К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ФРГ (НАУКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Носачева Елена Анатольевна
Южный федеральный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии

Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки преподавателей иностранных языков в Европе (на примере ФРГ) и возможности совершенствования отечественной системы подготовки преподавателей иностранных языков.

Ключевые слова: преподаватель иностранных языков, программы профессиональной подготовки, профессиональная автономия


TO THE QUESTION OF THE TRAINING TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN GERMANY (SCIENTIFIC ASPECT)

Nosatcheva Elena Anatolievna
Southern Federal University
candidate of Pedagogic Sciences, docent of the chair of German philology

Abstract
In the article are described the actual problems of training teachers of foreign languages in Europa (Federal Republic of Germany) and the possibilities of the perfecting of Russian system of training teachers of foreign languages.

Keywords: professional autonomy, teacher of foreign languages, teacher training programmes


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Носачева Е.А. К вопросу профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков в ФРГ (науковедческий аспект) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17767 (дата обращения: 22.02.2024).

Педагогическая подготовка преподавателей иностранных языков в России имеет много ценных образовательных традиций. Однако анализ системы подготовки преподавателя иностранных языков в Германии на основе модели евроопреподавателя иностранных языков позволяет обогатить современные российские исследования в указанной области. Применение сравнительно-сопоставительных методов позволяет выявить новые идеи в подготовке европреподавателя иностранных языков: традиционные и альтернативные. Интегративные процессы в развитии теории и практики подготовки преподавателя иностранных языков в Германии как части европейской континентальной педагогической науки развиваются на основе принципов преемственности, интегративности, культуросообразности, профессионально-личностного роста преподавателя иностранных языков. Интегративные процессы характеризуются развитием, непрерывным и рекуррентным повышением квалификации, что предполагает постоянную модернизацию программ подготовки преподавателей, направлено на постоянный личностно-профессиональный рост европреподавателя иностранных языков.

В Германии долгие годы преподаватели иностранных языков были в первую очередь филологами, учителя немецкого языка как иностранного – германистами, т.е. фаза научной подготовки сменялась фазой школьной практики, которая была неким «довеском»; связь обеих фаз не носила интегративный характер, иными словами, подготовка специалистов не была ориентирована на принцип целостности [1, c. 12].

Подготовка филолога: ее цель – передача определенных научных знаний в сочетании с развитием методологического мышления для формирования умения проводить научные исследования в области филологии и смежных научных областях.

Подготовка преподавателя иностранного языка: ее цель формулируется иначе: научная подготовка не является самоцелью, а дополняется подготовкой к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, отличие системы подготовки филолога от подготовки преподавателя иностранного языка заключается в том, что последняя не ограничивается научными знаниями определенного предмета (группы предметов), а охватывает аспект профессионализации.

Очевидно, что подготовка преподавателя иностранного языка выглядит иначе, нежели традиционная подготовка филолога, в ее основе лежат иные принципы:

-                     Филологическая составляющая в содержания подготовки играет важную роль, но содержание определяется, в первую очередь, дидактическим интересом. Занятия с лингвистическими, литературными и страноведческими темами рассматриваются через призму теории и практики обучения иностранному языку;

-                     в теории и практике занятий по иностранному языку важную роль наряду с языковыми дисциплинами играют такие науки, как педагогика, дидактика, теория обучения, психология, социология и др.

-                     релевантными научными областями также являются те, которые трактуют родной язык и отечественную социокультуру в их взаимосвязи с иностранным языком и соответствующим социокультурным контекстом (например, страноведение), что недооценивалось прежде;

-                     немаловажную роль играет область практических умений – владение иностранным языком и умение осуществлять обучающую деятельность, приобретаемое в ходе школьной практики. Будущие учителя должны как можно раньше вступать в контакт с практикой проведения учебных занятий (присутствовать на занятиях, оценивать, анализировать их), чтобы затем «задать вопросы к теории, к науке» и осознать относительность теоретических аспектов (Х.-Ю.Крумм). Данный путь от практики к теории является элементом методической подготовки.

Поскольку в центре подготовки преподавателя иностранного языка лежит знакомство с теоретическими и практическими основами обучения и изучения иностранного языка, выделим соответствующие “центральные”, “интегрирующие” науки. Это дидактика и методика, которые трактуют следующие процессы:

-                     условия обучения иностранному языку в родной стране;

-                     цели, содержание обучения;

-                     формы и методы обучения;

-                     формы контроля;

-                     планирование, проведение и оценка занятий;

-                     особенности изучения родного и иностранного языков;

-                     возрастные особенности учащихся;

-                     стратегии изучения иностранного языка.

Особенность подготовки преподавателя иностранного языка заключается в том, что будущие преподаватели получают квалификации, которые они в дальнейшем будут развивать в своих учащихся: желание изучать иностранный язык, открытость внешнему миру, понимание мира и т.д. Поэтому они должны получить возможность в ходе своего обучения в вузе развивать в себе следующие качества:

-  быть специалистами в определенной области знаний;

- будучи педагогами, помогать учащимся ориентироваться в постоянно меняющемся мире, включая страну изучаемого языка;

- быть готовыми к постоянному самосовершенствованию посредством повышения своей квалификации.

Многие немецкие ученые (R.S. Baur, G.Henrici, F.Klippel, H.-J.Krumm, G.Neuner, H-J.Vollmer, G.Zimmermann, W.Zydatiß) справедливо  полагают, что при разработке программ  подготовки преподавателя иностранных языков должен соблюдаться принцип интегративности ввиду потребности будущих преподавателей в комплексном применении полученных в ходе профессионально-педагогической подготовки знаний.

Обширные интегративные возможности характерны для отдельных дисциплин:

-                     литература и страноведение (например, «литературные» местности, литература и искусство, история литературы и т.д.);

-                     литература и лингвистика (стилистика поэтических текстов, лигвистические аспекты литературных жанров и т.д.);

-                     лингвистика и страноведение (диалекты, языковые особенности изучения значений слов и т.д.);

-                     лингвистика и теория обучения (стадии изучения иностранного языка, языковая прогрессия, память и изучение иностранных языков и т.д.);

-                     практика языка и текстуальный аспект (язык учебных занятий, специальные тесты);

-                     подготовка и проведение школьной практики (на конкретном занятии различные аспекты программ подготовки выступают в интегрированной форме).

В целом, подготовка преподавателей начале 21 века, и об этом свидетельствуют современные теории, гипотезы, концепции и практика подготовки европейского преподавателя иностранных языков в едином европейском образовательном пространстве, должна включать такие области, как: многоязычие, двуязычные занятия, самоорганизованное и самоуправляемое (автономное) обучение, деятельностно-ориентированное и интерактивное обучение, новое самопонимание преподавателя как консультанта по учебе, межкультурное воспитание, рефлексия, самонаблюдение, разработка школьных программ, работа с литературой и связь изучения языка с практикой [2, с. 5].

Таким образом, развитие теории и практики подготовки преподавателей иностранных языков – это длительный историко-педагогический процесс, характеризующийся созданием и совершенствованием программ подготовки преподавателей с учетом новейших достижений европейской и отечественной педагогической науки, которые также могут быть внедрены в вариативную часть учебных планов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.


Библиографический список
  1. Neuner, G. Germanisten oder Deutschlehrer? Zur curricularen Planung einer wissenschaftlichen Deutschlehrerausbildung // Fremdsprache Deutsch, [Sondernummer], 1994, S.12-15.
  2. Гузь Ю.А., Носачева Е.А. Инновационная практика в системе профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков. Ростов-на-Дону, 2016.

 



Все статьи автора «Носачева Елена Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: