ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Камерилова Галина Савельевна1, Гарина Юлия Сергеевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, магистрант

Аннотация
В статье обосновывается необходимость формирования гражданской индентичности у учащихся старших классов при изучении состава вооруженных сил России. Предлагается технология модульного обучения, позволяющая на базе выделенных модулей и учебных единиц эффективно организовать процесс обучения достичь поставленных целей.

Ключевые слова: гражданская идентичность, модульная технология модуль, состав вооруженных сил России, учебный элемент


FORMATION OF CIVIL IDENTITY AT SENIORS WHEN STUDYING THE COURSE «BASICS OF SAFETY OF HUMAN LIFE»

Kamerilova Galina Savelievna1, Garina Yulia Sergeyevna2
1Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of physiology and safety of human life
2Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin, undergraduate

Abstract
Need of forming of a civil indentichnost at the studying senior classes when studying structure of armed forces of Russia is proved in article. The technology of modular training allowing based on the allocated modules and educational units effectively is offered to organize training process to achieve effective objectives.

Keywords: Civil identity, educational element, modular technology module, structure of armed forces of Russia


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Камерилова Г.С., Гарина Ю.С. Формирование гражданской идентичности у старшеклассников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18561 (дата обращения: 23.02.2024).

Современный этап социально-экономического развития характеризуется разнонаправленными  социальными тенденциями и потрясениями. В условиях кризисных ситуаций, роста социальной нестабильности, внешних угроз формирование национального согласия становится непременным условием укрепления государственности и национальной безопасности как приоритетной политики страны, отличающейся многонациональным составом, различными религиозными предпочтениями, культурными традициями. Эти важные идеи о  национальном согласии, объединении страны нашли отражение в требованиях современного образовательного стандарта общего образования, которые предусматривают в качестве приоритетных направлений  развитие  у школьников гражданской идентичности.

Гражданская идентичность понимается как осознание человеком своей общности с  определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. Понимание человеком своей гражданской принадлежности к определенному этносу, сообществу, государству формируется в процессе социализации, с раннего детства. Осознание сопричастности школьников к своему государству России послужит основой их полноценной социальной жизни и зрелой гражданской позиции. Посредством гражданской идентичности происходит усвоение норм и ценностей поведения, принятых в данном обществе, консолидация различных слоев населения, уменьшается социальная напряженность, формируется активная гражданская позиция.

Большие возможности для формирования гражданской идентичности  заложены в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание которого  включает, в частности, раздел «Подготовка к военной службе», чрезвычайно важный для социального конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности [4].

В структуре гражданской идентичности выделяется четыре основных компонента:

- когнитивный компонент, чающий знание о принадлежности школьника  к данной социальной общности («Я россиянин»);

- ценностный – отношение к данному факту, положительное, отрицательное, нейтральное;

- эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности;

- поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности.

Для формирования гражданской идентичности при изучении вопросов о военной службе следует обращать внимание ключевые вопросы по каждому компоненту.

В рамках когнитивного компонента, направленного на развитие знаний и мыслительных действий, обязательными являются вопросы:

- основы обороны государства, назначение вооруженных сил;

-состав вооруженных сил: виды (сухопутные, воздушные, военно-морской флот) и рода (ракетные войска стратегического назначения, воздушно-космические войска, воздушно-десантные войска);

-особенности прохождения службы в различных видах вооруженных сил и в рядах войск в смирное и военное время.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов, формирующих восхищение  мощностью вооруженных сил страны, их боеспособностью, уважение к истории, обязательными являются вопросы:

- история военной службы  от народного ополчения Древней Руси до современного времени;

-боевые традиции вооруженных сил, символы воинской чести;

- боевая летопись сухопутных войск, фронтовой авиации, российского флота.

В рамках деятельностного компонента, ориентированного на практическую деятельность и поведение, обязательными являются вопросы:

- участия в военно-патриотических играх и экспедициях;

- добровольная подготовка к военной службе;

-ориентация на дальнейшее обучение по военным специальностям.

Модернизация отечественного образования связана  с внедрением  в учебный процесс новых педагогических технологий, позволяющих рационально достигать поставленных целей. Они, как отмечает, Г.К. Селевко, отличаются концептуальностью, наличием структуры, системностью, управляемостью, результативностью, эффективностью, воспроизводимостью [5].

Среди инновационных педагогических технологий выделяется модульная технология обучения, разработанная П.А. Юцявичене [6]. Как целостная педагогическая система, она включает обучающегося  в освоение обучающего модуля – функционального узла, объединяющего как отдельный относительно самостоятельный блок содержания, так и соответствующих ему методов обучения. Обладая гибкостью и мобильностью, модульная технология способна оперативно реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям (путем дифференциации содержания обучения и вариативности методов обучения). На первом этапе подготовки модуля необходимо учитывать целостность, завершенность и логичность построения единиц учебного материала в модуле [1]. В образовательной практике раскрываются различные варианты использования модульной технологии, обосновывается ее педагогическая ценность [2].

Нами разработано пять типовых модульных  программ по освоению содержания о составе вооруженных сил Российской федерации:1) сухопутные войска; 2) воздушно-космические войска; 3) военно-морской флот; 4) ракетные войска стратегического назначения; 5) воздушно-десантные войска. Для каждого из них определены когнитивный, ценностный, эмоциональный, поведенческий компоненты и общие методы. Каждый модуль объединяет единый комплекс разнообразные форм организации учебной деятельности (лекция, семинар, работа с учебником на основе смыслового чтения, практическая самостоятельная  работа.) и  включает различные учебные элементы. В модулях по составу вооруженных сил Российской Федерации выделены словесные (текстовые), иллюстративные (образцы вооружений),компьютерные (базы данных, мультимедийные средства) учебные элементы и вопросы по работе с ними. Учащиеся самостоятельно постигают программный материал, учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Учебное взаимодействие осуществляется в режиме субъект – субъектных взаимоотношений, на паритетных началах в диалоговом режиме.

Использование модульной технологии обеспечивает высокий уровень интеграции, позволяющей рассматривать процесс образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения системности. Подача материала крупными блоками позволяет избежать излишней детальности и усвоить главные категории. Выделение когнитивного, ценностного, эмоционального, деятельностного компонентов обеспечивает развитие взаимосвязанных аффективной, когнитивной и волевой сфер сознания личности. Она проявляется в содержательно-информационных (состав знаний, ценностей), операционно – деятельностных (способы деятельности и общения),организационно-методических (методический инструментарий, формы обучения, технологии) связях

В заключении отметим эффективность использования технологии модульного обучения при формирование гражданской идентичности  у старшеклассников  при  изучении состава вооруженных сил Российской Федерации в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».


Библиографический список
  1. Камерилова Г.С. Модульная технология в системе высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения / Г.С. Камерилова, Е.Л. Агеева; URL:http: //vestnik.mininuniver. ru/upload/iblock/e11/kamerilova. Pdf (дата обращения 04.11.2016)
  2. Камерилова Г.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / Г.С. Камерилова, М.А. Веряскина, А.С.Варламов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 04.11.2016).
  3. Картавых М.А. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова. – Н. Новгород: Мининский университет, 2016.
  4. Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Л.А. Михайлов.  М.: Академия, 2009. 288 с.
  5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.256с.
  6. Юцявичене П.А.Теория и практика модульного обучения: Монография. М.,1990


Все статьи автора «Картавых Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: