УПРАВЛЕНИЕ СНАБЖЕНИЕМ И СБЫТОМ В КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Шевень Людмила Николаевна
Смоленский государственный университет
старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
Данное исследование посвящено изучению снабжения и сбыта в корпоративных организациях. В статье рассматривается взаимосвязь процессов при организации снабжения в организации. Уделяется внимание факторам, влияющим на организацию материально-технического снабжения.

Ключевые слова: закупка, корпоративная логистика, корпоративные организации, логистика сбыта, материально-техническое снабжение, организация снабжения, сбыт, снабжение, управление сбытом


SUPPLY AND SALES MANAGEMENT IN CORPORATE ORGANIZATIONS

Sheven Lyudmila Nikolaevna
Smolensk State University
Senior Lecturer, Department of Management

Abstract
This study examines the supply and marketing in corporate organizations. The article discusses the relationship of processes in the organization of supplies in the organization. Attention is given to factors affecting the organization of logistics.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Шевень Л.Н. Управление снабжением и сбытом в корпоративных организациях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17998 (дата обращения: 01.11.2024).

Для эффективного функционирования корпоративных предприятий на рынке необходимо организовать рациональную снабженческо-сбытовую деятельность  и в дальнейшем эффективно управлять ею. В процессе организации снабженческой деятельности предприятий корпоративного типа необходимо определить, что и в каком количестве требуется закупить, у кого и на каких условиях.

Необходимо знать и понимать, как системно увязать закупки с процессом дальнейшего производства и последующей реализацией продукции.

Для организации и эффективного управления процессом снабжения необходимо следовать определённым этапам:

1. Определение потребности в приобретении конкретных материальных ресурсов: определяются потребители и рассчитываются соответствующие потребности, после чего составляются планы, планы-графики.

2. Решение задачи «сделать или купить»: принимается одно из двух альтернативных решений: самостоятельное формирование ассортимента либо закупка материальных ресурсов через поставщиков.

3. Проведение исследований рынка закупок: проводится анализ поведения рынка поставщиков.

4. Выбор поставщика состоит из двух этапов: 1) поиск потенциальных поставщиков – осуществляется путём посещения различных мероприятий, выставок;  задействования рекламы, СМИ; путём переписки и личных встреч с возможными поставщиками; 2) анализ потенциальных поставщиков – проводится по различным критериям (наличие у поставщика сертификата качества по стандартам ГОСТ Р ИСО серии 9000; осуществление поставок продукции в заданные сроки и в заданном объёме; цена поставляемой продукции).  В результате анализа формируется список конкретных поставщиков, с которыми в дальнейшем заключаются договоры. Далее составляется рейтинг поставщиков по определённым параметрам (надёжность, цена, качество, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое положение поставщика)[1].

5. Осуществление закупок: происходит, начиная с выбора конкретного способа закупок и разработки условий поставки и заканчивая организацией транспортировки.

6. Контроль поставок: осуществляется отслеживание сроков поставки, транспортировки, а так же контроль состояния запасов материальных ресурсов.

7. Формирование бюджета закупок: расчёт экономических показателей, учитывающий различного рода затраты.

В результате выполнения этих процессов происходит интеграция и системная взаимосвязь закупочной деятельности с дальнейшим производством, сбытом, складированием, транспортировкой.

Выделяют несколько групп нормативов, применяющихся в ходе снабженческой деятельности предприятия:

1)           организационно-правовые нормативы:

-              законодательные акты;

-              уставы транспортных организаций;

-              положения о службе материально-технического снабжения.

2)           номенклатурно-качественные нормативы:

-              стандарты и технические условия;

-              положения о приёмке товаров;

-              международные стандарты качества ИСО 9000.

3)           нормы расхода и использования средств производства:

-              нормативы расхода сырья и запасов;

-              нормативы использования оборудования;

-              сроки износа материалов;

-              нормативы выхода готовой продукции и нормы производственных потерь.

4)           нормы запасов и оборачиваемости оборотных средств:

-              нормативы производственных запасов;

-              нормативы оборачиваемости оборотных средств.

5)           стоимостные нормативы:

-              прейскуранты цен на продукцию;

-              тарифы на транспорт;

-              тарифы на услуги;

-              размер издержек за нарушение условий договоров.

На организацию снабжения влияет ряд факторов, приведённых в таблице 1:

Таблица 1 – Факторы, влияющие на организацию материально-технического снабжения

Факторы, воздействующие на организацию материально-технического снабжения

 

Характеристика

Формирование конкурентной среды у поставщиков Предприятие обладает свободой выбора поставщика, что создает условия для развития конкуренции.

Особое влияние на развитие конкуренции оказывает расширение номенклатуры продукции.

Необходимо устанавливать внешнеэкономические связи с поставщиками

Специализация поставщиков Необходимо создание новых малых и средних предприятий подетальной и узловой специализации
Размер предприятий-потребителей Предприятия-потребители в зависимости от размера потребляют различное количество материальных ресурсов, от чего зависит дальнейший размер поставляемых партий, который будет влиять на размер складских помещений, выбор транспорта, транспортные расходы и организацию материально-технического снабжения в целом
Организация производства Для совершенствования производства необходима синхронизация производственных потоков, предполагающая изменение системы снабжения, осуществляющейся без складов.

При переходе на новую систему организации производства необходимо планировать и прогнозировать цели

Производственная программа Новая организация производства включает в себя ужесточение сроков поставок. На эффективность использования материально-технических ресурсов влияет напряжённость производственной программы. От неё также зависит потребность в материальных ресурсах, имеющая большое значение в организации материально-технического снабжения
Финансовое состояние предприятия Чем выше уровень прибыли и рентабельности, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия, позволяющее совершать закупки в необходимом объёме, тем самым обеспечивая ритмичность и бесперебойность производства
Снабженческие затраты Основными затратами являются: затраты на закупку сырья, материалов; управление снабжением; образование и содержание запасов; подготовку материалов к производству. Необходимо проводить мероприятия по снижению затрат на снабжение, к которым относятся: формирование рациональных хозяйственных связей; оптимизация частоты поставок
Гибкое реагирование на спрос В процессе производства необходимо учитывать цикл изготовления заказа, длительность которого зависит от: времени оформления и передачи заказа; времени комплектования, отгрузки, транспортировки.

Фактор успешного снабжения – использование информационных технологий

Изучение и анализ рассмотренных в таблице 1 факторов позволит организовать рациональный подход к снабженческой деятельности, что будет способствовать повышению эффективности функционирования предприятия на рынке.

Организация и управление материально-техническим снабжением включает[2]:

-     оперативно-заготовительную деятельность по закупкам (основная цель – своевременное поступление материальных ресурсов в необходимом объёме и установленного качества);

-     обеспечение цехов материалами, деталями, необходимыми изделиями (основная цель – обеспечить бесперебойность и ритмичность производственного процесса);

-     организацию складского хозяйства (главная цель – обеспечить сохранность поступающих материальных ресурсов).

Для организации и эффективного управления сбытом необходимо ориентироваться на нормативно-правовую базу сбытовой деятельности, включающую методы юридического воздействия на субъекты сбыта; организационные, нормативно-технические документы, инструкции. Эта база обеспечивает правовую, расчётную, методологическую основу для организации эффективной сбытовой деятельности[3].

Нормативно-техническая документация включает:

1)       организационно-правовые нормативы (основополагающие законодательные акты по планированию и организации сбыта на предприятии;  нормативно-правовые и технические основы по организации транспортного обслуживания; Положение о службе сбыта предприятия);

2)       номенклатурно-качественные нормативы (стандарты и технические условия; Положение о приёмке товаров; стандарты, регламентирующие организацию работы по заключению договоров; по приёмке, хранению, упаковке, отгрузке;  нормативы имеющихся запасов на складе организации);

3)       стоимостные нормативы (прейскуранты цен на выпускаемую продукцию; транспортные тарифы).

При организации сбыта на предприятии возможно использование следующих систем сбыта: собственной (деятельность осуществляется на основе выполнения сбытовых функций субъектами сбыта, зависящих от организации); связанной (сбытовые функции выполняют юридически самостоятельные посредники, которые связаны с производителем и не являются собственником продаваемой продукции); независимой (предприятие сотрудничает с независимыми посредниками – дилерами, дистрибьюторами,  оптовыми и розничными торговыми предприятиями)[4].

При организации сбыта на внешнем рынке используются[5]:

-          собственные службы сбыта (отделы внешнеэкономической деятельности, представители предприятия, заграничные представительства);

-          сбытовые посредники своего региона (страны, к которым относятся внешнеторговые организации по экспорту, торговые дома, представители заграничных оптовых покупателей);

-          сбытовые посредники за рубежом (оптовые организации по импорту, комиссионеры, маклеры).

После выбора наиболее оптимальной системы сбыта для конкретного предприятия необходимо наладить эффективное управление этой системой. Эта система, становящаяся объектом управления, предполагает наличие внутренних (планирование, получение и обработка поступающих заказов; контроль качества; комплектация и формирование партий) и внешних (транспортировка, хранение, организация сбыта) элементов[6].

Процесс управления сбытом включает в себя выбор и координацию взаимодействия участников данного процесса; мотивацию участников; дальнейшую оценку эффективности и качества работы системы.

Для эффективного управления сбытовой деятельностью служба сбыта организации должна иметь следующие подразделения: плановую группу (изучает спрос, планирует поставки, ведёт учёт выполнения планов); оперативную группу (обеспечивает предприятие заказами на поставку, удовлетворяет требования потребителей, составляет отчёты); складское хозяйство (склад готовой продукции, отделение упаковки, тарный участок, технический отдел)[7].

Таким образом, рассмотрев понятия снабжения и сбыта, раскрыв их сущность, проведя анализ видов, форм и методов снабжения и сбыта, можно убедиться в том, что процессы снабжения и сбыта играют огромную роль в развитии предприятия.

Заметим, что от эффективной организации и управления снабженческо-сбытовой деятельностью зависит функционирование предприятия. Поэтому необходимо разработать рациональные пути снабжения и дальнейшего сбыта готовой продукции с целью оставаться конкурентоспособным предприятием на рынке.


Библиографический список
  1. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс: учебник/ М.: Издательство Юрайт, 2014. – 782 с.
  2. Тебекин А.В. Логистика: Учебник/ – М.: Дашков и К, 2014. – 355 с.
  3. Дупленко Н.Г. Логистика: Учебное пособие / – Калининград: БФУ им. И.Канта (Балтийский федеральный университет им. И.Канта), 2014. – 115 с.
  4. Сергеевичев В.В., Супонина Н.Ю. Логистика: учебное пособие / СПб.: СПбГЛТУ (Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет), 2013. – 64 с.
  5. Гордон М.П., Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга. 2015. – 168с.
  6. Розина Т.М. Распределительная логистика: учебное пособие. – Минск: «Вышэйшая школа», 2012. ­ 320 с.
  7. Алесинская Т.В.  Основы логистики. Функциональные области логистического управления: учебник / Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012 – 82 с.


Все статьи автора «Шевень Людмила Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: