Взаимодействие прокуратуры со средствами массовой информации является важным участком работы, от правильной организации которой зависит восприятие органов прокуратуры обществом, уровень ее авторитета и престижа прокурорских работников.
Понимание значимости правильного отражения в общественном сознании характера и результатов работы прокуроров обусловило интерес у практических и научных работников к рассматриваемой тематике. Взаимодействие прокуратуры со средствами массовой информации подробно рассмотрено в работах Пантелеева Б.Н., Дмитриевой Е.А., Смирнова А.Ф., Юрковского А.В., Крылова А.В. Разработке методических основ и различных аспектов проблемы посвящены работы Бессарабова В.Г., Захарчук В.М., Маматова М.В., Андрианова Е.А., Забелиной Е.А., Ефремовой Г.Х., Ратинова А.Р., Кроз М.В., Васильева А.Н. и др.
Усилиями практиков и теоретиков достигнуто такое состояние, при котором обеспечено постоянное присутствие прокуратуры в поле зрения средств массовой информации. Современный этап взаимодействия прокуратуры и средств массовой информации характеризуется достаточно высокой степенью организации процесса сбора, обработки и представления аудитории информации о деятельности органов прокуратуры.
В то же время анализ состояния деятельности прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации свидетельствует, что есть реальные возможности для повышения ее эффективности, обусловленные необходимостью оперативного представления аудитории в доступной форме объективной информации о деятельности органов прокуратуры.
Так, совершенствования требует способ подачи информации о деятельности прокуратуры, предусматривающий улучшение ее восприятия как посредством повышения доступности текста сообщений, так и обогащения их иллюстративным материалом.
Достижению этих целей должно способствовать применение средств, обеспечивающих адаптированность материалов к потребностям читателя, мультимедийность и интерактивность.
Повышению доступности материалов о деятельности прокуратуры будет служить использование техник написания пресс-релизов, более широкое использование основанных на устной передаче информации форм взаимодействия, в частности таких, как проведение брифингов.
На повышение уровня восприятия будет работать обогащение текстовых сообщений фото- и видеоматериалами, инфографикой. Видеокомментарии, снабжение аудиопотоком, иллюстрирование фотоматериалами, которые, как правило, играют вспомогательную роль, поможет составить более полную картину событий и привлечь к информации о них внимание аудитории.
Эффект интерактивности как двустороннего взаимодействия с потребителем информации будет создавать оперативное реагирование на сообщения в средствах массовой информации (социальных сетях).
Повышению эффективности работы на рассматриваемом направлении также может способствовать большая урегулированность ряда его аспектов.
Так, в дополнительной регламентации нуждаются вопросы рассмотрения журналистских запросов, проведения мониторинга средств массовой информации и использования его результатов, планирования работы по взаимодействию со средствами массовой информации.
И если первые два носят скорее технический характер, связанный с необходимостью установления такого порядка, который бы обеспечивал оперативность реагирования на запросы и материалы средств массовой информации и безусловность предоставления сведений о результатах проверок обнародованной масс-медиа информации, то планирование информационных поводов является вопросом качества освещения деятельности прокуратуры.
Как правило, работники прокуратуры, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации, работают с т.н. пост-релизом – сообщением о состоявшемся событии. При поступлении информации постфактум к ответственному работнику он максимально быстро готовит сообщение для средств массовой информации в виде соответствующего текста.
В то же время, если бы информационный повод планировался, была бы возможность организовать более качественное и полное освещение, предполагающее, в частности, приглашение журналистов для освещения события; осуществление видеосъемки в ходе события или подсъемки к нему; озвучивание данных, подлежащих обнародованию, на брифинге; подготовку иллюстративного материала: инфографика, фото-, видеоматриалы и др. Такая подача обеспечила бы более широкое использование средствами массовой информации предлагаемого прокуратурой материала, в то время как текстовое сообщение, как правило, попадает только на ленты информационных агентств.
Таким образом, имея информацию о предстоящих инфоповодах, ответственный работник может организовать максимально широкое освещение актуального события в деятельности прокуратуры. В этой связи целесообразным представляется обращение к опыту планирования информационных поводов.
Выработке более действенных механизмов взаимодействия также должно способствовать переосмысление с учетом имеющейся практики теоретических основ взаимодействия прокуратуры и средств массовой информации.
С этой целью требуется уточнение понятия «взаимодействия прокуратуры и средств массовой информации», целей, задач и направлений такого взаимодействия, системы принципов, на которых оно должно осуществляться.
В частности, они должны формулироваться исходя из имеющейся практики взаимодействия путем учета фактических потребностей обеих сторон взаимодействия, целей и задач информирования общественности о деятельности прокуратуры и правил медиалогики.
Подытоживая, необходимо отметить, что проблема освещения деятельности органов прокуратуры, с одной стороны, не стоит очень остро, потому что работа правоохранителей, в отличие от других органов, не воспринимается обществом как «нечто оторванное от жизни, не имеющее практической пользы»[1]. Более того, к правоохранительной тематике у общества и журналистов существовал и будет существовать устойчивый интерес, заставляющий четвертую власть выполнять во взаимоотношениях с силовиками функцию содействия: суды, полиция, парламент являются источниками потенциально интересной информации для аудитории, а потому они получают через СМИ более привилегированный доступ к обществу[2]. То есть задача обеспечения присутствия органов прокуратуры в медиасфере в достаточной степени облегчена.
В то же время по большей части представленность прокуратуры в медиапространстве имеет фоновый характер. Это фоновое присутствие, которое обеспечивается напоминанием о себе в небольших масштабах, в основном с помощью пресс-релизов с сообщениями о текущих событиях.
В этой связи деятельность прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации требует дальнейшего совершенствования, прежде всего, путем конструирования информационных поводов, обеспечения упоминания прокуратуры в топовых темах и самостоятельное формирование ею общественной повестки дня.
Библиографический список
- Современная пресс-служба. Курс лекций. Учебное пособие. – М., 2009. – С. 107
- МакКуэйл Д. Журналистика и общество. Учебное пособие. – М., 2013. – С. 201
Количество просмотров публикации: Please wait