Сегодня информационные технологии внедрены во все сферы человеческой деятельности. Особую роль в жизни человека играет глобальная сеть интернет. Несомненно, интернет – это огромные возможности, открывающие доступ к различному роду информации. Глобальные сети часто негативно влияют на личность и общество. Особенно незащищенными в интернет-пространстве становятся дети и подростки. Постоянное нахождение в глобальной сети, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаточная осведомленность в области информационной культуры детей часто могут стать причиной интернет-зависимости подростков.
Интернет-зависимость (интернет-аддикция) – это психическое расстройство, которое характеризуется навязчивой склонностью к использованию интернета, проведению длительного времени в сети.
Причины зависимости часто связаны с эмоциональными отличительными чертами ребенка и его предрасположенностью к каким-либо поступкам. На сегодняшний день в интернете очень большой и разнообразный выбор онлайн игр, среди которых особенный интерес у детей вызывают азартные игры, а также игры-стрелялки и различные фермы.
Недостаточное внимание со стороны родителей и педагогов, семейные проблемы и конфликты часто становятся причиной развития у детей интернет-зависимости. Также причиной зависимости может стать недостаток общения, страсть к обмену какой-либо информации, фотографиями и картинками. Такой зависимостью часто подвергаются лица, которым проще общаться, не видя собеседника. Подросток ищет отвлеченность и поддержку от повседневной жизни в «виртуале».
Последствия интернет зависимости у детей и подростков могут выражаться в следующих признаках:
– свободное время ребёнок проводит за компьютером, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
– теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
– снижается аппетит;
– нарушается сон;
– возникает эмоциональная нестабильность;
– появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера или гаджетов.
У детей и подростков возникает зависимое состояние, при котором его ничего не интересует кроме различных игр и социальных сетей. Зачастую такое состояние характерно лицам, склонным к психической неуравновешенности. Подростки часто бывают в депрессии, имеют проблемы с учёбой или же в общении со сверстниками. Лица, которые проводят много времени за компьютером, нередко имеют отклонения, связанные с двигательной системой, со зрением, а также многие из них склонны к ожирению.
Имеется ряд способов, которые помогут спасти ребёнка от долгих «посиделок» за компьютером. Безусловно, родители должны интересоваться увлечениями своего ребенка, больше проводить с ним времени. Родители, которые занимаются своими собственными делами, провоцируют ребенка искать общение и поддержку в социальных сетях. Необходимо подумать, чем можно занять ребёнка в свободное от учёбы время. Для этого следует с ним поговорить и в ходе беседы поинтересоваться, какой ряд занятий вашему ребенку по душе и чем бы он хотел заниматься. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним. Соблюдение следующих правил может помочь снизить тягу к интернету:
– в свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры;
– устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест;
– путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни;
– нужно больше уделять внимания учебе, книгам. можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.
Сегодня интернет — один из главных источников полезной информации. Для того, чтобы подростки полностью не отдали себя виртуальной реальности, забросив учебу и все интересы вне интернета, родителям необходимо больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг ребенка стали разносторонними.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
- Гиляжева, Г.З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г.З., Варфоломеева Т.Н. // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. – С. 306-311.
- Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074-1077. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
- Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
- Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
- Чернова Е.В., Макашова В.Н., Боброва И.И. Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1294-1297. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
Количество просмотров публикации: Please wait