НЕДОВЕРИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОМОН

Федосова Екатерина Денисовна
Оренбургский государственный университет
студентка факультета Гуманитарных наук

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению важных качеств сотрудников ОМОН. Особое внимание уделяется феномену недоверия в контексте данной профессиональной деятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что сотрудники ОМОН имеют большую степень недоверия в связи с условиями работы.

Ключевые слова: доверие., качества сотрудников ОМОН, недоверие, феномен недоверия


A MISTRUST IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL QUALITIES OF SWAT WORKERS

Fedosova Ekaterina Denisovna
Orenburg State University
student of humanitarian science department

Abstract
This article is dedicated to important qualities of SWAT employees. Special attention is paid to the phenomenon of mistrust in sphere of considered professional activity. The research lets affirm that SWAT employees have a high degree of the mistrust related with working conditions.

Keywords: mistrust, phenomenon of mistrust, SWAT employees qualities, trust


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Федосова Е.Д. Недоверие в структуре профессионально важных качеств сотрудников ОМОН // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18053 (дата обращения: 21.02.2024).

При реформировании системы ОВД РФ произошел рост требований к профессиональной подготовке, психологическим характеристикам и качеству работы. Специальные подразделения выполняют более жесткие требования нежели сотрудники других подразделений. Психологическая подготовка очень важна для поступления на службу в отряды специального назначения(ОМОН). Наше исследование касается феномена недоверия, который включен в необходимый психологический аспект.[1]

Ведь доверие и недоверие можно рассматривать в контекстных ситуациях как различные психологические свойства. Можно сказать, они меняют свое значение в зависимости от качества и структуры ситуации
Доверие и недоверие может быть правом, долгом или одной из характеристик личности. Наша проблема недостаточно исследована, так как первые работы появились относительно недавно. Важные исследования в этой сфере провела А.Б. Купрейченко.
Конечно же, многие виды этих состояний (доверия и недоверия) не были классифицированы и выявлены.[2]

Рассматриваемая деятельность правоохранительных органов является крайне сложной и предъявляет достаточно высокие требования к служащим, ведь от их решений зависят судьбы людей. Существует много особенностей деятельности сотрудников ОМОН, среди них можно выделить: экстремальный характер действий, высокий коэффициент ответственности, самостоятельности, жесткость выполняемых приказов, действий. [3]

На данный момент можно выделить два блока особенностей работы ОВД(ОМОН).Первая группа включает в себя коммуникативный аспект работы. Вторая группа включает в себя фактор опасности, виктимность деятельности. Говоря о первой группе особенностей, можно выделить широту и разносторонность контактов, ведь именно сотрудники внутренней службы имеют дело с разными категориями людей. Так, сотрудник ОМОН психологически должен быть гибким, иметь нестандартное мышление и обладать многими навыками коммуникации и социальной психологии.

Немаловажным аспектом обеспечения эффективности служебной деятельности сотрудника ОМОН является формирование конструктивного, адекватного наиболее типичного для несения службы в стрессовых ситуациях, психозащитного или совладающего поведения.

Еще одна особенность работы сотрудников ОМОН(ОВД) заключается в коммуникации с людьми, преступившими закон. Общение с такой категорией людей может оказывать травмирующее влияние на состояние сотрудника. Также в данной работе имеют место психологические и эмоциональные перегрузки. В деятельности ОМОН присутствует момент ожидания выезда, экстренного вызова и др, что пагубно влияет на психологические характеристики человека и вызывает перегрузку.

Вторая группа особенностей включает непосредственно факторы риска. Человек на данной службе постоянно в стрессовом состоянии. В работе сотрудников ОМОН имеет место виктимность, потому что сотрудники имеют дело с агрессивными преступниками и даже могут стать их жертвой.

Кроме того, особенностью рассматриваемой нами профессиональной деятельности может быть строгая регламентированность законами
(Уголовным и Уголовно-процессуальным Кодексами РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ и др.) и приказами различными МВД РФ. Это обязывает сотрудников ОВД строго подчиняться нормативным документам и действовать строго в рамках закона.

Все эти особенности требуют от сотрудника стойкости характера, умения контролировать ситуацию и собственное эмоциональное состояние. Чтобы сотрудник ОМОН мог выполнять свои обязанности, он должен иметь некоторые психологические качества, способности и умения. Так, для успешного выполнения своей работы сотрудники должны уметь решать сложные задачи, когда присутствует угроза жизни, своей или чужой. Должна присутствовать готовность к коммуникации с неуравновешенными людьми, преступниками; сотрудники должны быть выносливы в связи с ненормированным рабочим днем, частыми стрессами, чувством страха или неуверенности; выносливость должна быть и у организма в целом, так как при военных действиях задействуются все системы, а также интеллектуальный аспект.

Кроме психологических особенностей, присутствуют подструктуры данной деятельности, которые позволяют совершать качественный отбор на службу.

Конечно же, сотрудник ОМОН должен обладать умениями и навыками, которые позволят выйти из стрессовой и опасной ситуации.
Профессиональное умение определяется как освоенный служащим комплексный способ успешных профессиональных действий в сложных и опасных ситуациях. Так же для сотрудников ОМОН важно иметь статусно-ролевую мобильность и мобильность психологическую в целом.

Таким образом, особенности деятельности сотрудников ОМОН заключаются в работе, которая требует напряжения, концентрации, терпения, наличие интеллектуального багажа и знания нормативных документов. Так же важно в этой деятельности уметь идти на контакт, обходить коммуникативные барьеры, знать методы общения с разными типами людей.

Конечно же, многие внешние раздражители и условия, влияющие на сотрудников ОМОН создают стрессовую атмосферу и травмирующе влияют на их психику, особенно на некоторые личностные качества, например на такие как коммуникабельность, открытость, доверчивость. Феномен доверия должен проявляться в коллективах и в СПК, но в непосредственной деятельности должен проявляться противоположный феномен- недоверия.

Недоверие также является психическим состоянием, которое не может быть применено к одному объекту вместе с доверием. Если недоверие становится чертой личности, то это зачастую становится большой проблемой для установления коммуникативных связей этого человека.

Оно включает следующие основные элементы: осознание рисков; чувство опасности, страха в сочетании с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия; настороженность и напряженность, а также готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность.[4]

Таким образом, можно сказать, что доверие и недоверие антагонисты и не могут существовать вместе, но это не всегда от доверия положительный эффект, а от недоверия отрицательный.

Чтобы определить степень недоверия в структуре профессионально важных качеств сотрудников ОМОН, были проведены исследования по некоторым шкалам методики “Семантический Дифференциал”.[8] Далее будут представлены результаты данной методики по шкалам “Моя работа”,”Долг” и “Ответственность”.

Рисунок 1. Среднегрупповые значения по факторам оценка-сила-активность по понятию работа у сотрудников ОМОН.

Как показывает данная гистограмма (Рисунок 1.), по факторам оценка и активность по понятию работа сотрудники ОМОН продемонстрировали значения, которые входят в диапазон нормативных значений, а фактор активность даже выходит за пределы верхней границы. Так, по фактору силы – 6,8 балла, по фактору активности -8,3, а по фактору оценка-4.

Значения по фактору сила оказалось ниже среднего нормативного. Нижняя граница нормативного диапазона по фактору оценки составляет 3 балла, по фактору силы- 7баллов, а по фактору активности- 5баллов.

Такие высокие результаты по двум факторам из трех могут быть получены из-за высокой мотивированности работы, активности и понимания общественной полезности собственной профессиональной деятельности
сотрудников ОМОН. Исходя из результатов, можно сказать, что сотрудники осознанно пошли на службу и знают для чего они работают и деятельность им нравится.

Рисунок 2. Среднегрупповые значения по факторам оценка-сила-активность по понятию долг у сотрудников ОМОН.

Как показывает данная гистограмма (Рисунок 14.), по всем факторам по понятию долг сотрудники ОМОН продемонстрировали значения, которые входят в диапазон нормативных значений. Так, по фактору силы – 6,6 балла, по фактору активности -7,1, а по фактору оценка-5,1. Эти результаты находятся в промежутках между границами.

Самый высокий показатель оказался по фактору активность, что означает соответствующее отношение сотрудников к данной категории. Их деятельность связана с исполнением долга службы. Поскольку сотрудники осознанно поступали на работу в данный отряд ОМОН, то можно предположить, что долг они оценивают очень высоко.

Рисунок 3. Среднегрупповые значения по факторам оценка-сила-активность по понятию ответственность у сотрудников ОМОН.

На данной гистограмме (Рисунок 3.) можно увидеть что, по всем факторам по понятию ответственность сотрудники ОМОН продемонстрировали значения, которые входят в средний диапазон нормативных. Так, по фактору силы – 6,3 балла, по фактору активности -5,5балла, а по фактору оценка-4,1. В то время как нижние границы нормативных значений равны по фактору силы- 6 баллов, по фактору активности- 5 баллов, а по фактору оценки- 4 балла.

Можно предположить, что такие результаты обусловлены также возрастом и основной деятельностью. Многие испытуемые находятся в браке или разведены, имеют детей и имеют большой стаж работы, что очень важно для возникновения ответственности.

Важно так же рассмотреть результаты методики самооценки доверия и экспертной оценки у сотрудников ОМОН.

Рисунок 4. Индивидуальные значения самооценки доверия у сотрудников ОМОН.

Данная гистограмма(Рисунок.4.) показывает, как оценивают свою доверчивость 21 сотрудник ОМОН. Анализ этих результатов основывается на допущении, что наиболее высокая оценка соответствует наиболее низкому уровню доверия и наиболее высокому уровню недоверия. Рисунок 5 демонстрирует количество испытуемых со средними, высокими или низкими показателями по данной методике. Так, испытуемых с показателями ниже среднего- 7 человек, с показателями выше среднего – 8 человек и со средними показателями 6 человека.

Рисунок 5. Демонстрирует показатели испытуемых по методике самооценке доверия.

Результаты исследований говорят о том, что сотрудники ОМОН, вследствие особенностей выполняемой ими служебной деятельности, имеют обостренное чувство долга, чувство ответственности за других людей и высокий уровень недоверия, относительно людей, не служащих в подобных подразделениях. Недоверие проявляется у испытуемых для адекватного и психозащитного поведения в стрессовых ситуациях.


Библиографический список
  1. Бялек М.В., Иваницкий А.Т. Мотивация , как один из аспектов психологической готовности к несению службы сотрудников ОМОН и ППСП. // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 1 (65). – с. 178-182.
  2. Кокурин А.В., Мокрецов А.И. Красов Д.А. Состояние и перспективы улучшения социально-психологического климата в подразделениях УИС, несущих службу с оружием. // Прикладная юридическая психология. – 2009. –« 1. – с. 65-86.
  3. Федорченко В.Е. Основные подходы к пониманию недоверия в современной психологии. // Вестник магистратуры. – 2016 . -№ 3-1 (54). С. 109-110.
  4. Худоян А.А. Тип межличностных отношений у сотрудников с разной степенью выраженности стресса. // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3.- с. 138-142.
  5. Манина, В.А. Понятие психологического барьера в зарубежной психологии. // Самарский научный вестник. – 2013. – №4. – с. 108-111.
  6. Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №9. – с. 79-86..
  7. Болдырев А.В., Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Психодиагностические маркеры феномена недоверия у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Прикладная юридическая психология. – 2016. – № 1 (34). С. 88-94.
  8. Болдырева, Т.А., Тхоржевская, Л.В. О возможностях применения метода семантического дифференциала в исследовании личности. // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников Международной конференции. / Под общей редакцией Н.Б. Карабущенко. – 2013. – с. 80-85.


Все статьи автора «Федосова Екатерина Денисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: