НЕДОВЕРИЕ КАК ЭФФЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Федорченко Виктория Евгеньевна
Оренбургский государственный университет
студентка 3 курса, кафедра общей психологии и психологии личности, факультет гуманитарных и социальных наук

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме недоверия с точки зрения становления данного феномена как эффекта формирования профессиональных компетенций у студентов. Необходимо рассмотреть каким образом недоверие влияет на те компетенции, которые необходимы специалисту в данной области, к чему приводит формирование патологического недоверия, а так же его отсутствие.

Ключевые слова: доверие., компетенции, недоверие, профессиональная компетентность, феномен недоверия


MISTRUST AS THE EFFECT OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN STUDENTS

Fedorchenko Victoria Evgenievna
Orenburg State University
3rd year student, department of general psychology and the psychology of personality, Faculty of Humanities and Social Sciences

Abstract
This article deals with the problem of mistrust in terms of the formation of this phenomenon as the effect of the formation of professional competencies in students. It is necessary to consider how those affect the mistrust, competence needed skill in the art, which leads to the formation of pathological of mistrust, as well as its absence.

Keywords: competence, mistrust, mistrust phenomenon, professional competence, trust


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Федорченко В.Е. Недоверие как эффект формирования профессиональных компетенций у студентов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18044 (дата обращения: 22.02.2024).

Профессиональная компетентность – это совокупность навыков, умений, знаний, необходимых для профессиональной деятельности специалиста. Данный вид компетентности включает в себя такие составляющие как: умение работать в команде, создание рабочего климата, владение знаниями, необходимыми для данной сферы, самостоятельное решение профессионально ориентированных вопросов и другое. Часто данный термин приравнивают к профессионализму. Наличие профессиональной компетентности необходимо, так как она предполагает эффективную роботу,   умение взаимодействовать с другими сотрудниками, а главное – реализацию достижения целей и задач, которые предполагает определенная специальность.

Эффективность обучения студентов вне идеи компетенции невозможно, так как развитие личности в таком случае разделено с развитием субъекта деятельности. В современном понимании компетентность включает в себя ряд компонентов: когнитивный, операционный и отношенческий. Когнитивный компонент выражается в наборе знаний, которые необходимы для реализации какой-либо трудовой деятельности. Операционный определяется как интегрированный в структуре акта, который студент должен освоить во время учебного процесса. Третий компонент, который обеспечивает формирование отношений, выступает в роли обеспечения выстраивания нормальных взаимоотношений между субъектами деятельности. [1]

В студенческом возрасте обучающиеся находятся на юношеской ступени развития. Данный возраст характеризуется учебно-профессиональной ведущей деятельностью: самостоятельный выход на путь трудовой деятельность, самоопределение в жизни, подготовка к труду и семейной жизни, выполнение гражданских обязанностей. В этом возрасте молодые люди и девушки сталкиваются с кризисом идентичности, который определяется ролевым смешением. Многие сталкиваются с тем, что чувствуют себя отчужденно, неприспособленно, иногда проявляют признаки делинквентного поведения. Успешный выход из кризиса сопровождается верностью.

Важное влияние на определение особенностей личности оказывает структура жизненной позиции, которая включает следующие компоненты: ключевые ценности человека, его идеалы, а также нормы, определяющие способ деятельности. Данные составляющие выражаются в социальной позиции личности: организации жизни, обусловленной особенностями ее самосознания, способностями, потребностями. [2] Так как доминирующей позицией в данном возрасте становится учебная, то необходимо говорить о приобретаемой профессиональной позиции. Ее становление необходимо для определения отношения к своей профессии: приобретается точка зрения, обусловленное поведение, система интеллектуальных, волевых, и эмоционально-оценочных отношений к миру и профессионально   деятельности. [3]

В данной статье будет представлен сравнительный анализ недоверия у  студентов, обучающихся по направлениям «Экономическая безопасность» и «Юриспруденция».

Первое направление «Экономическая безопасность» предполагает следующие профессиональные компетенции: способность к коммуникации в ситуации межличностного и межкультурного взаимодействия, способность к самоорганизации, неукоснительное соблюдение законов, работа на благо и общество, способность юридически правильно классифицировать факты и обстоятельства, уважать честь и достоинства личности, способность осуществлять предупреждение правонарушений и другое.

Второе направление «Юриспруденция» предполагает: способность к коммуникации в межличностном и межкультурном взаимодействии, способность работать на благо общества, не нарушать законы и порядок, способность соблюдать и защищать права человека и свободы человека, отсутствие коррупционной деятельности и многое другое. Отсюда следует, что принцип профессии состоит в полном подчинении законам и соблюдении чести и порядочности относительно граждан.

Говоря о становлении  студента как специалиста,  важно затронуть такую проблему, как формирование недоверия. А.Б. Купрейченко рассматривает недоверие как нарушение нравственной регуляции социального поведения. [4] Недоверие может носить как ситуативный, так и постоянный характер. Недоверие не может рассматриваться исключительно как антипод доверия, так как оно обладает самым широким диапазоном признаков и может проявляться в самых разных поведенческих формах.

Недоверие представляет собой феномен, который негативно отражается на профессиональных качествах личности. Он приводит к стереотипности установок, присущих данной профессии, человек начинает избегать взаимодействия с людьми, чаще проявляет недружелюбие, система отношений в общей картине искажается. [5]

Для выявления особенностей проявления недоверия в данных профессиях было проведено исследование на основе методики А.Б. Купрейченко «Сравнительный анализ критериев доверия и недоверия по данным авторской методики оценки доверия/недоверия личности другим людям». Данная методика направлена на выявление: основных критериев доверия/недоверия, склонность к замене доверия верой или расчетом, выраженность амбивалентного отношения к людям, принадлежность к определенному типу доверия/недоверия к другим людям. Доверие и недоверие независимо друг от друга оцениваются по нескольким шкалам: надежность, единство, знание, приязнь, расчет, недостатки. Шкала «надежность» отражает представление субъекта о том, способен ли другой человек прийти на помощь в трудной ситуации. Шкала «единство» выступает как представление субъекта о наличии у него общих целей, принципов с другим человеком. Шкала «знание» – представление субъекта о степени знания его по отношению к тому человеку, к которому оценивается уровень доверия. Шкала «приязнь» определяет степень привязанности к человеку, степень положительного отношения к нему. Шкала «расчет» – степень осознания того, является ли доверие более значимым, чем расчетная сторона или нет.  Шкала «неприязнь» (или недостатки) выявляет уровень недостатков по отношению к тому человеку, который оценивается, а так же чувство приязни/неприязни по отношению к нему.

Студентам было предложено пройти данное исследование в два этапа: в первом этапе испытуемым было необходимо оценить того человека, которому они больше всего доверяют; во втором этапе – оценить того человека, которому респонденты не доверяют.

В результате исследования были выявлены следующие результаты.

Гистограмма 1 – Критерии недоверия

Наиболее нетерпимы обе группы к недостаткам. Наименее значимым параметром для юристов является надежность того, кому они не доверяют, а для «Экономической безопасности» – единство. Однако, по всем критериям недоверия наиболее высокие значения присущи тоже юристам. Можно предположить, что представители данной профессии более недоверчиво относятся к тем людям, которые утратили их доверие. Различия у респондентов  по отношению к недоверию выражаются в единстве и недостатках. Низкие значения по шкале единство у «Экономической безопасности» и средние у юристов свидетельствуют о разной степени необходимости наличия общих черт с теми, кому они не доверяют. Выделение недостатков – это самый необходимый критерий для обеих групп, показатель которого в два раза выше остальных.

Таблица 1 – Эмпирические значения t – критерия по критериям недоверия в сравниваемых группах

Параметр

Экономическая безопасность

Юристы

t-эмпиричес-кое

Среднее значение

Среднее отклонение

Среднее значение

Среднее отклонение

Надежность

5,43

3,71

6,83

2,28

1,49

Единство

4,24

3,14

7,63

2,49

3,97

Знание

7,38

5,34

9,45

2,94

1,58

Приязнь

5,29

3,85

7,25

2,67

1,96

Расчет

5,86

4,22

7,92

2,65

1,93

Недостатки

10,62

7,23

14,7

3,28

2,59

Данная методика позволила выявить разницу в установлении доверия/недоверия у респондентов разных специальностей. Группа студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», оказалась более доверчивой. Это подтверждают более высокие результаты по критериям доверия/недоверия.

Присутствие недоверия у студентов в данный период жизни только начинает складываться. Присутствие данного феномена необходимо для более точного соблюдения формируемых профессиональных компетенций. Слишком высокая степень проявления в будущем будет негативно отражаться в профессиональной деятельности, так как при чрезмерном присутствии данного феномена в личности специалиста будут происходить некоторые изменения, которые могут повлиять на деформацию личности. Профессиональные качества неразрывно связаны с социальными качествами человека, поэтому соответственно профессиональное проявление недоверия будет переходить на социальную жизнь личности.

Таким образом, феномен недоверия – это неотъемлемая часть личности профессионала. Формирующееся качество у студентов требует особого внимания, так как оно оказывает положительный или отрицательный, в зависимости от степени проявления, эффект на формирование профессиональных компетенций.


Библиографический список
  1. Болдырева, Т.А., Тхоржевская, Л.В. О психологическом содержании компетенций в высшем профессиональном образовании. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбургский государственный университет, 2014. – с. 2563-2565.
  2. Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №9. – с. 79-86.Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №9. – с. 79-86.
  3. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1981.
  4. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия // М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 571 с.
  5. Болдырев А.В., Болдырева Т.А., Тхоржевская Л.В. Психодиагностические маркеры феномена недоверия у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Прикладная юридическая психология. – 2016. – № 1 (34). С. 88-94.
  6. Ермолаева, Г.Г. Личностные качества в структуре профессиональных компетенций будущих IT – специалистов. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 37. – с. 95-99.
  7. Иващенко, А.В., Зубова. Л.В., Григорьева, М.Н. К вопросу о психологических особенностях юношеского возраста с различной направленностью. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – №1. – с. 13-18.
  8. Коржова Е.Ю. Радевская Н.С. Психолого-педагогические характеристики модели специалиста системы профессионального образования, использующего информационные технологии в условиях открытого образования. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – №2.- с. 2015-2012.


Все статьи автора «wwwbuka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: