Одной из основных проблем функционирования банковской системы является повышение ее эффективности, которая определяется уровнем реализации присущих ей экономических функций и достижением определенных обществом целей [6].
Банковская система является важной составляющей национальной экономики и должна не только обеспечивать ее нормальное функционирование, но и создавать условия для ее роста, оптимизации и научно-технического развития.
Сегодняшние процессы, происходящие в российской экономике, порождают высокие риски в деятельности кредитных организаций, подкрепленные цикличностью развития экономических процессов в целом [10] и способствуют росту высокой конкуренции между участниками на рынке.
Услуги, предоставляемые банками в современных условиях, не всегда удовлетворяют потребности клиентов, что заставляет банки уделять больше внимания эффективности своей работы, внедрять новые методы работе, внедрять новые, конкурентоспособные продукты и услуги, которые должны соответствовать как ожиданиям клиентов, так и мировым стандартам.
Среди приоритетных задач, которые могут отказать влияние на вышеперечисленные факторы развития банковской сферы, можно назвать такие как внедрение инноваций в банковский сектор, разработка методов оценки инновационного развития банков в современных условиях. На современном этапе объем финанcирования инноваций достаточен, однако краткосрочные инвестиции занимают большую часть [2].
На сегодняшний день российские банки характеризуются не высокой инновационной активностью, что требует развития методов оценки, анализа инновационной среды, которая была бы благоприятна для осуществления эффективных инноваций.
Банковские инновации в совокупности представляют продукты, услуги и технологии банка.
Банковская инновация является процессом, направленным на модернизацию банковской деятельности, предусматривающая усовершенствование операций, предоставляемых продуктов, бизнес-процессов, услуг, заключающаяся в лучшем удовлетворении имеющихся клиентских потребностей либо формировании новых, расширении спектра предоставляемых услуг и продуктов и максимизации прибыли [4].
Анализ различных понятий банковских инноваций позволил отнести к ним банковские услуги, к которым принадлежат новые и ранее предлагаемые, в случае изменения способов их предложения клиентами, чем обусловлено улучшение их качества. В качестве вознаграждения за риск, связанный с осуществлением инновационной деятельности банком получается прибыль, рассматриваемая в определении.
Рассматривая роль инноваций в эффективности развития банковской деятельности можно говорить о целесообразности осуществляемой банком инновационной деятельности лишь в случае наличия уверенности в получении в результате инновации рельного дохода, или обеспечения повышения качества осуществляемой работы, а также привлечения максимального количества клиентов. В данном случае речь идет об эффективности банковской инновации [8] .
Существует возможность выражения эффективности осуществляемой банком деятельности посредством экономических и финансовых показателей. Каждым банком самостоятельно определяется данная система на основании характерных инновационному проекту особенностей, профессионализма кадров, менеджеров банка и иных факторов.
В процессе анализа уровня эффективности осуществляемой инновационной деятельности, необходимо подчеркнуть возможность достижения в результате внедрения новшеств четырех видов эффектов [1]:
-экономического;
-научно-технического;
-социального;
-экологического.
При получении первого из них в виде прибыли банком осуществляется повышение благосостояния работников и комплексное его развитие.
Различают потенциальный либо фактический (реальный, коммерческий) экономический эффект процесса разработки, продажи либо внедрения новшеств, при этом, научно-техническому, социальному и экологическому эффектам может быть присуща форма лишь потенциального эффекта.
В случае учёта исключительно конечных результатов продажи либо внедрения новшеств, возможной является оценка любого вида инновационной деятельности со стоимостной точки зрения. Критерии итоговой оценки в данном случае состоят из: времени получения экономического фактического эффекта и степени неопределенности возможности его получения (либо уровня риска инвестирования в инновацию).
Существует непосредственная зависимость особенностей функционирования и структуры построения механизмов, направленных на повышение уровня эффективности осуществляемой банком деятельности, в основе чего заложено внедрение инноваций и специфики процессов инноваций, определение которой возможно посредством типологии инноваций, преобладающих в банковской инновационной деятельности [11].
Существует ряд причин, обуславливающих появление необходимости в создании и использовании системы показателей уровня эффективности банковской деятельности, которым производится эффективный инновационный процесс, заключающихся в следующем [7]:
- необходимости расчёта затрат и количественной оценке результата инновационного проекта, только после этого возможно принятие целенаправленных управленческих решений;
- необходимости сопряжения инновационного процесса с бизнес-процессом, подчиняясь стратегическим организационным целям;
- составлении посредством использования показателей эффективности инноваций прогнозных и фактических значений, характеризующих достижимость предусмотренных целей;
- оценке с количественной точки зрения доли работников с инновационным видом мышления.
Предусматривается удовлетворение создаваемой системой показателей эффективности осуществляемой инновационной деятельности таким требованиям [9]:
- система должна состоять, как с количественных, так и с качественных показателей, не взаимосвязанные друг с другом;
- предусматривается сопряжение системы показателей уровня эффективности инноваций и системы корпоративных показателей уровня эффективности банковской деятельности;
- посредством системы должна производиться оценка удовлетворённости клиентов количеством и качеством предоставляемых услуг и продуктов;
- система должна состоять лишь с актуальных для той или иной инновации показателей;
- посредством системы показателей должны раскрываться причины успеха такой деятельности, и её неудачи.
В процессе внедрения инновационного продукта в рамках единого направления бизнеса (к примеру, розничного) возникает необходимость в осуществлении в применяемой системе основных показателей корректировок в целях оценки степени эффективности инновационного внедрения.
Необходимость в корректировке банковской стратегии возникает лишь в случае внедрения банком абсолютно новой услуги, отсутствующей ранее. Отсутствие достаточности финансовых инструментов [3] делает это сегодня практически необходимым. Существует возможность корректировки стратегических целей бизнес-единицы, деятельность которой ощутила внедряемое новшество [5].
Самые существенные корректировки будут произведены в системе главных показателей степени эффективности.
Разнообразием характеризуются инновации, внедряемые в банковском бизнесе. В процессе внедрения некоторых из них, банками связывается эффект от внедрения с оптимизацией рисков осуществляемой банковской деятельности, что оказывает влияние на уровень эффективности функционирования банка.
Высший менеджмент российских банков хорошо осознает, что на эффективность деятельности как их отдельного банка, так и на эффективность развития всей банковской системы страны в целом огромное значение оказывает качество менеджмента. Именно его уровень определяет роль банков в экономическом развитии страны.
Поэтому реформа системы менеджмента, которая в настоящее время проходит в большинстве банков страны, оправданна и призвана сформировать продуманную инновационную политику, которая позволит российской банковской системе отвечать требованиям мирового банковского уровня.
Так, Сбербанк стал первым банком в России, который внедрил у себя программу Lean или бережливое управление. Эта методика позволила избавиться от малопроизводительных действий, процессов, неэффективного использования времени сотрудниками. Высвобождаемое у сотрудников время направляется на продвижение новых банковских продуктов, улучшение обслуживания [1].
В условиях глобализации внедрение инновационных технологий, продуктов банками в свою деятельность является насущной необходимостью, так как позволит им выстоять в конкурентной борьбе. Опираясь на опыт зарубежных банков, отечественным кредитным организациям целесообразно при разработке инновационной стратегии, в целях эффективного функционирования и управления инновационным процессом, осуществлять мониторинг среды банковской деятельности банка для определения потребностей в перемене его деятельности; разрабатывать стратегии и формировать программы перемен в деятельности банка в качестве системы осуществляемых коллективных действий, направленных на достижение единой цели: поддерживать инновационные идеи и начинания персонала.
Полагаем, что активность персонала в жизни банка позволит сформировать особую атмосферу, в которой не нужно будет проводить социологический мониторинг. А создание инновационной инфраструктуры банка решит вопрос, касающийся справедливой оценки интеллектуальной собственности в процессе инноваций; мотивации к принятию участию в осуществляемой инновационной деятельности.
По нашему мнению, проблема отечественных банков заключается не столько в получении банковских инноваций, сколько во внедрении её в деятельность банка с минимальными затратами средств и времени, то есть требуемой степенью эффективности.
Таким образом, в посткризисный период залогом эффективного функционирования банковской системы вероятно является восстановление взаимного доверия банков и их клиентов, без которой невозможны классические банковские отношения, основанные на передаче своих денежных средств для использования других на достаточно длительный период времени.
Этому будут способствовать инновационные механизмы осуществления сбережений и кредитования, оценки кредитоспособности заемщиков и управления рисками, а также предложение услуг, которые будут действительно необходимы клиентам для облегчения управления их финансами.
Библиографический список
- Долженко Р.А. Стимулирование инновационной деятельности банковского персонала//Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом).- 2012.- № 10. – с. 127-133.
- Евдокимова Ю.В. Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в РФ // В сборнике: Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений. Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.Е. Медового. 2013. С. 202-207.
- Евдокимова Ю.В. Совершенствование функционирования финансового рынка в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 (26). С. 14.
- Иванкина Н.В. Инновации в банковской сфере и особенности их реализации в России [Электронный ресурс] / Н.В. Иванкина // Сибирский Федеральный Университет: Официальный сайт.- Режим доступа.-URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s005/s005-161.pdf.
- Исаев Р.А. Банк 3.0: современная бизнес-модель и инновации//Банковское дело.- 2016.- № 4. – с. 54-60.
- Колпакова Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Г. М. Колпакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. -538 с.
- Кох Л.В. Эффективность инновационной деятельности банка: теория
и методология. Монография. – СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2008. – 194 с. - Ларионова Ю.В., Павлова С.А., Гордеева Е.В. Инновационная деятельность в банковском секторе: особенности и тенденции развития. – М.: Изд-во СГУ, 2014. – 112 с.
- Лаврентьев М.В. Повышение эффективности деятельности коммерческого банка в инновационной экономике: автореферат дис. канд. экон. наук. – Москва, 2013. – 26 с.
- Мельник М.С. Обусловленность и передпосылки формирования современного финансово-экономического кризиса // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 3. С. 174-177.
- Родин Д.Я. Развитие банковских инноваций, основанных на оптимизации бизнес-процессов коммерческого банка//Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2013.- № 32. – с. 2-10.
Количество просмотров публикации: Please wait