Современный этап социально-экономического развития характеризуется разнонаправленными социальными тенденциями и потрясениями. В условиях кризисных ситуаций, роста социальной нестабильности, внешних угроз формирование национального согласия становится непременным условием укрепления государственности и национальной безопасности как приоритетной политики страны, отличающейся многонациональным составом, различными религиозными предпочтениями, культурными традициями. Эти важные идеи о национальном согласии, объединении страны нашли отражение в требованиях современного образовательного стандарта общего образования, которые предусматривают в качестве приоритетных направлений развитие у школьников гражданской идентичности.
Гражданская идентичность понимается как осознание человеком своей общности с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. Понимание человеком своей гражданской принадлежности к определенному этносу, сообществу, государству формируется в процессе социализации, с раннего детства. Осознание сопричастности школьников к своему государству России послужит основой их полноценной социальной жизни и зрелой гражданской позиции. Посредством гражданской идентичности происходит усвоение норм и ценностей поведения, принятых в данном обществе, консолидация различных слоев населения, уменьшается социальная напряженность, формируется активная гражданская позиция.
Большие возможности для формирования гражданской идентичности заложены в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание которого включает, в частности, раздел «Подготовка к военной службе», чрезвычайно важный для социального конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности [4].
В структуре гражданской идентичности выделяется четыре основных компонента:
- когнитивный компонент, чающий знание о принадлежности школьника к данной социальной общности («Я россиянин»);
- ценностный – отношение к данному факту, положительное, отрицательное, нейтральное;
- эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности;
- поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности.
Для формирования гражданской идентичности при изучении вопросов о военной службе следует обращать внимание ключевые вопросы по каждому компоненту.
В рамках когнитивного компонента, направленного на развитие знаний и мыслительных действий, обязательными являются вопросы:
- основы обороны государства, назначение вооруженных сил;
-состав вооруженных сил: виды (сухопутные, воздушные, военно-морской флот) и рода (ракетные войска стратегического назначения, воздушно-космические войска, воздушно-десантные войска);
-особенности прохождения службы в различных видах вооруженных сил и в рядах войск в смирное и военное время.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов, формирующих восхищение мощностью вооруженных сил страны, их боеспособностью, уважение к истории, обязательными являются вопросы:
- история военной службы от народного ополчения Древней Руси до современного времени;
-боевые традиции вооруженных сил, символы воинской чести;
- боевая летопись сухопутных войск, фронтовой авиации, российского флота.
В рамках деятельностного компонента, ориентированного на практическую деятельность и поведение, обязательными являются вопросы:
- участия в военно-патриотических играх и экспедициях;
- добровольная подготовка к военной службе;
-ориентация на дальнейшее обучение по военным специальностям.
Модернизация отечественного образования связана с внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, позволяющих рационально достигать поставленных целей. Они, как отмечает, Г.К. Селевко, отличаются концептуальностью, наличием структуры, системностью, управляемостью, результативностью, эффективностью, воспроизводимостью [5].
Среди инновационных педагогических технологий выделяется модульная технология обучения, разработанная П.А. Юцявичене [6]. Как целостная педагогическая система, она включает обучающегося в освоение обучающего модуля – функционального узла, объединяющего как отдельный относительно самостоятельный блок содержания, так и соответствующих ему методов обучения. Обладая гибкостью и мобильностью, модульная технология способна оперативно реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям (путем дифференциации содержания обучения и вариативности методов обучения). На первом этапе подготовки модуля необходимо учитывать целостность, завершенность и логичность построения единиц учебного материала в модуле [1]. В образовательной практике раскрываются различные варианты использования модульной технологии, обосновывается ее педагогическая ценность [2].
Нами разработано пять типовых модульных программ по освоению содержания о составе вооруженных сил Российской федерации:1) сухопутные войска; 2) воздушно-космические войска; 3) военно-морской флот; 4) ракетные войска стратегического назначения; 5) воздушно-десантные войска. Для каждого из них определены когнитивный, ценностный, эмоциональный, поведенческий компоненты и общие методы. Каждый модуль объединяет единый комплекс разнообразные форм организации учебной деятельности (лекция, семинар, работа с учебником на основе смыслового чтения, практическая самостоятельная работа.) и включает различные учебные элементы. В модулях по составу вооруженных сил Российской Федерации выделены словесные (текстовые), иллюстративные (образцы вооружений),компьютерные (базы данных, мультимедийные средства) учебные элементы и вопросы по работе с ними. Учащиеся самостоятельно постигают программный материал, учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Учебное взаимодействие осуществляется в режиме субъект – субъектных взаимоотношений, на паритетных началах в диалоговом режиме.
Использование модульной технологии обеспечивает высокий уровень интеграции, позволяющей рассматривать процесс образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения системности. Подача материала крупными блоками позволяет избежать излишней детальности и усвоить главные категории. Выделение когнитивного, ценностного, эмоционального, деятельностного компонентов обеспечивает развитие взаимосвязанных аффективной, когнитивной и волевой сфер сознания личности. Она проявляется в содержательно-информационных (состав знаний, ценностей), операционно – деятельностных (способы деятельности и общения),организационно-методических (методический инструментарий, формы обучения, технологии) связях
В заключении отметим эффективность использования технологии модульного обучения при формирование гражданской идентичности у старшеклассников при изучении состава вооруженных сил Российской Федерации в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Библиографический список
- Камерилова Г.С. Модульная технология в системе высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения / Г.С. Камерилова, Е.Л. Агеева; URL:http: //vestnik.mininuniver. ru/upload/iblock/e11/kamerilova. Pdf (дата обращения 04.11.2016)
- Камерилова Г.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности / Г.С. Камерилова, М.А. Веряскина, А.С.Варламов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 04.11.2016).
- Картавых М.А. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова. – Н. Новгород: Мининский университет, 2016.
- Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Л.А. Михайлов. М.: Академия, 2009. 288 с.
- Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.256с.
- Юцявичене П.А.Теория и практика модульного обучения: Монография. М.,1990