ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В Г. ХАБАРОВСКЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Толкачева Елена Вячеславовна1, Резанова Дарья Андреевна2
1Дальневосточный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии, социальной работы и права
2Дальневосточный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, магистрант по направлению подготовки «Юриспруденция»

Аннотация
В данной статье представлены основные результаты социологического исследования общественного контроля в сфере безопасности дорожного движения, а также их информационная обеспеченность на примере г. Хабаровска. Проанализированы проблемы субъектов общественного контроля. Рассмотрены теоретические и эмпирические аспекты общественных организаций, занимающихся общественным контролем в сфере дорожного движения, а также дана оценка доступности информации о деятельности субъектов общественного контроля. На основе проведенного исследования авторами были получены данные, а также были выдвинуты выводы и предложения по совершенствованию доступности информационного обеспечения их деятельности в городе Хабаровске.

Ключевые слова: доступность информации о деятельности субъектов общественного контроля, информационное обеспечение общественного контроля за безопасностью дорожно-транспортного движения, общественный контроль, субъекты общественного контроля


INFORMATION SECURITY PUBLIC CONTROL OF ROAD SAFETY IN THE CITY OF KHABAROVSK: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Tolkacheva Elena Vyacheslavovna1, Rezanova Daria Andreevna2
1Far-Eastern Institute of management – branch of Russian presidential Academy of national economy and public administration, PhD in Social Science, associate Professor, Assistant Professor of the Department of sociology, social work and law;
2Far-Eastern Institute of management – branch of Russian presidential Academy of national economy and public administration, master's degree student by specialty "Jurisprudence"

Abstract
The article has the main results of the survey of public control in the sphere of road safety. We consider the preparation of the information in the city of Khabarovsk. The analysis of problems of social control subjects. Theoretically and empirically studied the information activities of NGOs, kotroliruyuschih safety. The estimation of the availability of information on the activities of the control subjects. As a result, the authors obtained data and provided suggestions for improving the availability of information support of the subjects of public control over traffic safety in the city of Khabarovsk.

Keywords: information support of public control over the safety of road traffic, public control, the availability of information on activities of subjects of public control, the subjects of public control


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Толкачева Е.В., Резанова Д.А. Информационная обеспеченность общественного контроля безопасности дорожного движения в г. Хабаровске: социологический анализ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18268 (дата обращения: 28.02.2024).

Проблема безопасности дорожного движения приобретает все большую актуальность. Диспропорция между резким приростом количества автотранспортных средств, высокой интенсивностью движения автотранспорта, несовершенством организации дорожного движения (слабое информационное обеспечение участников дорожного движения, недостаточная протяженность улично-дорожной сети и т. д.), приводит к перепробегу транспорта, увеличению расхода топлива, ухудшению экологической обстановки, а главное – увеличению нарушений правил дорожного движения (ПДД) всеми участниками. В России продолжается рост автомобильного транспорта, на сегодня уже зарегистрировано 53,3 млн. единиц автотранспорта. В ГИБДД отмечают, что за 10 лет автопарк россиян вырос, что приводит к снижению пропускной способности дорог, а также к увеличению дорожно-транспортных происшествий. При этом формы контроля за безопасностью дорожного движения становятся все более многообразными. Одной из форм является общественный контроль, представленный в виде различных практик. Согласно Федеральному Закону «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов  государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [1].

Теоретический анализ исследований, связанных с общественным контролем, показывает нам что данный феномен является малоизученной новой научной проблемой как в нашей стране, так и за рубежом. Однако упоминания встречаются в «Философии права» Гегеля [2], где он обозначил сущность общественного контроля: «обеспечение государства и тех, кто находится под его управлением, от злоупотреблений властью ведомствами и их чиновниками» через «права общин, корпораций, посредством чего привнесению субъективного произвола в доверенную чиновникам власть ставится для себя препятствие, и недостаточный в отдельных случаях контроль сверху дополняется контролем снизу».  В современной литературе, в частности С.М.Зубаревым [3], отмечается, что право общественного контроля принадлежит любому гражданину вне зависимости от того, состоит ли он в какой-либо общественной организации или нет. С точки зрения сущности, и в этом плане правоведы сходятся во мнении (И. С. Дрейслер [4], В. П. Беляев [5]), что общественный контроль представляет собой одну из двух разновидностей контроля социального, вторым видом которого выступает государственный контроль. Необходимость более глубокого социологического осмысления феномена общественного контроля за безопасностью дорожного движения обусловлена слабой изученностью характера и проблем взаимодействия ее основных субъектов, в том числе информационного.

В г. Хабаровске проблема безопасности дорожно-транспортного движения характеризуется зависимостью количества ДТП от дней недели, в которых оно совершается, наибольшее количество ДТП приходиться на субботу (194 ДТП из общего количества 1133), это самый опасный день недели. Второе место занимают такие дни недели как пятница (186 ДТП) и четверг (186 ДТП). Эти результаты соответствует данным по России.

В то же время анализ дорожно – транспортных происшествий по стажу управления автомобилем позволяет выделить три группы водителей: стаж управления до 5 лет, от 5 – 10 лет и от 10 – до 15 лет.  В данном случае результаты дисперсионного анализа данных ГИБДД г. Хабаровска о дорожно-транспортных происшествиях показывают наличие связи между количеством ДТП и от стажа управления [6].

Большое количество совершаемых ДТП в городе Хабаровске приходиться на водителей, чей стаж управления не больше 5 лет (280 ДТП). Это объясняется неопытностью молодых водителей на дороге и невнимательностью. Кроме того, при проведении дисперсионного анализа выявлено, что большое количество дорожно–транспортных происшествий приходится в дневное время суток, начиная с 12: 00 до 18: 00 – 31 %  ДТП из общего числа, что скорее всего связано  с тем, что в данный период увеличивается интенсивность движения. В то же время меньше всего ДТП происходит в ночное время, начиная с 00:00 ч. До 08:00 утра, зафиксировано всего 12 % всех ДТП за 2015 – апрель 2016 г, чему соответствуют рисунок 1.

 

Рисунок 1 – Однофакторный дисперсионный анализ ДТП по времени суток (выполнено в Excel)

Изучение особенностей дорожно – транспортных происшествий показывает, что происходит постепенное их увеличение, в особенности тех, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Недостаточно эффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности в ДТП. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность – в 6 раз выше, пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Что касается вопросов реализации общественного контроля за безопасностью дорожно-транспортного движения, то следует отметить, что на данный момент на территории г. Хабаровска общественным контролем в сфере безопасности дорожного движения занимаются государственные и негосударственные организации. Субъектами общественного контроля в г. Хабаровске в сфере безопасности дорожного движения выступают:

-                   общественная палата Хабаровского края по общественному контролю;

-                   экспертный совет общественной палаты Хабаровского края;

-                   общественный совет при МВД по Хабаровскому краю;

-                   российский союз Автостраховщиков по г. Хабаровску;

-                   общественная организация КХВ. АВТО;

-                   всероссийское общество автомобилистов г. Хабаровска;

-                   хабаровская организация общественного профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

-                   общественное движение «ДОРНАДЗОР»;

-                   общественное движение «СТОПХАМ» г. Хабаровск;

-                   центр защиты прав автострахователей «Россия».

Данные организации занимаются представлением и защитой интересов страховщиков, связанных с осуществлением обязательного страхования автовладельцев, а также содействием в реализации прав и законных интересов членов общества и граждан, деятельность которых связана с эксплуатацией автотранспортных средств.

Проведенное количественное контент – аналитическое исследование сайтов основных субъектов общественного контроля г.Хабаровска позволяет сделать выводы о степени информационной обеспеченности деятельности по контролю за безопасностью дорожно-транспортного движения. Так анализ данных интернет – портала г.  Хабаровска новости «Авторадио Хабаровск» в период с 01.01.15 по 31.12.15 года показывает, что недостаточно большое внимание уделяется дорожно-транспортным происшествиям: за весь период этому посвящено всего 72 статьи (18,5 %), информации о ремонте дорог – 84 статьи из 388 (21,6 %), погодным условиям – 31 статья (8 %). Явно видно, что на данном портале больше обсуждаются проблемы, связанные с автолюбителями, ситуацией социального характера и проблем, чем дорожно – транспортные происшествия. При этом мало внимания уделяется и материалам, которые связаны с нарушением правил дорожного движения, чему посвящено всего 19 статей (5%), вождение в нетрезвом виде 11 статей (2,8%) и в наркотическом состоянии всего 2 упоминания (0,5%) и это за весь период. На данном интернет – портале также упоминалось о социальных мероприятиях, проводимых ГИБДД, это акции 17 статей (4,3 %) и конкурсы 2 (0,5%). Этот крайне низкий результат, показывает нам, что данный интернет портал направлен на развлекательную сторону (музыка и т.д.). Этим вопросам посвящено 90 % всего вещания и всего 10 % – это информация для участников дорожного движения.

На официальном сайте ГИБДД по г. Хабаровску в период с 01.01.15 по 31.12.15 г. преобладают новости, связанные только с дорожным движением, с дорожной политикой. Было выявлено, что дорожно–транспортным происшествиям посвящено только 63 статьи (10,2 %). 48 статей (7,7%) из общего числа отдано под материал связанный с нарушением правил дорожного движения, в 13 статьях (2,1%) упоминается вождение в нетрезвом виде и всего 6 статей (0,8%) – это вождение в наркотическом состоянии. Данный сайт является официальным порталом Госавтоинспекции и поэтому он включает в себя большое количество новостей, где затрагивается дорожное движение в целом. При этом достаточно много представлено статей, в которых затрагивается тема о проводимых сотрудниками ГИБДД мероприятиях: 33 статьи (5,3 %) про акции, 26 статей (4,2%) про конкурсы и 55 статей (9%) о профилактических мероприятиях, то есть о проводимых работах для обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализ программы «Место происшествия», позволяет сделать вывод, что портал ориентирован на происшествия, которые случаются в городе, это от пожаров до преступлений, также новостная лента делает акцент на дорожно – транспортных происшествиях, на ситуацию на дорогах в городе. Существенная часть статей посвящена ДТП – 118 (13,4 %), из них 47 статей (5,3%) в которых упоминается ДТП с участием мотоциклистов. Нарушение правил дорожного движения 14 статей (1,6%), нарушение скоростного режима 22 статьи (2,5 %), вождение в нетрезвом виде 21 статья (2,3%) и в наркотическом состоянии 36 статей (4,1%). Преобладание в новостной ленте наличия пострадавших 159 статей (18,1%). Говоря о пропаганде безопасности дорожного движения, нашлось всего 10 статей (1,1%). Стоит сделать вывод, что новости на данном сайте упоминают только о совершаемых ДТП, что и как произошло. В большинстве случаев в статьях не указываются причины их совершения.

Изучение данных портала «Амурмедиа», в частности анализ новостей за период с 01.01.15 по 31.12.15 года, показал, что из 343 статьи,  92 статьи (27,1%) были отданы дорожно – транспортным происшествиям, 36 статей (10,5%) содержат материал о ремонте дорог, нарушению правил дорожного движения было отдано всего 9 статей (9,6%), 20 статей (5,8%) – это несоблюдение скоростного режима, 28 статей (8,1%) материал, связанный с погодными условиями, 35 статей (10,2%) это преобладание новостей, где есть материал о наличии пострадавших. Портал «Амурмедиа» в большей степени ориентирован на культурно-развлекательное освещение тем, а не на дорожную обстановку, поэтому возможно так мало упоминаний о дорожно движении в общем.

Таким образом, проведенный анализ выявил ряд проблем, которые затрагивают СМИ и в первую очередь это дорожно – транспортные происшествия и наличие в них большого числа пострадавших, проблема ремонта дорог в городе и не соблюдение участниками дорожного движения правил ПДД.

Был также проведен качественный контент – анализ доступности информации об общественных организациях в сфере безопасности дорожного движения в г. Хабаровске.  Было найдено 7 общественных организаций таких как:

–                   Российский союз Автостраховщиков по г. Хабаровску;

–                   Общественная организация КХВ. АВТО;

–                   Всероссийское общество автомобилистов г. Хабаровска;

–                   Хабаровская организация общественного профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

–                   Общественное движение «ДОРНАДЗОР»;

–                   Общественное движение «СТОПХАМ» г. Хабаровск;

–                   Центр защиты прав автострахователей «Россия».

Анализ показал, что наличие сайтов у 4 – х (57%) из 7. Данные ни одной из 7 (100%) организаций на сайте ГИБДД никак не представлены. Это позволяет сделать вывод о слабом взаимодействии между общественными организациями, где всего 2 (28,5%) из 7 осуществляют связь с подобными организациями. Наличие адреса на сайте представлено только у 5 (71,4%) из 7 организаций, наличие контактного телефона – у 6 (85,7%), наличие электронной почты – только у 3 – х (42,8%) и режим работы организации известен только у 4 – х (57%).

Для измерения доступности информации о деятельности субъектов общественного контроля за безопасностью дорожно-транспортного движения в г. Хабаровске использовался индекс доступности (рисунок 2).

Стоит сказать, что используемые в измерении показатели доступности информации являются обязательными для общественных организаций в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации» это прописано (ст. 8). Полученные выше сведения указывают на то, что сегодня организации – субъекты общественного контроля за безопасностью дорожно-транспортного движения не в полной мере соблюдают законодательство по доступности информации об их деятельности.

Индекс рассчитывался по формуле:

I = КОЛ-ВО «+» – КОЛ-ВО «-» / КОЛ-ВО ОРГАНИЗАЦИЙ                      (1)

Если рассматривать каждую организацию по отдельности то можно сделать следующий вывод, что у российского союза Автостраховщиков по г. Хабаровску индекс доступности высокий (), т.к. . Такая же ситуация и у общественной организация КХВ. АВТО () и центра защиты прав автострахователей «Россия» ().

Обратная ситуация где индекс доступности низкий т.е. . К таким организациям относятся Всероссийское общество автомобилистов г. Хабаровска где , Хабаровская организация общественного профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Общественное движение «ДОРНАДЗОР» тоже имеют такой же индекс, а Общественное движение «СТОПХАМ» г. Хабаровск показал наиболее низкий уровень доступности информации об организации  . Подсчитывая общий индекс доступности имеющихся организаций, который показывает, что он равен -0,020 – это не низкое значение, т.е. можно с уверенностью сказать о том, что доступность информации об общественных организациях в сфере безопасности дорожного движения находится не на низком уровне, о чем и свидетельствует проведенный анализ.

Таким образом, можно сделать вывод что информационная обеспеченность общественного  контроля безопасности дорожного движения находится на невысоком уровне. Проведенный социологический анализ указывает информационную природу субъектов общественного контроля как социологического явления.

Были выявлены следующие моменты, которые показывают состояние общественного контроля:

-                   существует слабое взаимодействие между субъектами общественного контроля в сфере безопасности дорожного движения. На данный момент проведенный теоретический и эмпирический анализ показывает, что выдвинутая гипотеза в полной мере потверждена, так как было указано ранее существует слабое взаимодействие между организациями которые осуществляют общественный контроль за безопасностью дорожного движения и где было показано что всего 2 из 7 организаций осуществляют связь между собой;

-                   недостаточная  систематизация информации о деятельности субъектов обещственного контроля безопасности дорожного движения. Также хотелось бы отметить что данная гипотеза была потверждена в ходе качественного контент – аналитического анализа так как систематизация информации о деятельности субъектов общественного контроля безопасности дорожного движения должна быть доступной , открытой и более понятной для отбщественности. Просто на данный момент не все организации имеют собственный сайт где можно было бы посмотреть чем они занимаются и как осуществляют общественный контроль;

-                   не соблюдение субъектами общественного контроля в сфере безопасности дорожного движения законодательства по доступности информации о деятельности. Стоит сказать, что перечисленные показатели доступности информации такие как: наличие сайта, осуществление связи между субъектами общественного контроля, наличие адресов организаций, телефона (факса), наличие электронной почты, режим работы организации. Все эти показатели являются обязательными для общественных организаций, ведь даже на законодательном уровне в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации» это прописано (ст. 8).

В качестве основных путей совершенствования процессов информационного обеспечения контроля за безопасностью дорожно-транспортного движения можно рекомендовать  проведение более глубокой модернизации  ГИБДД в сфере открытости и доступности для людей, расширение предоставляемых услуг; разработка и создание call-центра, в котором будут обрабатываться все обращения от граждан, субъектов общественного контроля  и некоммерческих организаций; проработка вопросов дальнейшего совершенствования и развития системы поддержки общественных организаций; привлечение общественных объединений к реализации целевых программ в сфере дорожного движения; привлечение к совместной работе общественные советы и общественные организации; внедрение комиссии и налаживание такого механизма, который на базе полученных обращений сможет дать возможность привлечь водителя к ответственности за определенное административное правонарушение, которые не будут требовать точности приборов и данных; вовлечение в систему общественного контроля за безопасностью дорожного движения большого круга общественности; создание общественными организациями, которые не соблюдают статью закона или соблюдают её лишь частично, направить работу на более доступное информационное обеспечение своей деятельности; развитие общественными организациями форм общественного контроля безопасности дорожного движения.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск № 6435 (163) от 23 июля 2014 г. URL. http://www.rg.ru/2014/07/23/zakon-dok.html (дата обращения: 30.06.2016).
  2. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль,1990.  335 с.
  3. Зубарев С. М. Контроль за деятельностью государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования. URL. http://www.center-bereg.ru/j2363.html (дата обращения: 30.06.2016).
  4. Дрейслер И. С. О соотношении государственного и общественного контроля как гарантий социалистической законности. Проблемы социалистической законности на современном этапе развития советского государства. 1968.С. 35.
  5. Беляев В. П. Общественный контроль в современной России / В.П. Беляев // Сборник научных работ ГРАМОТА. Тамбов : ГРАМОТА, 2006.  № 6. С. 14-20.
  6. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. URL. http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 30.06.2016).


Все статьи автора «Толкачева Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: