К субъектам, осуществляющим борьбу c терроризмом посредством оперативно – розыскной деятельности относят (статья 6 № 130-ФЗ и статья 13 № 144-ФЗ): Федеральную службу безопасности Российской Федерации; – Министерство внутренних дел Российской Федерации; – Службу внешней разведки России; – Федеральную службу охраны Российской Федерации [8].
Законом об оперативно – розыскной деятельности предусмотрен целый перечень оперативно – розыскных мероприятий, но мы остановимся на изучении только тех, которые непосредственно связанны со взаимодействием операторов связи c государственными органами, осуществляющими оперативно – разыскную деятельность. Здесь можно выделить: – прослушивание телефонных переговоров; – снятие информации c технических каналов связи. Для проведения этих мероприятий необходимо судебное решение, по мотивированному постановлению соответствующего органа, осуществляющего ОРД. Исключением для прослушивания телефонных переговоров является заявление граждан и их согласие в письменной форме на прослушивание телефонных переговоров в случаях возникновения угрозы их жизни, здоровью, собственности. Исключительно для всех оперативно – розыскных мероприятий основанием их проведения есть наличие признаков противоправного деяния или угрозы общественной безопасности.
В соответствии c Федеральным законом № 35-ФЗ, на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений: ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов.
C помощью прослушивания телефонных переговоров и снятия информации c технических каналов связи можно получить важную информацию о проверяемой личности и её преступной деятельности [2], преступных схемах, также есть возможность проследить частоту связей между объектами оперативно – розыскных мероприятий. Для реализации данных ОРМ осуществляется взаимодействие государственных органов, осуществляющих ОРД c операторами связи на правовой основе: – Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»; – Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
Проанализируем основные положения N 126-ФЗ «О связи», в контексте оперативно – розыскной деятельности. Одной из главных целей N 126-ФЗ «О связи» [6] ставит создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечение правопорядка. Статья 41 закрепляет обязательную сертификацию оборудования средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно – розыскных мероприятий. Статья 46 обязывает операторов связи прекращать при поступлении запроса от органа, осуществляющего ОРД, оказание услуг связи в случае не подтверждения в течение 15 суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Статья 64 устанавливает обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлении следственных действий. В соответствии со ст. 64 на операторов связи возлагается обязанность хранить информацию о фактах приёма, передачи, доставки и информации пользователей услугами связи – в течение 3 лет c даты осуществления таких действий. Операторы связи обязаны предоставлять органам, осуществляющим ОРД сведения об оказанных услугах связи и иную информацию о пользователях услугами связи, соблюдать требования к сетям и средствам связи в целях реализации задач государственных органов, а также соблюдать требования по недопущению утечки информации по организации и практической реализации средств оперативно – розыскных мероприятий. C 1 июля 2018 года подпункт 2 пункта 1 ст. 64 вступает в силу, который накладывает обязанности на операторов связи по хранению до 6 месяцев текстовых сообщений пользователей услугами связи, а также голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные сообщения. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. Данные правила регламентируют ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи, срок разработки плана, его порядок. Устанавливает обязанности оператора связи, в частности, по ведению баз данных их содержание (основную информацию о пользователях услуг связи) и обновление. Взаимодействие операторов связи с правоохранительными органами, осуществляющими ОРД, представим на рис.1
Рисунок 1. Действующая модель реализации СОРМ в Российской Федерации [5]
Взаимодействие операторов связи c органами осуществляющими ОРД, также осуществляется в рамках следственного действия: получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ) [7]. C помощью данного следственного действия можно получить криминалистически значимую информацию по уголовному делу: факт присутствия подозреваемых в определённом месте в определённый промежуток времени, выявить соучастников преступления.
Применяя данные меры предупреждения, раскрытия и борьбы c преступлениями экстремистской направленности и террористического характера правоохранительные органы будут в силах дать отпор и снизить преступления данного вида.
Возрастание преступности экстремистской и террористической направленности, использование преступниками современных информационных технологий требует от правоохранителей ответной реакции. В работе раскрыты и возможности государственных органов по предупреждению и раскрытию преступлений данного вида субъектами, осуществляющими ОРД, посредством оперативно – розыскных мероприятий во взаимодействии c операторами связи.
Библиографический список
- Асалиев А.М., Вукович Г.Г., Строителева Т.Г. Экономика и управление человеческими ресурсами : Учебное пособие. – М.: Инфра-М. 2016. 143 с.
- Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. С. Дубоносов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 477 c.
- Козырь Н.С., Мальков А.А. Корпоративная культура как элемент национальной безопасности государства//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 44. С. 53-66.
- Листопад М.Е., Кротова М.А., Никитина А.В., Вукович Г.Г. Теоретические аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности России: аграрная политика и продовольственная безопасность//Международные научные исследования. 2015. № 4 (25).
- Семилетов С.И. Проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека в России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в сетях связи. Монография. – “ЮРКОМПАНИ”, 2012 г.
- Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.11.2016).
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- Рзун И.Г., Старкова Н.О. Управление конкурентоспособностью региона // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11 (66). С. 89-99.
- Петровская Н.Е. Тенденции занятости в мировой экономике во втором десятилетии XXI века // Международная торговля и торговая политика. 2016. № 3 (7). С. 28-40.
- Лебедева Л., Витер Н., Петрова И. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ // Консультант директора. 2006. № 16. С. 24-31.
- Балдов Д.В., Суслов С.А. Государственный резерв – основа стабильного развития экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 5-11.
- Завиваев Н.С., Проскура Д.В., Шамин Е.А. Современное состояние и прогноз развития рынка инфокоммуникационных услуг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 940-944.
- Иваний П.В., Петровская Н.Е. Роль управления адвокатуры в механизме поддержки развития малого бизнеса // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. С. 18.
- Завиваев Н.С., Шамин Е.А. Государственная поддержка как фактор эффективного развития информационного общества // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2015. № 4 (40). С. 247-252.
- Макроэкономика /Учебник для бакалавров / Журавлева Г.П., Дзарасов Р.С., Амирова Н.Р., Батудаева Л.И., Доценко Е.Ю., Иохин В.Я., Краснов В.Е., Мудрова С.В., Мясников А.А., Невская Н.А., Осипов В.С., Рябова Г.В., Саргина Л.В., Скрыль Т.В., Суркова Н.П., Шавина Е.В. – М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. 2016. 364 с.
- Завиваев Н.С., Проскура Д.В., Шамин Е.А. Современное состояние и прогноз развития рынка инфокоммуникационных услуг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 940-944.