Актуальность данного исследования, направленного на анализ состояния и разработки мероприятий по повышению эффективности в сфере ЖКХ, заключается в том, что на сегодняшний день ЖКХ считается одной из основных отраслей в российской экономике, которая обеспечивает население страны жизненно важными жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ), а промышленность страны – необходимой инфраструктурой, а также характерной особенностью сферы ЖКХ является глубокое проникновение ее во все без исключения отрасли экономического хозяйства [5, с. 211].
Годовой оборот ЖКХ превышает 4,1 трлн. рублей, что составляет более 5,7% ВВП России [2].
На 01.01.2016. объем жилищного фонда в РФ составлял 3,3 млрд. кв.м., в том числе многоквартирных домов 2,4 млрд. кв.м. (около 72% от общего объема жилищного фонда), индивидуальных жилых домов – около 1 млрд. кв.м.
К основным проблемам отрасли большинство населения (согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения) относит следующие:
1) постоянное повышение платы за ЖКУ без соответствующего при этом повышения качества предоставляемых услуг;
2) невысокое качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг;
3) значительную изношенность жилищного фонда и необходимость его модернизации и ремонта. По оценкам экспертов ежегодно необходимо инвестировать в коммунальный сектор около 500 млрд. руб. (причем 200 млрд. руб. из них – это инвестиции в теплоснабжение, 100 млрд. руб. – в водоснабжение, 100 млрд. руб. в водоотведение).
Главной целью разработанной Правительством России Стратегии развития ЖКХ в РФ, является создание ситуации: при которой граждане – собственники и наниматели жилых помещений были бы обеспечены качественными ЖКУ, стоимость которых бы не била больно по карману потребителя, в свою очередь обеспечивала возмещение расходов производителям, и приносила доход инвесторам [2].
В целях обеспечения управления многоквартирными домами на профессиональном уровне в 2014 году было введено государственное регулирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами путем лицензирования такой деятельности с 1 мая 2015 года, а также на федеральном уровне были разработаны необходимые нормативно-правовые документы для осуществления лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами [4].
На конец июля 2015 г. было уже выдано 12,9 тыс. лицензий управляющим компаниям, которые в соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ размещены в Государственной информационной системе ЖКХ в едином федеральном реестре содержанию [2].
Стратегия предполагает реализацию следующих задач по:
1) внедрению прозрачного механизма выбора и законной замены управляющей компании, которая будет обеспечивать защиту интересов собственников и нанимателей жилых помещений;
2) стимулированию использования энергоэффективных материалов и технологий при выполнении работ или оказания услуг по текущему ремонту и содержанию общедомового имущества (применение теплоизоляционных материалов, установка пластиковых окон и т.п.);
3) созданию системы мониторинга за состоянием энергоэффективности в жилищной сфере (внедрение классификации многоквартирных домов по уровню энергоэффективности), т.е. отслеживание эффективности после реализации соответствующих мероприятий по экономии и др.
Таким образом, согласно Стратегии развития ЖКХ в РФ управляющие компании могут зарабатывать себе прибыль, используя все инструменты конкурентной борьбы, а именно оказывать качественные и в достаточном объеме ЖКУ населению, быть порядочными контрагентами при работе с поставщиками ресурсов и подрядчиками, а также привлекать максимальный и достаточно необходимый объем инвестиций, их экономно и рационально использовать [6, с.58].
Библиографический список
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» [Электронный ресурс] //Справочная система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170370/ (дата обращения 08.12.2016.)
- Распоряжение Правительство Российской Федерации от 26 января 2016 г. №80-р «Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420332147 (дата обращения 04.12.2016.)
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [Электронный ресурс] //Справочная система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129335/ (дата обращения 04.12.2016.)
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Справочная система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165895/ (дата обращения 08.12.2016.)
- Мироседи, С.А. Анализ финансовых результатов предприятия энергетической отрасли /С.А. Мироседи, Д. Ю. Чегурихина //Развитие средних городов: замысел, модели, практика Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 210-215.
- Филиппова, Т.А. Пути повышения прибыли на предприятии [Текст] /Т.А. Филиппова, Д.И. Серебрякова //Наука и экономика. – 2012. – №2 (10) март. – С. 57-60.