Поиски разрешения конфликтных ситуаций в современном социуме, выхода из состояния противоречия между человеком и культурой, человеком и природой, человеком и обществом актуализируют обращение к положительному историческому опыту. В силу известных объективных причин историки, обществоведы, философы в недавнем прошлом обходили своим вниманием православную традицию воспитания, которая имеет глубокие корни и показала устойчивую эффективность в течение многих столетий. Принципы, заложенные в ее основе, переосмысленные в контексте новых общественных задач могут стать «ориентирами» и критериями оценки разрабатываемых педагогических программ, парадигм. Система православного воспитания дает пример педагогического процесса как культуросообразной деятельности.
Духовное воспитание человека вновь востребовано, является предметом обсуждения и осмысления. Тенденция к увеличению количества православных школ, включение курса об основах православной культуры в учебный процесс общеобразовательных школ, обращение к традициям народной педагогики и поиск оснований для формирования личности ребенка в православных традициях в условиях дошкольных образовательных организаций – все это свидетельства повышенного научного и практического интереса к христианской культуре [6, с. 419–4232; 7, с. 531–533].
Именно христианство выработало понятие личности, несущее в себе образ Божий в бытийном ее преломлении. Двуединая природа Христа определяет статус личности как ценности. Человеческое общество, освященное Духом Божиим, становится духовным организмом, а мир являет собой бытие, смысл которого – в присутствии в нем Бога. Таким образом, в христианской модели мира ничто не является бессмысленным, все сопоставимо с духовной вертикалью и объединено личностью Христа. Ставится задача поиска средств соединения внутреннего и внешнего, частей в целое, смысл которого в восстановлении утраченной человеком целостности.
Символический характер христианской культуры способствует разрешению этой проблемы: символ начинает представлять собой путь от несовершенства к совершенству, то есть преображение. Жизнь человека в этом контексте – путь «от предличности к личности» (С.Хоружий) в стремлении к совпадению сущности и существования.
Функции сохранения, воспроизводства и трансляции культуры выполняет в своей деятельности монашество. Монастырь со временем становится и религиозным центром, и христианским училищем, вырабатывая целую систему средств, приемов, методов воспитания человека «по образу и подобию Божию».
Как исторический и культурный феномен монастырь можно рассматривать: а) как символ культуры, феномен устроения человеческого бытия в соответствии с законами его «второй природы»; б) как носитель христианской культуры, ее актуализированное самосознание, а русский монастырь: а) как духовный организм, особого рода целостность; б) как посредник между миром горним и дольним, выполняющий функции сосредоточения, аккумуляции православной традиции, трансляции духовных ценностей в мир, генерации художественной культуры; в) как репрезент средневековой культуры; г) как воспитатель мира посредством института духовного отцовства и художественной культуры. Монастырская культура рассматривается как отдельная, особенная, частная форма христианской культуры, ее функции – генерировать, транслировать, выполнять посредническую роль и т.п.
Монастырская культура постоянно находилась в центре внимания исследователей [5, с. 138–141; 2, с. 17–40]. Основные направления ее изучения определились в XIX веке: изучение рукописей, актов и других бумаг (К.Срезневский, А.Дмитриевский, Н.Барсуков, Д.Ищенко); описание монастырей (В.Зверинский, Л.Денисов, К.Тихонравов, А.Муравьев); история русского монашества и культа святости на Руси (Е.Голубинский, П.Строев, В. Кожевников, М.Кудрявцев, И.Яхонтов, Г.Федотов). Среди культурологических работ, предметом изучения которых стал феномен монастыря в контексте культурного сознания эпохи, выделяются работы Л.Карсавина, Г.Федотова, где монашество представлено исторически как феномен религиозный и культурный. Исследования А.Гуревича, французского медиевиста Жака ле Гоффа представляют безусловный интерес как реконструкции ментальности эпохи, «народной культуры» и религиозного сознания в средневековом обществе.
Работы С.Хоружего и диакона А.Кураева содержат опыт философско-богословского описания и объяснения религиозных феноменов, практически не поддающихся вербализации: обожения, богообщения, духовного опыта православного подвижничества. В этих работах представлены попытки выработки метаязыка, который, возможно, поможет соотнести разноаспектные методологические подходы к исследованию религиозных феноменов в теологических, культурологических, искусствоведческих текстах.
Собственно, монастырскую тему и, как правило, вопросы духовного опыта монашества, творческой природы аскетизма, не смогли обойти практически все русские философы. Из работ советского периода о русских монастырях наиболее значимыми представляются труды С.С.Аверинцева, В.В.Бычкова, Д.С.Лихачева, Г.М.Прохорова, И.Мейендорфа и др.
Функции монастыря как духовного организма заключаются в следующем: передача традиции, духовного опыта и накапливаемых способов религиозного освоения мира, т.е. обеспечение движения, жизни традиций в обществе (их комплекс определяет то, что условно можно назвать структурой монастыря) [4, с. 292–295]. Анализ современной ситуации в образовательном пространстве российского общества позволяет утверждать об актуальности обращения к опыту православного воспитания [1; 3, с. 92–95].
Основными принципами монастырского воспитания являются: господство принципа «все во всем», который позволяет человеку пребывать в состоянии равновесия «чувства-мысли-слова-действия» и таким образом приближаться к цельности бытия; системный характер средств и путей воспитания. Эффективность решения педагогических задач в современных условиях могут обеспечить следующие принципы:
- единства смысла, ценности и цели(в монастырской культуре – принцип теоцентризма): наличие идеала, обладающего самоценностью и соединяющего человека, культуру и образование;
- уподобления (в русле которого находится принцип должествования): ориентация на идеал, сопоставимость с ним образовательных, культурных форм;
- целостности (условие и результат первых двух), определяющий в культуре тему ее «собирания», единонаправленность всех ее форм;
- иерархизма, этот принцип может быть понят как осознание необходимости разделения воспитательных процессов по их сущностной и функциональной значимости, выработки четкого представления о главной цели и направлениях воспитания, соответственно их иерархической, а не линейной зависимости;
- личностной ориентации, понимаемый как решение всех проблем культуры через личность, включая исходное представление о ценности человека, «обозримость» воспитательного процесса, человеческого бытия, роль личности в передача культурного опыта, ориентацию культуры на восприятие ее человеком;
- опоры на деятельность (монастырская культура – культура подвига, духовного бодрствования);
- интериорности, предполагающий непосредственное обращение к внутреннему опыту человека, не менее важному, чем мир внешний.
Разделение указанных принципов условно в силу их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, они носят универсальный характер, они вполне применимы не только в религиозном, но и в светском воспитании. Монастырский опыт в идеале служит образцом решения проблемы воспитания человека культуросообразного, осознающего себя ответственным за мир, в котором он живет, и сообразно строящего свое поведение.
Библиографический список
- Адаевская Т.И., Плеханов И.П., Прыскина Е.А., Семашкин А.А., Чичканова Т.А., Ямашев В.М. История развития системы образования Поволжья. – Самара: Самарский госпедун-т, 1997. – 168 с.
- Антипов Л.П. Монастыри и монашество: традиции и современность // Вестник Оренбургской духовной семинарии. – 2014. – № 2 (2). – С. 17–40.
- Козлова Т.А. Возвращение к педагогическому наследию в вопросах духовно-нравственного воспитания как веление времени // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (260). – С. 92–95.
- Логунова Е.П. Культурная идентификация и проблемы современного образования // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара)./ Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). – Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013.– С. 292–295.
- Новикова Г.А., Новикова Л.А. Некоторые аспекты формирования русской православной культуры // Символ науки. – 2015. – № 11– 2. – С. 138–141.
- Сапунова, В.С. Формирование у дошкольников чувства принадлежности к малой родине художественными средствами [Текст] / В.С. Сапунова, Л.С. Лазарева, Т.А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика : сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 419–432.
- Скосырева Н.Д. Духовно-нравственное воспитание – актуальная задача современного образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 4 (6).– С. 531–533.