НОВЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ О ТВОРЧЕСТВЕ АМЕРИКАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ-РОМАНТИКА У.Г. СИММСА

Эрштейн Марина Оттовна
Башкирский государственный университет
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы

Аннотация
В статье даётся обзор достижений российских симмсоведов за последние 16 лет, включающие в себя статьи в отечественных и зарубежных журналах, монографии и доклады на международных конференциях.

Ключевые слова: американский романтизм, Симмс, фольклор США, фронтир


THE NEWEST RUSSIAN PUBLICATIONS ABOUT THE WORKS OF AMERICAN ROMANTIC WRITER W.G. SIMMS

Ershtein Marina Ottovna
Bashkir State University
PhD in Philological sciences, Assistant Professor of the Foreign Literature Department

Abstract
In this paper, we highlight the main outcomes achieved by the Russian simmsinians in the current century, which include articles in national and international journals, monographs and papers at international conferences.

Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Эрштейн М.О. Новейшие российские публикации о творчестве американского писателя-романтика У.Г. Симмса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18538 (дата обращения: 28.02.2024).

Американский писатель-южанин Уильям Гилмор Симмс (1806 -  1870) – одна из ключевых фигур в истории литературы США XIX века. Его вклад в национальную культуру сопоставим с художественной деятельностью В. Ирвинга, Дж Ф. Купера, Э. А. По.

Изучение обширного творческого наследия У. Г. Симмса (он автор 34 романов,  шести сборников рассказов, двух тысяч стихотворений, нескольких биографий, многочисленных литературно-критических статей) имело свои «взлёты и падения»: за долгими годами забвения  с конца XIX по 90-е годы XX веков последовал бурный всплеск интереса к его творчеству. На родине писателя в 1993 году было создано «Общество Симмса» [1] и с этого времени издается ежегодный журнал «The Simms review» [2].

Обзор истории изучения произведений У. Г. Симмса в нашей стране c середины XIX до конца  XX веков был представлен в статье Е. А. Морозкиной и М. О. Эрштейн «Simms’s Views and Works as Looked Upon From Russia» [3], пятнадцать лет назад открывшей собой российскую симмсиниану XXI века. Далее новейшие результаты изучения творчества Симмса в нашей стране мы будем давать в хронологическом порядке, по годам издания:

2002

Следующими публикациями после «Simms’s Views and Works as Looked Upon From Russia», появившейся в 2001 году, стали статьи 2002 года, посвящённые проблеме фольклора в новеллах Симмса.  Обращение к данной проблеме было вызвано желанием опровергнуть мнение части литературоведов,  считающих, что американские романтики не интересовались фольклором, так как фольклор американских «белых поселенцев» появился сравнительно поздно. Тем не менее, творчество У. Г. Симмса даёт немало блестящих примеров взаимодействия литературы и фольклора. Поэтому две статьи 2002 года были посвящены фольклорной тематике в новеллах Симмса: в первой статье – «Традиции жанра небылиц в рассказе У. Г. Симмса «Как Шарп Снэффлс добыл свой капитал и жену» – рассматриваются художественные приёмы небылицы, которые У. Г. Симмс виртуозно использовал в своей, возможно, лучшей новелле [4], во второй – «The Tall Tale Motif in W. G. Simms’s “Sharp Snaffles” and in Russian Folklore» – проводится сравнительный анализ традиций небыличного жанра в русском и американском фольклоре  в рамках, необходимых для анализа новелл писателя [5].

2004

В 2004 году российские симмсоведы Е. А. Морозкина и М. О. Эрштейн опубликовали следующие две статьи: «Многогранность литературной деятельности У. Г. Симмса: к 200-летнему юбилею писателя» [6]  and «The Psychological Concept of Monomania in Simms and Gogol» [7]. Работа, подготовленная к юбилею писателя, представляет собой краткий обзор творческого пути выдающегося американского романтика. Примечательно, что интерес к произведениям Симмса в российской науке  возродился в 80-х годах XX столетия, и процесс освоения его творческого наследия уже не останавливается. Появляются новые увлеченные исследователи, что даёт основание надеяться на будущие плодотворные результаты. Во второй статье на материале сборника рассказов У. Г. Симмса «Вигвам и хижина» (1845) и поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (1842) проводится сравнительный анализ использования авторами такого оригинального художественного средства, как создание образов-символов на основе какой-либо мономании, определяющей черты в характере персонажа.

В этом же году была написана работа Татьяны Викторовны Алентьевой, доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей истории Курского государственного университета и руководителя научной лаборатории «Центр изучения США» в КГУ, которая посвящена общественно-политическим взглядам Симмса [8].

2005

В 2005 году M. O. Эрштейн успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Пограничная» новелла У. Г. Симмса» [9; 10]. Её научным оппонентом выступил член Российской Академии наук Александр Николаевич Николюкин, чей обширный вклад в развитие российской американистики трудно переоценить.

2007

В марте 2007 года Е. А. Морозкина и М. О. Эрштейн выступили с докладом на XXXVI Международной филологической конференции в Санкт-Петербурге на тему: «Скрытое и явное соответствие сюжетных мотивов в романах «Мартин Фабер» У. Г. Симмса и «Американская трагедия» Т. Драйзера.  Ключевым сюжетным совпадением был назван мотив «убийства соблазненной бедной девушки ради женитьбы на богатой невесте». Особое внимание обратил на себя факт поразительного сходства описания обоими авторами кульминационной сцены убийства несчастных жертв. Характерно, что оба писателя использовали  средства пейзажа для создания гнетущей атмосферы сцены убийства. И у Симмса, и у Драйзера деревья становятся молчаливыми свидетелями преступления, а совесть  преступников тревожат необычные звуки: Клайда Гриффитса мучает крик «странной водяной птицы», а Мартина Фабера – эхо. Пытаясь осознать произошедшее, герой Симмса произносит вслух «имя своего преступления: «Убийство!». И «десять тысяч голосов повторяют: «убийство, убийство». Тогда герой  кричит: «Я не убийца?» «Убийца, – отвечают деревья, которые в этот момент обрели не только глаза, но и голос» [11, с. 130].  Доклад был замечен,  и к авторам обратились с предложением написать развёрнутое исследование на эту тему, что они и сделали в 2008 году, представив результаты своего сравнительного анализа в статье «Художественная модель личности преступника в романах «Мартин Фабер» У. Г. Симмса и «Американская трагедия» Теодора Драйзера» [12].

2008

Одновременно  велась работа в другом, на наш взгляд, весьма интересном направлении. Было обнаружено сходство рамочного обрамления рассказов Симмса ««Как Шарп Снэффлс добыл свой капитал и жену» и «Бежин луг» И. С. Тургенева. В обоих рассказах герои собрались вокруг костра, чтобы рассказывать друг другу удивительные истории, в которых главное – не правдоподобие, а занимательность. Сравнительный анализ этих произведений был сделан в статье «Treating “The Lying Camp”: Simms and Turgenev» [13].

2011

Эрштейн М. О. опубликовала статью «Американский фронтир как «диалог культур» в произведениях  У. Г. Симмса», в которой исследовала авторскую концепцию внутренней границы и её роли в процессе формирования американской нации [14].

В этом же году была переиздана книга Л. П. Башмаковой «Писатели Старого Юга: У. Г. Симмс, Дж. П. Кеннеди» [15]. Луиза Петровна Башмакова работает в Краснодаре, в Кубанском государственном университете. В 1992 году она основала на базе университета Центр и отделение «История культуры: Россия и Северная Америка».

2013

Итогом многолетних исследований  М. О. Эрштейн в области новеллистической прозы У. Г. Симмса стала монография «Фронтир в рассказах У. Г. Симмса и проблемы «южной» романтической новеллы США», опубликованная в 2013 году [16].  Монография состоит из трёх глав: «Новеллистическая проза У. Г. Симмса: история её создания и изучения в США и в России», «Проблема фронтира в новеллистике У. Г. Симмса» и «Особенности психологизма «пограничных» новелл У. Г. Симмса». Особенно хочется отметить, что в этой книге впервые в русскоязычном издании представлены различные изображения У. Г. Симмса, благодаря чему наши читатели теперь могут «увидеть» прославленного американского автора.

2015

Большой радостью для российских исследователей творчества W. G. Simms Симмса стало переиздание его рассказа «Грейлинг, или Убийство обнаруживается» в секции «Призраки жертв» двух новейших антологий мистических историй, выпущенных в  2015 году московским издательством «Эксмо»  [17; 18].

Но главным событием предстоящего 2017 года должно стать появление первого перевода на русский язык сборника рассказов У. Г. Симмса «Вигвам и хижина». Таким образом, 2017 год обещает ознаменоваться долгожданным изданием книги Симмса на русском языке, что позволит российской читательской аудитории наконец-то познакомиться с лучшими образцами новеллистического творчества У. Г. Симмса.


Библиографический список
  1. Веб-страница «Общества Симмса» (The William Gilmore Simms Society): http://www.westga.edu/~simms/
  2. Архив выпусков The Simms review находится по адресу:  http:// simms.library.sc.edu/browse.php?sort_by=&genre=Scholarship
  3. Morozkina E. A., Ershtein M. O. W. G. Simms’s Views and Works as Looked Upon From Russia //The Simms review. Vol. 9, No. 1, 2001. P. 13-16.
  4. Эрштейн M. O. Традиции жанра небылиц в рассказе У. Г. Симмса «Как Шарп Снэффлс добыл свой капитал и жену»//Фольклор народов России. Миф. Фольклор. Литература: межвузовский научный   сборник. Выпуск 24,Уфа,  2001. С. 318-325.
  5.  Morozkina E. A., Ershtein M. O. The Tall Tale Motif in W. G. Simms’s “Sharp Snaffles” and in Russian Folklore //The Simms review. Vol. 10, No. 2, 2002. P. 1-3.
  6. Морозкина Е. А., Эрштейн М. О. Многогранность литературной деятельности У. Г. Симмса: к 200-летнему юбилею писателя //Вестник Башкирского университета, 2004. №3. С. 100-104. 
  7. Morozkina E. A., Ershtein M. O. The Psychological Concept of Monomania in Simms and Gogol // The Simms review. Vol. 12, No. 2, 2004. P. 1-3.
  8. Алентьева Т.В. Писатель и журналист Юга Уильям Гилмор Симмс: от теории южного национализма к сецессии // Американский Ежегодник 2004. М., 2006. С. 90-119.
  9. Эрштейн М. О. «Пограничная» новелла У. Г. Симмса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уфа, 2005. 20 с.
  10. Эрштейн М. О. «Пограничная» новелла У. Г. Симмса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уфа, 2005. 227 с.
  11. Морозкина Е. А., Эрштейн М. О. Скрытое и явное соответствие сюжетных мотивов в романах «Мартин Фабер» У. Г. Симмса и «Американская трагедия» Т. Драйзера// Материалы XXXVI Международной филологической конференции 12 – 17 марта 2007 г. Вып. 8: История зарубежных литератур. СПб.: Филологический факультете СПбГУ, 2007. С. 128 – 131.
  12. Морозкина Е. А., Эрштейн М. О. Художественная модель личности преступника в романах «Мартин Фабер» У. Г. Симмса и «Американская трагедия» Теодора Драйзера// Америка: слово, образ, судьба: Межвуз. сб. науч. тр., посвященный памяти В. И. Яценко. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. C. 155  – 165.
  13. Morozkina E. A., Ershtein M. O. Treating “The Lying Camp”: Simms and Turgenev //The Simms review. Vol. 16, No. 2, 2008. P. 3 – 6.
  14. Эрштейн М. О. Американский фронтир как «диалог культур» в произведениях  У. Г. Симмса //Вестник Челябинского государственного педагогического университета  (ЧГПУ). №6 (июнь 2011). С. 278 – 286.
  15. Башмакова Л. П. Писатели Старого Юга: У. Г. Симмса, Дж. П. Кеннеди. Краснодар, 2011. 118 с.
  16. Эрштейн М. О. Фронтир в рассказах У. Г. Симмса и проблемы «южной» романтической новеллы США. СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. 240с.
  17. Симмс У. Г. Грейлинг, или Убийство обнаруживается// Жених-призрак. Собрание мистических историй. Секция «Призраки жертв».  Москва: Эксмо, 2015. С. 131 – 169.
  18. Симмс У. Г. Грейлинг, или Убийство обнаруживается// Большое собрание мистических историй в одном томе. Секция «Призраки жертв».  Москва: Эксмо, 2015. С. 297 – 328.


Все статьи автора «Эрштейн Марина Оттовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: