ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА

Чиплиева Александра Дмитриевна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)"
студентка факультета Психологии и социальной педагогики

Аннотация
Статья посвящена изучению личностных особенностей старших подростков с высоким уровнем переживания чувства одиночества. На основе анализа зарубежных и отечественных исследования были выделены наиболее значимые личностные особенности, характерные для старших подростков с высоким уровнем переживания чувства одиночества.

Ключевые слова: высокий уровень переживания, личностные особенности, подростки, чувство одиночества


PERSONAL CHARACTERISTICS OF OLDER ADOLESCENTS WITH A HIGH LEVEL OF FEELINGS OF LONELINESS

Chiplieva Alexandra Dmitrievna
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov State University of Economics
student of Psychology and social pedagogic faculty

Abstract
The article is devoted to the study of personality characteristics of older adolescents with a high level of feelings of loneliness. Based on the analysis of foreign and domestic studies were identified the most significant personality features characteristic of older adolescents with a high level of feelings of loneliness.

Keywords: adolescents with a high level of experience, personal characteristics, the feeling of loneliness


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Чиплиева А.Д. Личностные особенности старших подростков с высоким уровнем переживания чувства одиночества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18515 (дата обращения: 29.02.2024).

Старший подростковый возраст- период развития личности, подверженный самым глубоким кризисам, имеющий свои возрастные особенности, которые отражаются в развитии подростков, так как закончился период детства, но взрослость еще не наступила. Этот возраст является довольно сложным и длительным для индивидов, характеризуется неравномерностью физического, физиологического и психического развития, а самое главное, иным становится внутренний мир подростка. Он по-другому начинает мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Главным образом, процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки [1].

Подростковый возраст – это проблемный период, характеризующийся резкими  сменами настроения, противоречащими общепринятым нормам поведением и появлением у подростка суицидных мыслей.

Известные отечественные и зарубежные ученые (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова, Р.М. Грановская, Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.Крайг,  Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон, Л.И. Божович, В.А. Сухомлинский, Ст. Холл, Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Штерн, А. Фрейд и многие другие) занимались исследованием старшего подросткового возраста и его особенностями.

В связи с личностными особенностями у старших подростков в наиболее острой форме проходит переживание одиночества, прежде всего связанное с развитием рефлексии. Рефлексия побуждает подростка познать себя на уровне собственных требований к своей личности. Но в связи с недостаточным развитием навыков самонаблюдения и самоанализа в процессе познания возникают большие трудности. Поэтому зачастую у подростков возникает чувство  неуверенности и несоответствия общепринятым идеалам. Невозможность принять себя ведет к тому, что подросток начинает чувствовать неуверенность в принятии его окружающими, непризнании ими, что  и порождает одиночество [1].

Одной из важных личностных особенностей, ведущей к переживанию одиночества таких подростков, является личностная незрелость. Она подразумевает собой наличие низкой самооценки, неумение сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам и неудачам или, наоборот, повышенную чувствительность к своим ошибкам, отсутствие желания тесно контактировать с окружающими людьми, негативную реакцию на неодобрения сверстниками и взрослыми каких-либо действий подростка.

Именно личностная незрелость со всеми ее компонентами приводит подростков к ситуациям, связанным с проблемами в общении, которые и ведут к переживанию одиночества. Нежелание человека оказаться в неприятной ситуации межличностного взаимодействия, при котором он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, приводит к смущению и разочарованию. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы во время установления межличностных контактов человеку становится сложнее преодолевать одиночество, страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствующим созданию обстановки, которая еще больше усиливает и усугубляет чувство одиночества [2].

Часто у подростков чувство одиночества сопровождается отрицательными эмоциями, плохим настроением, порой и отчаянием, ведущим к возникновению собственной  беспомощности и незащищенности.

Чувство зрелости у таких подростков сопровождается стремлением к самостоятельности. Конечно же, самостоятельность подразумевает собой хорошо развитое чувство ответственности, но у подростков с высоким уровнем переживания данное чувство развито плохо, что  приводит к конфликтам с родителями, усугубляя сам процесс переживания одиночества. Родители, осознавая низкий уровень чувства ответственности, приходят к чрезмерному контролю, негативному отношению к проступкам подростка. Такие действия родителей вызывают у подростка чувство ненужности, своей неспособности и никчемности. В такой ситуации у подростка пропадает вера в себя и других, появляются мысли о том, что он неспособен заинтересовать родителей, Он начинает замыкаться, погружаться в себя, что приводит к переживанию одиночества [3].

Довольно часто личностной особенностью подростков с высоким уровнем переживания одиночества является развивающийся эгоцентризм, который сопровождается высокими требованиями к окружающим и неумением контролировать свое поведение. Как правило, таких подростков сверстники не принимают в свои референтные группы. Подросток, оставшись «один на один» со своим эгоцентризмом и другими отрицательными качествами характера, вступает в процесс переживания одиночества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такие личностные особенности подростков, как застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении, конфликты с родителями  влияют на возникновение состояния одиночества.


Библиографический список
  1. Кон, И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2006.
  3. Крайг  Г. Психология развития. 8-е изд. СПб., 2012.
  4. Янг, Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества / общ.ред. и предисл. Покровский Н.Е. – М.: Владос, 2012.
  5. Семенова А.Н. Одиночество как способ самопознания.- М.: Смарт,2000.
  6. Хараш, А.У. Психология одиночества. Педология // Новый век. – 2010.


Все статьи автора «Чиплиева Александра Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: