ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абрамова Александра Алексеевна
Российский государственный социальный университет
магистрант

Аннотация
В данной статье проанализированы ключевые проблемы и направления влияния инновационных процессов банка на дальнейшее развитие кредитной организации. Особое внимание обращено на оценку влияния инноваций на эффективность деятельности банка.

Ключевые слова: банк, банковский продукт, инновации, клиент, прибыльность, услуги, эффективность деятельности


BANKING INNOVATION FOR PRIVATE CLIENTS: REMOTE MAINTENANCE

Abramova Alexandra Alekseevna
Russian State Social University
graduate student

Abstract
The article describes the main problems and directions of innovative processes influence on the Bank's further development of the credit institution. Special attention is paid to assessing the impact of innovation on Bank efficiency.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамова А.А. Влияние инноваций на эффективность банковской деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17793 (дата обращения: 22.02.2024).

Одной из основных проблем функционирования банковской системы является повышение ее эффективности, которая определяется уровнем реализации присущих ей экономических функций и достижением определенных обществом целей [6].

Банковская система является важной составляющей национальной экономики и должна не только обеспечивать ее нормальное функционирование, но и создавать условия для ее роста, оптимизации и научно-технического развития.

Сегодняшние процессы, происходящие в российской экономике, порождают высокие риски в деятельности кредитных организаций, подкрепленные цикличностью развития экономических процессов в целом [10]  и способствуют росту высокой конкуренции между участниками на рынке.

Услуги, предоставляемые банками в современных условиях, не всегда  удовлетворяют потребности клиентов, что заставляет банки уделять больше внимания эффективности своей работы, внедрять новые методы работе, внедрять новые, конкурентоспособные продукты и услуги, которые должны соответствовать как ожиданиям клиентов, так и мировым стандартам.

Среди приоритетных задач, которые могут отказать влияние на вышеперечисленные факторы развития банковской сферы, можно назвать такие как внедрение инноваций в банковский сектор, разработка методов оценки инновационного развития банков в современных условиях. На современном этапе объем финанcирования инноваций достаточен, однако краткосрочные инвестиции занимают большую часть [2].

На сегодняшний день российские банки характеризуются не высокой инновационной активностью, что требует развития методов оценки, анализа инновационной среды, которая была бы благоприятна для осуществления эффективных инноваций.

Банковские инновации в совокупности представляют продукты, услуги и технологии банка.

Банковская инновация является процессом, направленным на модернизацию банковской деятельности, предусматривающая усовершенствование операций, предоставляемых продуктов, бизнес-процессов, услуг, заключающаяся в лучшем удовлетворении имеющихся клиентских потребностей либо формировании новых, расширении спектра предоставляемых услуг и продуктов и максимизации прибыли [4].

Анализ различных понятий банковских инноваций позволил отнести к ним банковские услуги, к которым принадлежат новые и ранее предлагаемые, в случае изменения способов их предложения клиентами, чем обусловлено улучшение их качества. В качестве вознаграждения за риск, связанный с осуществлением инновационной деятельности банком получается прибыль, рассматриваемая в определении.

Рассматривая роль инноваций в эффективности развития банковской деятельности можно говорить о целесообразности осуществляемой банком инновационной деятельности лишь в случае наличия уверенности в получении в результате инновации рельного дохода, или обеспечения повышения качества осуществляемой работы, а также привлечения максимального количества клиентов. В данном случае речь идет об эффективности банковской инновации [8] .

Существует возможность выражения эффективности осуществляемой банком деятельности посредством экономических и финансовых показателей. Каждым банком самостоятельно определяется данная система на основании характерных инновационному проекту особенностей, профессионализма кадров, менеджеров банка и иных факторов.

В процессе анализа уровня эффективности осуществляемой инновационной деятельности, необходимо подчеркнуть возможность достижения в результате внедрения новшеств четырех видов эффектов [1]:

-экономического;

-научно-технического;

-социального;

-экологического.

При получении первого из них в виде прибыли банком осуществляется повышение благосостояния работников и комплексное его развитие.

Различают потенциальный либо фактический (реальный, коммерческий) экономический эффект процесса разработки, продажи либо внедрения новшеств, при этом, научно-техническому, социальному и экологическому эффектам может быть присуща форма лишь потенциального эффекта.

В случае учёта исключительно конечных результатов продажи либо внедрения новшеств, возможной является оценка любого вида инновационной деятельности со стоимостной точки зрения. Критерии итоговой оценки в данном случае состоят из: времени получения экономического фактического эффекта и степени неопределенности возможности его получения (либо уровня риска инвестирования в инновацию).

Существует непосредственная зависимость особенностей функционирования и структуры построения механизмов, направленных на повышение уровня эффективности осуществляемой банком деятельности, в основе чего заложено внедрение инноваций и специфики процессов инноваций, определение которой возможно посредством типологии инноваций, преобладающих в банковской инновационной деятельности [11].

Существует ряд причин, обуславливающих появление необходимости в создании и использовании системы показателей уровня эффективности банковской деятельности, которым производится эффективный инновационный процесс, заключающихся в следующем [7]:

- необходимости расчёта затрат и количественной оценке результата инновационного проекта, только после этого возможно принятие целенаправленных управленческих решений;

- необходимости сопряжения инновационного процесса с бизнес-процессом, подчиняясь стратегическим организационным целям;

- составлении посредством использования показателей эффективности инноваций прогнозных и фактических значений, характеризующих достижимость предусмотренных целей;

- оценке с количественной точки зрения доли работников с инновационным видом мышления.

Предусматривается удовлетворение создаваемой системой показателей эффективности осуществляемой инновационной деятельности таким требованиям [9]:

- система должна состоять, как с количественных, так и с качественных  показателей, не взаимосвязанные  друг с другом;

- предусматривается сопряжение системы показателей уровня эффективности инноваций и системы корпоративных показателей уровня эффективности банковской деятельности;

- посредством системы должна производиться оценка удовлетворённости клиентов количеством и качеством предоставляемых услуг и продуктов;

- система должна состоять лишь с актуальных для той или иной инновации показателей;

- посредством системы показателей должны раскрываться причины успеха такой деятельности, и её неудачи.

В процессе внедрения инновационного продукта в рамках единого направления бизнеса (к примеру, розничного) возникает необходимость в осуществлении в применяемой системе основных показателей корректировок в целях оценки степени эффективности инновационного внедрения.

Необходимость в корректировке банковской стратегии возникает лишь в случае внедрения банком абсолютно новой услуги, отсутствующей ранее. Отсутствие достаточности финансовых инструментов [3] делает это сегодня  практически необходимым.  Существует возможность корректировки стратегических целей бизнес-единицы, деятельность которой ощутила внедряемое новшество [5].

Самые существенные корректировки будут произведены в системе главных показателей степени эффективности.

Разнообразием характеризуются инновации, внедряемые в банковском бизнесе. В процессе внедрения некоторых из них, банками связывается эффект от внедрения с оптимизацией рисков осуществляемой банковской деятельности, что оказывает  влияние на уровень эффективности функционирования банка.

Высший менеджмент российских банков хорошо осознает, что на эффективность деятельности как их отдельного банка, так и на эффективность развития всей банковской системы страны в целом огромное значение оказывает качество менеджмента. Именно его уровень определяет роль банков в экономическом развитии страны.

Поэтому реформа системы менеджмента, которая в настоящее время проходит в большинстве банков страны, оправданна и призвана сформировать продуманную инновационную политику, которая позволит российской банковской системе отвечать требованиям мирового банковского уровня.

Так, Сбербанк стал первым банком в России, который внедрил у себя программу Lean или бережливое управление. Эта методика позволила избавиться от малопроизводительных действий, процессов, неэффективного использования времени сотрудниками. Высвобождаемое у сотрудников время направляется на продвижение новых банковских продуктов, улучшение обслуживания [1].

В условиях глобализации внедрение инновационных технологий, продуктов банками в свою деятельность является насущной необходимостью, так как позволит им выстоять в конкурентной борьбе. Опираясь на опыт зарубежных банков, отечественным кредитным организациям целесообразно при разработке инновационной стратегии, в целях эффективного функционирования и управления инновационным процессом, осуществлять мониторинг среды банковской деятельности банка для определения потребностей в перемене его деятельности; разрабатывать стратегии и формировать программы перемен в деятельности банка в качестве системы осуществляемых коллективных действий, направленных на достижение единой цели: поддерживать инновационные идеи и начинания персонала.

Полагаем, что активность персонала в жизни банка позволит сформировать особую атмосферу, в которой не нужно будет проводить социологический мониторинг. А создание инновационной инфраструктуры банка решит вопрос, касающийся справедливой оценки интеллектуальной собственности в процессе инноваций; мотивации к принятию участию в осуществляемой инновационной деятельности.

По нашему мнению, проблема отечественных банков заключается не столько в получении банковских инноваций, сколько во внедрении её в деятельность банка с минимальными затратами средств и времени, то есть требуемой степенью эффективности.

Таким образом, в посткризисный период залогом эффективного функционирования банковской системы вероятно является восстановление взаимного доверия банков и их клиентов, без которой невозможны классические банковские отношения, основанные на передаче своих денежных средств для использования других на достаточно длительный период времени.

Этому будут способствовать инновационные механизмы осуществления сбережений и кредитования, оценки кредитоспособности заемщиков и управления рисками, а также предложение услуг, которые будут действительно необходимы клиентам для облегчения управления их финансами.


Библиографический список
  1. Долженко Р.А. Стимулирование инновационной деятельности банковского персонала//Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом).- 2012.- № 10. – с. 127-133.
  2. Евдокимова Ю.В. Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в РФ // В сборнике: Экономика, социология и право в  современном мире: проблемы и поиски решений. Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.Е. Медового. 2013. С. 202-207.
  3. Евдокимова Ю.В. Совершенствование функционирования финансового рынка в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 (26). С. 14.
  4. Иванкина Н.В. Инновации в банковской сфере и особенности их реализации в России [Электронный ресурс] / Н.В. Иванкина // Сибирский Федеральный Университет: Официальный сайт.- Режим доступа.-URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s005/s005-161.pdf.
  5. Исаев Р.А. Банк 3.0: современная бизнес-модель и инновации//Банковское дело.- 2016.- № 4. – с. 54-60.
  6. Колпакова  Г. М.  Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. -538 с.
  7. Кох Л.В. Эффективность инновационной деятельности банка: теория
    и методология. Монография. – СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2008. – 194 с.
  8. Ларионова Ю.В., Павлова С.А., Гордеева Е.В. Инновационная деятельность в банковском секторе: особенности и тенденции развития. – М.: Изд-во СГУ, 2014. – 112 с.
  9. Лаврентьев М.В. Повышение эффективности деятельности коммерческого банка в инновационной экономике: автореферат дис. канд. экон. наук. – Москва, 2013. – 26 с.
  10. Мельник М.С. Обусловленность и передпосылки формирования современного финансово-экономического кризиса // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 3. С. 174-177.
  11. Родин Д.Я. Развитие банковских инноваций, основанных на оптимизации бизнес-процессов коммерческого банка//Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2013.- № 32. – с. 2-10.


Все статьи автора «Абрамова Александра Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: