образцов оборудования, максимально соответствующих продукции мировых лидеров; совершенствование профильного образования с целью обеспечения промышленности квалифицированными кадрами; предоставление субсидий в части процентных ставок долгосрочных кредитов под важнейшие проекты технического перевооружения и расширение производственных мощностей предприятий машиностроения.
5. Механизмы частно-государственного партнерства.
Новой философией стратегического управления является развитие партнерских отношений, базирующихся на сильных сторонах участников, переход в моделировании экономических взаимоотношений от концепции «конкурент» к концепции «партнер». К стратегически важным механизмам модернизации машиностроения в крупнейших городах региона следует отнести налаживание механизмов частно-государственного партнерства - сотрудничества между органами государственной власти и частным сектором. От степени заинтересованности в результатах совместной деятельности всех участников процесса зависит скорость продвижения по выбранному курсу.
6. Кластерный подход.
Реализация кластерного механизма стимулирования модернизации промышленности предусматривает выявление и создание разноуровневых (национальных, региональных, локальных) центров экономического роста. Все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба синергии [3]. Механизмы кластерообразования направлены на формирование полюсов конкурентоспособности, которые характеризуются коллективной производительностью, эндогенностью инноваций, а также тем, что объединяющим элементом для сотрудничества организаций, относящихся к различным сферам, является активное его стимулирование со стороны государственных и общественных органов [4].
Использование каждого из предложенных механизмов модернизации крупных и средних предприятий высокотехнологичных отраслей машиностроения в крупнейших городах региона (а также их сочетание) будет выступать в качестве катализатора развития смежных, менее технологичных производств не только в регионах, но и в масштабе всей страны.
Библиографический список
- Срединный регион: теория, методология, анализ / Е. Г. Анимица, А. А. Глумов, Е. Б. Дворядкина, Е, М Кочкина, Н. В. Новикова; рук. авт. кол. Е. Г. Анимица. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009.
- Шевченко И.К. Программно-проектный инструментарий поддержки процесса управления экономическими системами: теория, методология, инструментарий. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
- Лаврикова Ю.Г., Татаркин А.И. Кластерная политика регионов в пространственном обустройстве Российской Федерации // Современные производительные силы. 2015. № 2. С. 111-126.
- Лаврикова Ю.Г., Романова О.А. Промышленная политика как инструмент неоиндустриализации региональных промышленных систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 67-77.