СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Земсков Александр Юрьевич
Прокуратура Калужской области

Аннотация
В статье говорится о совершенствовании деятельности Администрации Президента Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: Администрация Президента Российской Федерации, антикоррупционная политика, антикоррупционная работа, антикоррупционные подразделения, антикоррупционный аппарат, противодействие коррупции


IMPROVEMENT OF THE ACTIVITY OF THE ADMINISTRATION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ANTI-CORRUPTION SPHERE

Zemskov Aleksandr Yurevich
Prosecutor’s office of Kaluga region

Abstract
The article says about improvement of the activity of the Administration of the President of the Russian Federation in the anti-corruption sphere.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Земсков А.Ю. Совершенствование деятельности Администрации Президента Российской Федерации в сфере противодействия коррупции // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17945 (дата обращения: 22.02.2024).

Анализ достигнутых практических результатов свидетельствует о том, что системный подход к организации антикоррупционной работы в государственных органах действует и последовательно развивается. В последние годы удалось достаточно четко определить функции и задачи антикоррупционных подразделений. На антикоррупционные подразделения возложена задача по организации формирования в органах власти и в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

Сегодня можно говорить о создании в Российской Федерации органов и подразделений достаточно разветвленного антикоррупционного аппарата, который базируется в основном в кадровых службах госорганов и муниципальных органов власти.

30 ноября 2016 г. состоялся семинар-совещание под руководством помощника Президента Евгения Школова по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в котором приняли участие представители высших должностных лиц, руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заместители полномочных представителей Президента в федеральных округах, руководители региональных и ведомственных антикоррупционных органов и подразделений.

В частности, обсуждались вопросы активизации работы по противодействию коррупции, повышения эффективности выявления и предотвращения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, проведения проверок соблюдения антикоррупционных стандартов. Обсуждались также механизмы контроля за расходами, имущественной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, антикоррупционного просвещения, а также использование потенциала гражданского общества.

Основные направления реализации государственной антикоррупционной политики на ближайший период определены 30 октября 2013 г. в ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Фактически определено, что следует переходить от нормативного закрепления антикоррупционных механизмов к практической реализации сформированного комплекса мер.

Руководителем Администрации Президента Российской Федерации деятельность Администрации Президента Российской Федерации в сфере противодействия коррупции была признана эффективной, при этом обозначена целесообразность консолидировать усилия всех органов власти на этом направлении.

3 декабря 2013 г. Указом Президента Российской Федерации № 878 образовано Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Управление непосредственно осуществляет прием, анализ, обеспечение опубликования в сети Интернет представляемых высшими должностными лицами страны сведений о доходах, расходах, имущественном положении. Также оно осуществляет контроль за достоверностью представленных сведений и за соблюдением указанными лицами антикоррупционных стандартов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов .

Аналогичные функции Управление в соответствии с законодательством вправе осуществлять в отношении любых лиц, на которых распространены установленные в целях противодействия коррупции обязанности, запреты и ограничения.

Помимо этого, к основным задачам Управления отнесены подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам реализации государственной антикоррупционной политики, участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и президиума этого Совета, осуществление мониторинга и проведение проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, принимаемых федеральными государственными органами и субъектами Российской Федерации антикоррупционных мер. Управление также является уполномоченным государственным органом на участие в международном антикоррупционном сотрудничестве.

Упомянутые функции Управления распределены между департаментами, которые с учетом специфики тех или иных конкретных мероприятий комплексно их реализуют.

Помимо этого, Управление рассматривает материалы, представленные претендентами на должности государственной службы номенклатуры Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а также на должности федеральных судей, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Качество антикоррупционной работы может быть обеспечено в результате умелого анализа представленных соответствующими должностными лицами сведений о доходах и исключения формальных подходов к этой деятельности. Вместе с тем остается до конца неразрешенным ряд проблемных вопросов, связанных с осуществлением антикоррупционных проверок.

Так, правовой статус отдельных категорий должностных лиц, например, лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, не позволяет в полном объеме проводить комплекс соответствующих проверочных мероприятий.

В первую очередь, это вызвано определенной вариативностью статусов этих категорий должностных лиц, обусловленной многообразием страны. Отсюда сложности в определении для них единого перечня антикоррупционных стандартов.

Еще одним проблемным аспектом является проверка исполнения должностными лицами обязанности по прекращению владения иностранными финансовыми активами. Этот вопрос уже затрагивает плоскость международных соглашений, поскольку далеко не все государства предоставляют по соответствующим запросам информацию о финансовой активности российских граждан за рубежом, а при инициировании подобных запросов российскими государственными органами сроки предоставления такой информации зарубежными партнерами могут составлять от двух месяцев до полугода и более.

В ходе осуществления мониторинга хода реализации антикоррупционных мероприятий в ведомствах отмечено, что значительные усилия подразделений по профилактике коррупционных правонарушений сосредоточены на поиске формальных нарушений, допущенных при представлении сведений, а также на обеспечении представления данных сведений.

Во многих госорганах работу подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений фактически сводят к карательному аспекту, к осуществлению проверок. Бесспорно, это важное направление работы антикоррупционных подразделений, но оно отнюдь не исчерпывает весь спектр стоящих перед ними задач.

Тем более что само по себе несоблюдение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе и непредставление сведений о доходах, не обладают той степенью общественной опасности, которая присуща правонарушениям, отнесенным к сфере деятельности правоохранительных органов.

Любое несоблюдение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции значимо, прежде всего, как индикатор возможного коррупционного поведения соответствующего лица. Следует учитывать, что помимо обязанности представлять соответствующие сведения и требований к их полноте и достоверности, законодательством предусмотрен широкий круг других обязанностей, а также запретов и ограничений, контролю за соблюдением которых по разным причинам уделяется гораздо меньше внимания.

Ощутимые результаты антикоррупционной работы могут быть достигнуты только в результате системного обеспечения соблюдения всего комплекса норм, направленных на противодействие коррупции. Эти нормы предусматривают противодействие конфликту интересов, запрет для предусмотренных законом категорий лиц владеть иностранными активами, обязанность уведомлять о склонении к коррупции, ограничения, связанные с дарением, другие запреты, ограничения и обязанности.

Президент может использовать такой инструмент борьбы с коррупцией как увольнение в связи с утратой доверия – мера, применение которой должно быть лишено формализма. Лицо может быть уволено в связи с утратой доверия только в том случае, если представитель нанимателя в результате допущенных и выявленных нарушений антикоррупционных норм реально утратил доверие к нему. Если же основания для применения такой меры могут быть установлены, необходимо с момента принятия решения о проведении проверки обращать особое внимание на строгое соответствие применяемых процедур нормам законодательства (ст. 59.2. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иным нормам). В противном случае лицо, которое фактически утратило доверие, будет восстановлено на работе судом со всеми вытекающими из этого последствиями и только лишь потому, что нарушены процедурные нормы .

Управлением в целях организации такого взаимодействия разработано типовое положение о взаимообмене информацией о коррупционных правонарушениях. Положением предусмотрена необходимость направления к нам с учетом компетенции информации о коррупционных правонарушениях, совершенных соответствующими должностными лицами. Информация может быть получена государственными органами в процессе осуществления ими основной деятельности. Например, в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, при реализации мер налогового и финансового контроля. Типовое положение направлено в правоохранительные органы, а также в ФНС России и Росфинмониторинг.

Еще одной из проблем, негативно влияющих на эффективность антикоррупционной деятельности, является отсутствие необходимого уровня взаимодействия между органами государственной власти и общественностью: коммерческими, некоммерческими, общественными, научными организациями и средствами массовой информации при обсуждении вопросов противодействия коррупции и выработке соответствующих мер и решений.

Анализ состояния этой работы в субъектах Российской Федерации показывает, что в ее организации недостает системности. Вместе с тем наработки ряда регионов по формированию эффективных антикоррупционных подразделений (Саратовская область) широким привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций к участию в работе межведомственных антикоррупционных советов (Нижегородская область), разработке антикоррупционных образовательных программ (Москва) представляют большой интерес и способны серьезно помочь коллегам в других (не всегда соседних) регионах страны.

С учетом изложенного эта деятельность нуждается в оптимизации и некоторой информационной централизации. С учетом возложенных Президентом Российской Федерации функций ее координатором, оказывая соответствующую организационную и методическую помощь, готово выступить наше Управление. Основные направления для развития совместной деятельности государственных органов и общественных институтов должны определяться в рамках деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Активное привлечение небезразличной общественности к обсуждению актуальных вопросов противодействия коррупции в регионах Российской Федерации позволит реализовать имеющийся огромный потенциал. Затрону еще ряд аспектов организации антикоррупционной работы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января текущего года № 10 утверждено типовое положение, регламентирующее вопросы сдачи подарков, полученных должностными лицами органов власти или в связи с исполнением должностных обязанностей.

Следует активнее распространять практику уведомления государственными служащими об их склонении к совершению коррупционных правонарушений. Анализ этой работы показывает, что в ряде федеральных государственных органов, деятельность которых неминуемо сопряжена с коррупционными рисками, такие уведомления либо не поступают, либо их количество крайне мало.

Необходимо обеспечить объективность и всесторонность при рассмотрении вопросов восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей. Результатом рассмотрения таких обращений может быть как направление информации в правоохранительные органы при наличии в обращении сведений о признаках преступления, так и осуществление антикоррупционных проверочных мероприятий, в случае если приведенные в обращении доводы об иных коррупционных правонарушениях подтвердились.

В проекте нового Национального плана противодействия коррупции предусмотрена позиция о проверке состояния работы по рассмотрению обращений граждан по антикоррупционной тематике. Нельзя не обратить внимание на некоторые недостатки в организации работы по наполнению антикоррупционных разделов официальных сайтов органов власти. Если техническое обеспечение работы самих разделов может быть отнесено к компетенции соответствующих обеспечивающих служб, то ответственность за их содержание, наполнение и обновление возлагается на антикоррупционные подразделения .

Таким образом, анализ достигнутых практических результатов свидетельствует о том, что системный подход к организации антикоррупционной работы в государственных органах действует и последовательно развивается, так, 3 декабря 2013 г. Указом Президента Российской Федерации № 878 образовано Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. Управление непосредственно осуществляет прием, анализ, обеспечение опубликования в сети Интернет представляемых высшими должностными лицами страны сведений о доходах, расходах, имущественном положении. Помимо этого Управление рассматривает материалы, представленные претендентами на должности государственной службы номенклатуры Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а также на должности федеральных судей, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Анализ состояния этой работы в субъектах Российской Федерации показывает, что в ее организации недостает системности. Вместе с тем наработки ряда регионов по формированию эффективных антикоррупционных подразделений широким привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций к участию в работе межведомственных антикоррупционных советов, разработке антикоррупционных образовательных программ представляют большой интерес и способны серьезно помочь коллегам в других регионах страны. Активное привлечение небезразличной общественности к обсуждению актуальных вопросов противодействия коррупции в регионах Российской Федерации позволит реализовать имеющийся огромный потенциал. Следует активнее распространять практику уведомления государственными служащими об их склонении к совершению коррупционных правонарушений. Необходимо обеспечить объективность и всесторонность при рассмотрении вопросов восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей.



Все статьи автора «mr-x1991»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: