ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Мусина Валентина Егоровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
доцент кафедры пелагогики Педагогического института, канд. пед. наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы преемственности в развитии российского образования. Автор акцентирует внимание на сложности объективной оценки проблемы преемственности в российском образовании в период с XIX века и по сегодняшний день и актуальности исследования в контексте представлений будущих педагогов о преемственности в развитии образования. С целью выявления представлений студентов проведен анализ студенческих анкет.

Ключевые слова: образование, опрос и анкетирование, проблема преемственности


PROBLEMS OF CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATION AT THE CONTEXT OF FUTURE TEACHERS

Musina Valentina Egorovna
Belgorod State University
Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Pedagogical Institute NIU "BSU", cand. ped. Sciences, Associate Professor

Abstract
The article deals with the problems of continuity in the development of Russian education. The author focuses on the complexity of an objective assessment of the problems of continuity in Russian education during the period from the XIX century to the present day and the relevance of research in the context of future teachers perceptions of continuity in the development of education. In order to identify the students representations analyzes of student questionnaires.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мусина В.Е. Проблемы преемственности в развитии российского образования в контексте представлений будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18497 (дата обращения: 27.02.2024).

По мнению исследователей, преемственность в образовании обеспечивает непрерывное воспроизводство, изменение и развитие образовательной системы на различных ее этапах за счет баланса накопленных традиций и нововведений.

Изучение и объективная оценка проблемы преемственности в российском образовании в период с XIX века и по сегодняшний день, осложняется спецификой истории развития образования в нашей стране. Она обусловлена с одной стороны многочисленными реформами этой сферы в рамках существующей системы (эволюционный путь), а с другой, изменением системы образования, вызванными кардинальными изменениями социально-экономического устройства страны (революционный путь). В силу этого подавляющее большинство исследований о развитии образования в России, проведенных в разное время написаны с позиций дискретности (прерывности) системы российского образования. Работы современных авторов: Б.С. Гершунского (1), И.В. Оржеховского (2), Н.М. Пирумовой (3), Г.В. Щербаковой (4), Е.В. Шилиной (5), свободные от идеологических штампов, объективные и беспристрастные. Они написаны под влиянием новых социокультурных факторов, которые получили развитие в России.
Эволюционные периоды развития образования освещаются исследователями преимущественно в контексте задач, объективно стоявших перед образованием; способов их решения в ходе конкретных реформ; роли государства и личности; достигнутых результатов.
Революционные периоды развития образования представлены в исследованиях преимущественно с точки зрения тех задач, которые ставила и решала «новая власть», отталкиваясь от проблем нерешенных «предыдущей властью». Следует отметить, что в этом случае объективное рассмотрение проблемы, осложняется идеологическим контекстом: острой критикой предыдущей власти, нежеланием видеть и учитывать достижения предшествующего периода развития образования. С одной стороны, такой пристальный взгляд играет позитивную роль, так как позволяет видеть конкретные проблемы периода; специфику нововведений, содержания образования, его форм и методов. С другой стороны – негативную, так как не дает возможности представить целостную картину развития образования, порождает множество вымыслов (мифов) и неспособность большинства людей отличить правду от вымысла о преемственности в образовании.
Сказанное актуализирует исследование данной проблемы в контексте представлений о преемственности в развитии образования XIX – начало XXI сложившихся у будущих педагогов – первокурсников.
С целью выявления этих представлений им были предложены анкеты открытого типа со следующими вопросами:
1. Выскажите свое мнение об уровне образования в Российской империи XIX – начала XX века. Каким он был: низким, высоким, средним? Обоснуйте свое мнение.
2. Сохранила ли Советская система образования, какие либо черты «старой» системы образования?
Что бы вы отнесли к достоинствам, а что к недостаткам советской системы образования? Каковы были ее главные достижения? Обоснуйте свое мнение.
3. В чем вы видите связь современных реформ российского образования с предыдущими периодами реформ – века XIX, века XX? Обоснуйте свое мнение.
4. Что на ваш взгляд важнее для эффективности системы образования: традиции или инновации? Обоснуйте свое мнение.
5. Что бы вы пожелали современным реформаторам образования?
Представленные ниже диаграммы, позволили визуализировать ответы студентов и показать следующий спектр их представлений о преемственности в развитии образования XIX – начала XXI.
Анализ ответов респондентов на первый вопрос об уровне образования в Российской империи XIX – начала XX века показывает, что низким уровень образования в Российской империи XIX – начала XX века считают 47 % студентов. Их аргументы представлены ниже:
- образование получала минимальная часть детей;
- в Российской империи был закрыт доступ к полноценному образованию детям из социальных низов;
- факты уровня грамотности по переписи населения 1897г. являются неутешительными.
Отмечают, что уровень образования в Российской империи XIX – начала XX века был высоким – 27 % студентов. Они приводят следующие аргументы:
- в это время написан целый ряд фундаментальных научных трудов, которые и по сей день представляют ценность для нашего образования;
- в гимназиях изучали древние языки, обучающиеся могли читать в оригинале философов древности.
Называют уровень образования в Российской империи XIX – начала XX века средним – 26 % студентов.

Диаграмма 1. отражает точки зрения студентов по вопросу преемственности черт «старой» досоветской системы образования советской, а также их мнения о достоинствах и недостатках советской системы образования.

Анализ диаграммы 2. показывает, что 13 % студентов считают о советская система образования, безусловно, сохранила некоторые черты старой школы (классно-урочную систему, оценки, дисциплину).
Достоинствами советской системы образования 60% опрошенных считают:
- высокий уровень качества знаний;
- выдающиеся достижения советской науки в целом;
- советскую систему воспитания (формирование мировоззрения; воспитание патриотизма и коллективизма);
- бесплатный характер образования;
- обязательность и общедоступность образования;
- наличие единых программ, единых учебников, школьной формы;
- большое внимание воспитанию личности, формированию мировоззрения 1
В качестве недостатков 27 % отмечают:
- влияние идеологии господствующего класса;
- недостаточный учет индивидуальных особенностей школьников;
- деление воспитанников на пассивных и «активистов».
Часть респондентов испытала затруднение с ответом.
Диаграмма 2. представляет мнения студентов по вопросу о преемственности современных реформ российского образования и реформ– XIX века и XX века.

Анализ диаграммы 2. показывает следующий разброс мнений:
- направленность на воспитание активного выпускника;
- введение норм ГТО;
- ориентация на рабочие специальности.

Диаграмма 3. отражает точки зрения студентов о том, что, по их

мнению, важнее для эффективности системы образования: традиции или инновации?

Анализ диаграммы 3. показывает следующий разброс мнений:
- важнее инновации – меняется мир – меняется образование (18%);
- важнее традиции – это уже пройденный этап – изучены достоинства и недостатки системы (реформ) (22%);
- гармоничное сочетание традиций и инноваций – без инноваций образование будет отсталым, без традиций совсем невозможным (49%):
- затрудняются с ответом – 11 %.

Диаграмма 4. представляет пожелания студентов современным реформаторам образования, в их числе:
Завершая краткий анализ проблемы преемственности в развитии российского образования XIX – начала XXI в контексте представлений сложившихся у будущих педагогов, отметим особую важность их интереса к данной проблеме. Ведь именно молодым предстоит трудиться на «ниве» педагогических инноваций. Их взвешенность, основанная на знании истории развития российского образования; понимание того, что не любую инновацию следует прививать на российской почве и что не следует отказываться от опыта предыдущих поколений – являются залогом успешности и педагогов и реформ.


Библиографический список
  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). /Б.С. Гершунский.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
  2. Оржеховский И.В. Из истории внутренней политики самодержавия в 60-70-х годах XIX в. Лекции по спецкурсу. / И. В. Оржеховский. – Горький : Издательство Горьковского университета им. Н.И. Лобачевского, 1974 . – 167 с.
  3. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественно-политической борьбе до начала XX. / Н. М. Пирумова; Отв. ред. В. Я. Лаверычев; АН СССР, Ин-т истории СССР, 268,[2] с. 20 см, М. Наука 1986.
  4. Щербакова Г.В. Реформа российского образования в первой половине XIX в. [Текст] / Г. В. Щербакова М., 1993. -320 с
  5. Шилина Е. В. Диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02 / Шилина Елена Вячеславовна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/365


Все статьи автора «Мусина Валентина Егоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: