Имя Виктора Гавриловича Варенцова известно сегодня лишь немногим специалистам – литературоведам, фольклористам, историкам, педагогам. Между тем ему принадлежит важное место в культурной и научной жизни Поволжья в середине XIX в. Данная статья посвящена малоизвестным самарским страницам его биографии.
Касаясь общих сведений о Варенцове, обратим внимание на два спорных момента. Первый связан с датой рождения, так как одни считают, что он родился 20 октября1825 г., а, по сведениям других, это произошло 30 ноября1824 г. в городе Вятке в семье чиновника [1, с. 280].
Второй касается университетской должности Варенцова. В словаре Брокгауза и Ефрона он назван профессором русской литературы Казанского университета [2]. В современных биографических очерках, в том числе написанных учеными этого университета, указывается, что Варенцов был приглашен туда в1857 г. на должность адъюнкта кафедры русской словесности, а не профессора [2, с. 280].
В юности В.Г. Варенцов окончил Вятскую гимназию [3, с. 515]. В1841 г. он поступил на словесное отделение философского факультета в Казанский университет, а в1845 г. завершил его со степенью кандидата русской словесности [2, с. 280]. Это были благоприятные годы для учебы, когда попечителем университета являлся видный государственный и общественный деятель М.Н. Мусин-Пушкин, способствовавший подъему уровня научных исследований и подготовки студентов [4, с. 16].
В Самару, где ему предложили возглавить местную гимназию и дирекцию училищ, Варенцов приехал весной1860 г., надеясь поправить здесь здоровье. Кроме Казанского университета, у него также имелся богатый опыт работы в учебных заведениях Перми, Саратова, Нижнего Новгорода [5, с. 155].
В литературном и научном багаже Варенцова были переводы с французского, немецкого, польского и сербскохорватского языков, работы по теории и истории русского языка, словесности, драматургии разных эпох. В Самаре он также работал над сочинениями о состоянии школ и дошкольных учреждений во Франции, Швейцарии, Виленской губернии. Его статьи выходили в периодических изданиях Москвы и Санкт-Петербурга: «Русской Беседе», «Московских ведомостях», «Журнале Министерства народного просвещения» [6, c. 145].
В вышеупомянутом «Журнале» в1863 г. был напечатан очерк Варенцова «О народной грамотности в Самарской губернии». В нем автор утверждал: «Состояние грамотности в народе находится в самой тесной связи с социальными и экономическими условиями». Обратили исследователи внимание и на следующее наблюдение Варенцова: «Учреждение училищ и закрытие их подвержены всяким случайностям: отыщется между крестьянами один толковый, расторопный мужик, убежденный в необходимости выучить детей своих грамоте, – и училище будет открыто, потому что соседи не захотят отстать от него, удастся селению найти хорошего писаря – и опять школа существует, потому что он будет и учителем; оставил он писарское место, – и школа должна закрыться» [7, c. 82].
Данное наблюдение вполне соответствует выводам современных ученых. Так, Б.Н. Миронов пишет о низкой грамотности у основной массы населения Российской империи в силу отсутствия «достаточной мотивации и настоятельной потребности в ней» [8, c. 496].
В1862 г. в столице вышел самый известный труд Варенцова – «Сборник песен Самарского края» [9]. В собирании песен ему помогали учителя, а также ученики гимназии и уездного училища в Самаре, поскольку «живя в кругу простого народа, сами пели их» [10, c. 62-63].
Это была книга, целиком составленная Варенцовым. Материалы для нее он ни у кого не заимствовал в отличие от «Сборника русских духовных стихов», ранее подготовленного им в Казани, но включившего многие произведения, которые собрали другие фольклористы. Составитель разделил песни на несколько разделов: семейные (в том числе детские, про любовь и семейную жизнь, хороводные, игральные, обрядовые, свадебные), солдатские, разбойничьи, шуточные и сатирические [7, c. 78].
Особое внимание среди трудов Варенцова привлекают корреспонденции этнографического, статистического и бытового характера, которые подписывались литерой «В» и печатались в «Московских Ведомостях». В1860 г. они выходили под названием «Самарские письма» [11, c. 72].
В газете было опубликовано три части «Писем» [12]. В первой из них, изданной 7 июля, Варенцов поделился общими впечатлениями о Самарском крае. Во второй части, вышедшей 3 августа, рассказывалось о разных этносах, населявших эту землю. Последнюю часть, опубликованную 28 октября, автор посвятил воскресной школе, в создании которой, как установили исследователи, он активно участвовал [13, c. 364]. Чтобы привлечь в воскресную школу учеников из числа работников, а хозяев мастерских убедить отпускать их на занятия, Варенцову удалось заручиться содействием исполняющего должность губернатора А.А. Арцимовича и городского головы В.Е. Буреева [12, с. 1844]. Надо заметить, что оба они немало сделали для подъема культурной и общественной жизни в городе [19].
До начала Великих реформ оставалось меньше года. Эпоха накладывала свой отпечаток. «Письма» Варенцова в «Московских Ведомостях» были проникнуты ожиданием перемен, стремлением «пробудить во всех классах народа дух гражданской жизни» [14, c. 30].
В сентябре1861 г. в «Московских ведомостях» появился очерк Варенцова «На пароходе». В нем рассказывалось о речном путешествии, начатом 13 июля на пароходе «Царь» Волжской компании, в котором автора сопровождали «зеленые берега да прихотливо-вьющаяся Волга, а там Сокольи горы, Волжские ворота и Царев курган, о котором тут же, на пароходе, вы услышите несколько преданий» [15].
Во время пребывания Варенцова в Самарской губернии, началась реформа женского образования [16, c. 111]. Общеобразовательные школы для девочек стали, пожалуй, первым типом учебных заведений, созданным в России не просто «сверху», а, как указывают исследователи, «совместными усилиями властей и общественности» [17, c. 902].
Оценка ходу этой реформы в губернии была сделана на торжественном акте 26 июня1860 г. в Самарской мужской гимназии, где Варенцов выступил не только как исполняющий обязанности ее директора, но и как руководитель губернской дирекции училищ. Он посчитал в целом благополучным состояние женских приходских школ, которых в городах его дирекции насчитывалось уже восемь. Вместе с тем он раскритиковал ситуацию в женском училище 1-го разряда – будущей женской гимназии в Самаре, указав, что чрезмерный размер расходов на обучение дочерей создает проблемы и отпугивает родителей девочек от школы: «Высокая оплата за ученье… с приходящей ученицы часто мешала родителям отдать детей в училище, которое с тем и основано, чтобы сделать образование доступным людям небогатым. Внешняя роскошь и форма платья, введённая вопреки уставу, также пугала людей недостаточных» [18, c. 23].
В Самаре Варенцов встретил Берту Алексеевну Марпург, и в1859 г. они поженились. Она подарила ему сына Алексея. По свидетельству современников, жена выглядела намного моложе своего мужа. Брак этот не был удачным – вскоре супруги разъехались [7, c. 83].
Спасаясь от прогрессирующего туберкулеза, от которого его не могли спасти ни самарский воздух, ни самарский кумыс, в1863 г. Варенцов уехал к Черному морю. Сначала он жил в Крыму, где стал первым директором открытой в Керчи гимназии. Затем он переехал в Одессу и принял участие в создании университета в этом городе. У моря Варенцов доживал свои последние годы, но так и не поборол опасную болезнь. 1 апреля1867 г. он умер в городе Мессине на Сицилии.
В.Г. Варенцов искренне, по призванию любил дело воспитания и обучения детей, был сторонником широкой умственной эмансипации женщин, горячо желал света образованности для низших слоев, бедноты, для всего народа, живущего в городе или деревне. Эти стороны мировоззрения Варенцова позволяют видеть в нем такого педагога и общественного деятеля, каких хотелось, чтобы в России было побольше.
Библиографический список
- Комар Н.Г. Из истории литературоведения в Казани: наследие В.Г. Варенцова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. № 2. С. 279-285.
- Варенцов (Виктор Гаврилович) // Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Санкт-Петербург, 1892. Т. VА. С. 519.
- Бобров Е.А. В.Г. Варенцов (Биографическая заметка на основании неизданных источников) // Русская Старина. 1903. Т. 116. С. 515-522.
- Климкина Э.В. Реформирование в сфере высшего и среднего образования в последние годы правления Николая I // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 3 (39). С. 13-19.
- Артамонова Л.М. Образ Самары как нового губернского города в русской печати и публицистике середины XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2014. Ч. II. С. 152-161.
- Артамонова Л.М. Провинциальное учительство и его занятия наукой в 1850-1860-е гг. (по архивным и опубликованным материалам Самарской губернии) // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). С. 140-148.
- Орлицкий Ю.Б. Радетель песни народной Виктор Гаврилович Варенцов (1824–1867) // Самарский краевед. Самара, 1991. Ч. 2. С. 73–88.
- Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. Т. 3. Санкт-Петербург, 2015.
- Варенцов В.Г. Сборник песен Самарского края. Санкт-Петербург, 1862.
- Смирнов Ю.Н. Традиция и культура городского населения Самары в записях и осмыслении образованных краеведов середины XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2013. Ч. 2. С. 57-65.
- Артамонова Л.М. В начале самарской науки: самарские учителя середины XIX века и их ученые занятия // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2013. Ч. 2. С. 65-73.
- Варенцов В.Г. Самарские письма // Московские ведомости. 1860. 7 июля; 3 августа; 28 октября.
- Смирнов Ю.Н. Воздействие социального и культурного пространства провинциального города на формирование элементов гражданского общества (по материалам Самары в эпоху подготовки и реализации Великих реформ) // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Самара, 2016. Ч. 1. С. 358-370.
- Смирнов Ю.Н. «Просвещенная бюрократия» в провинции накануне великих реформ: сотрудник самарского губернатора Грота Н.А. Воронов и его вклад в региональные исследования середины XIX века // Вестник Самарского государственного университета. 2016. № 1 (134). С. 28-39.
- Варенцов В.Г. На пароходе // Московские ведомости. 1861. 28 сентября.
- Кабытов П.С. Региональное преломление современных подходов к изучению истории народного просвещения в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. С. 109-113.
- Artamonova L.M. Modernization of “Collective Beliefs” and “Cultural Capital” in the Russian Empire: From Enlightened Absolutism to Civil Society // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3). С. 899-907.
- Артамонова Л.М. Первая реформа Александра II // Родина. 2014. № 4. С. 20-24.
- Черкасова М.В., Фролова К.В. Деятельность городского головы Самары В.Е. Буреева (по документам ЦГАСО) // Городская культура и город в культуре: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2012. Ч. 1. С. 275-283.