ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА

Захаркина Елена Ириковна1, Савва Любовь Ивановна2, Максименко Ирина Александровна3
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент группы ТПМм – 16-1
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики
3Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студент группы ТПМм – 16-1

Аннотация
Статья посвящена анализу современных методов организации процесса самостоятельной работы студентов вуза. В работе изложены преимущества введения в образовательный процесс методов обучения, основанных на использовании компьютерных технологий. Рассмотрено понятие образовательный портал, а также возможности использования данной технологии в организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: образовательный портал, самостоятельная работа студентов


THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS BY MEANS OF THE EDUCATIONAL PORTAL

Zakharkina Elena Irikovna1, Savva Lyubov Ivanovna2, Maksimenko Irina Aleksandrovna3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of the TPMM- 16-1
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogics
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, student of the TPMM- 16-1

Abstract
Article is devoted to the analysis of modern methods of the organization of process of independent work of students of higher education institution. In work advantages of introduction to educational process of the methods of training based on use of computer technologies are stated. The concept the educational portal, and also possibilities of its use in the organization of independent work of students is considered.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Захаркина Е.И., Савва Л.И., Максименко И.А. Организация самостоятельной работы студентов средствами образовательного портала // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18559 (дата обращения: 23.02.2024).

В современном мире образованию выделяется особая роль. Стремительно развивающиеся технологии позволяют получить доступ к любой информации в каждый момент времени. К образованию предъявляются новые требования: не просто стать источником знания, а инструментом для добывания и грамотного использования полученной информации.  Привычная система образования устаревает. В мире, в котором знание доступно всем, не многие могут правильно его использовать, верно трактовать информацию и применять ее на практике.

Цель современного образования – дать человеку стимул к развитию не только в стенах учебного заведения, но и на протяжении всей жизни. При этом очевидной является необходимость повышения качества образования за счет внедрения новых образовательных технологий в рамках системы высшего профессионального образования с учетом новых требований [1].

Количество информации, необходимое для поиска, обработки и переосмысления студентам в процессе профессиональной подготовки постоянно возрастает, а также наблюдается его усложнение. Все это ставит традиционную систему образования в рамки, в которых она не всегда демонстрирует свою эффективность. В современных условиях особого внимания требует и организация самостоятельной работы студентов, на которую отведена значительная доля учебного времени в процессе профессиональной подготовки в вузах. Кроме того, становится очевидной при организации самостоятельной работы студентов необходимость внедрения компьютерных технологий с использованием возможностей информационно-вычислительной техники.

В современной педагогической литературе можно встретить различные взгляды на определение этого понятия. Значительное место вопросу организации самостоятельной работы отведено в научных трудах таких ученых, как Р. М. Микельсон, С. И. Архангельский, Ю.А. Гончарова, В В. Гузеев, С. И. Змеев, И.А. Зимняя, Б. П. Есипов, Е.А. Ильина, П. И. Пидкасистый, Е. А. Голант и др. [2].

Так П.И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью студента в учебном процессе [2].

Самостоятельная работа является организуемой преподавателем особой системой условий обучения, в качестве которой выступает система учебных заданий, построенная в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания [3].

В работах И.А. Зимней можно встретить следующее определение: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет объекту обучения удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [4].

С точки зрения Гончаровой Ю.А. самостоятельная работа студентов – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [5].

Ильина Е.А. говорит о самостоятельной работе, как об учебно-познавательной деятельности, выполняемой без прямой помощи преподавателя и направленной на выполнение заданий, в результате чего студент усваивает требуемые знания, овладевает умениями и навыками, формирует свой стиль умственной деятельности, учится планомерно, систематически работать, самостоятельно мыслить. [6].

Взгляды современных исследователей на классификацию видов самостоятельной работы разнятся. В виду того, что основной целью самостоятельной работы студентов является формирование в процессе научно-познавательной деятельности самостоятельности как черты личности, то наиболее отвечающей требованиям нашего исследования классификаций самостоятельных работ является следующая  М. Гарунова и П. И. Пидкасистого: 1) выполняющие самостоятельные работы по образцу(этот вид деятельности относится к категории частично – самостоятельных); 2) реконструктивно-вариативные (в ходе выполнения заданий этого типа развиваются способность к анализу событий и фактов, происходит формирование внутренних мотивов к познанию); 3) частично-поисковые, или эвристические (помогают шагнуть за рамки типовых заданий); 4) исследовательские (полностью самостоятельная работа, результаты которой отмечаются участием в различных научных конференциях, форумах и т.д.) [7].

Рассмотренная классификация демонстрирует уровень проявления интеллектуальной активности студентов, динамику формирования самостоятельности как черты личности с ее интеллектуальным развитием, постепенный переход от неполной (частичной, «относительной») до полной (автономной, «абсолютной») самостоятельности познавательной деятельности, которые были определены Н. П. Ерастовым на основании обнаруженной степени активности студентов в усвоении материала [8].

Анализ современной литературы позволяет сделать вывод, что все чаще в рамках учебного процесса используются инновационные формы организации самостоятельной работы студентов, создание и внедрение которых стало возможным благодаря широкому распространению компьютерных технологий. Таким образом, можно говорить о повсеместном использовании ЭОР в системе обучения студентов.

В настоящее время в самом общем смысле под ЭОР понимается образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов[9]. Однако, данное определение может быть дополнено, т.к. в нем не отражена важность наполнения компонентов ЭОР актуальными материалами и его функции. Опираясь на работы А. И. Башмакова, И. Г. Захарова можно говорить об ЭОР, как о едином комплексе учебно-методического, технического и программного обеспечения, реализуемого с помощью информационных технологий и предназначенного для организации самостоятельной работы студентов.

Это можно объяснить тем, что данные технологии могут быть успешно применены при осуществлении мониторинга качества направленного на контроль, анализ и оценку работы обучающихся [10]. Применение компьютерных технологий позволяет направлять студента в процессе поиска информации для учебного занятия, способствуют структуризации определенного объема заданий. Они способствуют реализации принципов индивидуального подхода в обучении, что крайне важно при современной наполняемости групп и относительно не большом количестве аудиторных занятий[11].

Внедрение ЭОР в процесс обучения студентов и школьников является темой многочисленных исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. В частности, рассмотрением теоретических аспектов вопроса занимаются Полат Е. С., Гершунский Б. С. , Загвязинский В. И. , Трайнев В. А.  , Ибрагимов И. М.  и др.. Авторами научных работ посвященных исследованию эффективности обучения с использованием обучающих программ являются Беспалько В. П., Лобанов Ю. И., Струков Е. Н и др..

Изучение научных концепций, посвященной применению ЭОР в образовательном процессе, говорит о стойком интересе ученых к созданию и повсеместному применению этих систем на практике. На сегодняшний день создано множество обучающих программ, внедрение большинства из которых преследует коммерческие цели и не соответствует предъявляемым им педагогическим требованиям.

Следует отметить, что изменения в построении учебного процесса, переход на новые образовательные стандарты повлекли сокращение аудиторных часов, отведенных на работу студента с преподавателем. В связи с этим особенно актуальным становится внедрение ЭОР для повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузах.

Однако  в современных условиях актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью разрешения следующих противоречий: 1) между изменившимися (в сторону усложнения) требованиями информационного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов и главенством традиционных подходов к организации самостоятельной работы обучающихся, не обеспечивающих должного уровня; 2) между потенциальными возможностями современных информационных технологий и средств в организации самостоятельной работы студентов и недостаточной разработанностью методологического инструментария по применению их в образовательных учреждениях.

Одним из современных направлений организации процесса самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки  студентов вуза с помощью ЭОР является использование в работе возможностей образовательного портала. Рассмотрим определение понятия образовательный портал: это компьютерная система в телекоммуникационной сети Интернет (совокупность серверов или мультисервисный сервер), настроенная на оперативный доступ к информационным ресурсам учебного назначения, на предоставление образовательных услуг соответствующими учреждениями и организациями [12].

Особенностью образовательного портала является его доступность. В любой момент времени по средствам сети интернет к нему может обратиться как студент, так и преподаватель. Так же стоит отметить данный вид ЭОР имеет четкую структуру, которая отвечает требованиям удобства и простоты. С помощью образовательного портала возможен доступ не только к учебным материалам, предлагаемым для ознакомления преподавателем, но и существует возможность обращения к всевозможным научным библиотекам, что позволяет познакомиться с самыми современными научными тенденциями и разработками.

Одним из важных критериев успешного функционирования образовательного портала является возможность обмена информацией между студентом и преподавателем, выполнение данного условия позволяет грамотно организовать и проконтролировать процесс самостоятельной работы студентов.

В настоящее время возможность редактирования и наполнения содержательной части ЭОР различными учебными материалами является базовой. Работа с образовательным порталом позволяет в полной мере использовать данную возможность, причем самими преподавателями, с использованием специальных средств информационной среды.

В рамках наполнения образовательного портала каждый преподаватель имеет возможность построить собственную систему подачи учебного материала, ранжировать его при помощи различных критериев. Например, разграничить предлагаемые материалы по уровню сложности, или по тематике, или руководствуясь календарным планом, и т.д.. Задания, предлагаемые на образовательном портале должны быть ориентированы на формирование и расширение профессиональных навыков, стимулировать интерес к учебно-познавательной деятельности, развивать самостоятельность, активность, ответственность.

Особо стоит отметить преимущества контроля самостоятельной работы студентов, осуществляемого с помощью образовательного портала. Кроме традиционного подхода, заключающегося в проверки знаний при помощи тестовых заданий или контрольных работ, появляется возможность производить статистический анализ показателей процесса усвоения учебного материала каждым студентом и группой в целом (характер и время выполнения отдельных заданий, общее время работы, число ошибок и др.). В дальнейшем возможно использование полученных данных для внесения корректив в течение учебного процесса.

Итак, самостоятельная работа студентов становится центральной формой профессионального обучения студентов вуза. При этом одним из самых необходимых «инструментов», способствующих улучшению качества самостоятельной работы студентов являются  компьютерные технологии, имеющие широкие дидактические возможности (работа студентов по поиску, хранению обработке, и представлению информации ведется гораздо эффективнее, обеспечивается активное взаимодействие студентов в процессе коллективной самостоятельной работы, изменяется сам вид представления учебных заданий для студентов, происходит обеспечение постоянного (онлайн) мониторинга оценки качества образования). Таким образом происходит формирование положительного отношения к ней преподавателей и студентов, осознанию ее важности в профессиональном становлении и развитии обучающихся.


Библиографический список
  1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев, Н.Я. Педагогические технологии в современном педагогическом процессе: учеб. пособие. – М.: Мир науки, 2016. – 284с.
  2. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей: учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  3. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Педагогика в системно-образном изложении: учеб. пособие. – Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2015. – 122с.
  4. Зимняя И. А., Малахова В. А., Путиловская Т. С. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач: Сб. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Науч. тр. НИИ общей педагогики АПН СССР / Ред. А. А. Бодалев, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980 [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm
  5. Гончарова Ю.А. Организация самостоятельной работы студентов: метод. рек. для преподавателей. –Воронеж., 2007. -27с.
  6. Ильина Е.А. Организация самостоятельной работы студентов вуза с использованием автоматизированной обучающей системы: дис… кан. пед. наук. – Магнитогорск, 2010. -174с.
  7. Гарунов М. Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов (материалы лекций, прочитанных в политехническом музее на факультете новых методов и средств обучения). М.: Знание, 1978. Вып. I. 36 с.
  8. Смирнова М.И., Коршунова И.Г. Виды и формы самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. –Тамбов.: Грамота, 2015. -№ 11-2.-С.155-160.
  9. Создание ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в Linux: Часть1. Введение в проблему. Инструменты для создания ЭОР [Электронный ресурс] // developerWorks Россия. URL: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/l-edu_Linux_1/ (дата обращения: 15.12.2016).
  10.  Маминов С.В. , Савва Л.И. Понятийная матрица в исследовании мониторинга качества образовательного процесса в основной школе  //Педагогическое образование в России, 2016. – №3. – С.19-25.
  11. Ильина Е.А. Применение АОС в учебном процессе высшей школы // Новые программные средства для пред­приятий Урала. Выпуск 1. Сб. трудов региональной научно-тех­ни­чес­кой конференции. Магнитогорск: МГТУ, 2003. С. 216 – 218.
  12. Солдаткин В. И. Образовательный портал: понятие и проблемы регулирования.  [Электронный ресурс] // URLhttp://www.ict.edu.ru/vconf/files/tm01_599.doc/ (дата обращения: 15.12.2016).


Все статьи автора «Захаркина Елена Ириковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: