В настоящее время педагогическое образование испытывает значительные реформы в области содержания и подготовки будущих учителей. В стране происходит укрупнение ВУЗов, создаются опорные университеты способные готовить кадры с учетом особенностей своего региона в вопросе квалификационной необходимости.
Анализируя нынешнюю ситуацию в образовательной сфере, можно сказать, что на сегодняшний день все меньше становится педагогических ВУЗов. Подготовка по педагогическим профилям теперь встречается и в классических высших учебных заведениях, и в объединенных образовательных учреждениях. Такой вариант имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны – стало невозможным для студентов профилей «Педагогическое образование» находиться и непрерывно взаимодействовать друг с другом в своей специфической среде,а с другой стороны – появилась возможность создания вариативных дисциплин и модулей, позволяющих студентам формировать педагогическую компетентность.
На современном этапе большое внимание отводится подготовке учителей информатики, математики, физики и химии, так как именно эти специализации имеют огромную роль в подготовке кадров различных отраслей промышленности, в частности – инженерных кадров.
В связи с изменением стиля жизни интенсивным образом в последние десятилетия развиваются компьютерные и интернет-технологии, информационные и коммуникационные отрасли, поэтому необходимо делать акцент на профилизацию учащихся в школе для их дальнейшего выбора профессии, связанной с ИКТ. Все это входит в педагогическую деятельность учителя информатики.
Программа подготовки будущих учителей информатики достаточно успешно реализуется, так как она взаимодействует с подразделениями, осуществляющими подготовку по направлениям, связанным с информатикой («Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Инженерное образование» и др.). Поскольку основные образовательные программы данных направлений содержат дисциплины, способствующие формированию профессиональных компетенций будущих учителей информатики.
В свою очередь все чаще бакалавры и магистры профилей, связанных с информатикой, высказывают пожелания получить знания, чтобы в последующем была возможность преподавать информатику в учебных заведениях. Это говорит о нарастающей актуальности профессии учителя информатики. Однако, профессиональный педагогический стандарт предполагает обязательное наличие педагогического образования у лиц, осуществляющих образовательную деятельность, в данном случае одним из выходов является получение соответствующих знаний с помощью дополнительного образования.
В МГТУ им. Г.И. Носова был проведен опрос среди студентов направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями) Информатика и экономика. Цель данного исследования – определить процент молодежи, который действительно планирует по окончании ВУЗа найти свое призвание в образовательной сфере. Результаты оказались весьма ожидаемыми. 80% респондентов высказали свое мнение, что на сегодняшний день работа учителя информатики актуальна, поэтому студенты проявили готовность к профессионально-педагогической деятельности. Также ребята отметили, что профессия учителя информатики достаточно сложна, поскольку информатика – особый предмет школьной программы. Работа перед монитором накладывает свою специфику как на способы проведения урока, так и на общение с учащимися, также своеобразен на уроках контроль за выполнением заданий и, конечно же, усложняется подача материала. 17% опрошенных заявили, что готовы выбрать профессию информационной направленности, но не в рамках педагогической сферы. Причинами такого выбора послужили неуверенность в своих силах, сложности в работе учителя, как образца поведения и наставника для учеников, низкая оплата труда и высокая занятость. Оставшиеся 3% респондентов считают, что в дальнейшем их профессия не будет взаимодействовать с информатикой и ИКТ.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что выбор профессии учителя информатики достаточно актуален, профессия интересна своей спецификой. Учителю информатики необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира) филологии и языкознания (системы программирования, текстовые редакторы, системы распознавания текста, средства компьютерного перевода, системы искусственного интеллекта), математики, физики и экономики (компьютерное моделирование), живописи и графики, (графические редакторы, дизайн, системы мультимедиа) и т.д. Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний.
Будущий преподаватель должен обладать следующими компетенциями:
- Быть готовым к использованию современных информационных технологий при проектировании учебного процесса для обеспечения своей профессиональной деятельности;
- Уметь квалифицированно оценивать качество и отбирать информационные электронные образовательные ресурсы в соответствии с дидактическими целями учебного процесса для обеспечения индивидуализации и интенсификации обучения;
Владеть современными методами отбора, структурирования и представления учебной информации для использования ее в учебной деятельности.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Арапова В.В. Роль и место предмета «информатики» в процессе обучения школьников // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11) [Электронный ресурс]. URL:http://modern-j.ru/domains_data/files/11/ARAPOVA%20V.V.%20(Obrazovanie%20i%20pedagogika).pdf
- Варфоломеева Т.Н., Байтерякова А.А. Некоторые аспекты формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11) [Электронный ресурс]. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/11/Varfolomeeva%20T.N.pdf
- Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
- Варфоломеева Т.Н., Козлова Д.А. К вопросу о формировании информационной компетенции студентов педагогических специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68588 (дата обращения: 07.11.2016).
- Варфоломеева Т.Н., Лукина К.Е. О необходимости формирования информационно-профессиональных компетенций будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/15575 (дата обращения: 06.11.2016).
- Ефимова И.Ю., Верховцев М.П. Тенденции развития современного профессионального образования В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики. Материалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н. 2015. С. 213-215.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Исследование уровней формирования результатов обучения в системе профессионального образования Челябинской области вуза / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября-1 ноября 2012 г.). – Кн. III. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. – с. 228-237
- Ляш, А.А. Актуальность формирования профессиональной готовности будущего учителя информатики в области информационно-образовательных систем обучения / А.А. Ляш // Сборник научных статей международной школы – семинара «Ломоносовские чтения на Алтае»: в 3 ч.: сборник научных трудов. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – ч.п. – С. 224-231. – 0,34 п.л.
- Ляш, А.А. Использование методов активного обучения при подготовке будущих учителей информатики / А.А. Ляш // Научно-методический журнал «Современное образование: традиции и инновации», СПб.: ООО «Современная мысль». – 2014. – № 1. – С. 85-92. – 0,3 п.л.
- Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении /О.Е. Масленникова, О.Б. Назарова // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. – С. 470-474.
- Министерство образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
- Предеина О.С., Варфоломеева Т.Н. Выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15013 (дата обращения: 30.05.2016).
- Федорчук К.О., Варфоломеева Т.Н. Проблемы управления процессом повышения профессиональных компетенций будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69102 (дата обращения: 09.11.2016).
- Чусавитин М.О., Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. Разработка модели компетентности будущих учителей информатики и ИКТ в области обеспечения информационной безопасности / М.О. Чусавитин, Г.Н. Чусавитина, Л.В. Курзаева // Фундаментальные исследования. -2013. – № 10-13. – С. 2991-2995.