Основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.; Заключительном Акте СБСЕ 1975 г., являются основой всей системы современного международного права. [1]
Однако в последние десятилетия реальные международные отношения изобилуют примерами нарушений этих принципов как единичными субъектами международных отношений (национальными меньшинствами, экстремистскими организациями и т.п.), так и наиболее крупными участниками таких отношений, – государствами и международными организациями.
С одной стороны сами принципы исторически обусловлены, доказали свой непреходящий и универсальный характер, а также нашли свое отражение в целом ряде важнейших правоустанавливающих документов ООН и правовых системах большинства государств. С другой стороны, принципы разработаны в прошлом веке в принципиально других социально-политических условиях, практически в международно-правовом вакууме, возникшем в результате Второй мировой войны.
Очевидно, что за более чем полвека своего существования и апробации, современные принципы международного права неоднократно нарушались, но ни разу не пересматривались. [2]
Тем не менее, современные реалии международных отношений заставляют задуматься над эффективностью и применимостью принципов международного права в новых, изменившихся и динамично развивающихся условиях современного мира, в котором число участников международных отношений постоянно растет, что не упрощает процесс международного сотрудничества.
На наш взгляд, сегодня можно констатировать определенный кризис принципов международного права, которые нуждаются в совершенствовании с тем, чтобы поднять качество современных международных отношений на новый уровень.
По нашему мнению, изменение баланса сил в международных отношениях и потеря устойчивости международного правопорядка делает задачу реформирования международного права и его основных принципов объективной необходимостью.
Сама постановка задачи совершенствования принципов международного права рождает сразу несколько проблем. Главная из которых, на наш взгляд, проблема механизма совершенствования принципов.
Решению данной проблемы, на наш взгляд, может послужить современный опыт прямой демократии, народного законотворчества и самоуправления, предпринятый в Исландии при разработке и принятии новой Конституции 2012 года. [3]
Отметим, что отправной точкой принятия новой конституции стал финансовый кризис 2008-2009 годов. Как утверждает член конституционного совета Исландии Торвальдур Гульфасон: “Кризис сопровождался протестами: десятки тысяч людей требовали отставки правительства, премьер-министра, главы Управления по финансовому надзору, досрочных выборов в парламент и новой конституции.”. [4]
Эксперты нового правительства подготовили доклад с рекомендациями для тех, кому предстояло писать новый основной закон. Затем была созвана национальная ассамблея, максимально демократичным способом: из национального реестра жителей случайным образом отобрали тысячу человек, которые должны были обсудить облик новой конституции. Таким образом шанс попасть в ассамблею был у каждого исландца старше 18 лет. Участники ассамблеи заседали один день и пришли к выводу, что стране действительно нужна новая конституция.
Для работы над новой Конституцией, народ Исландии на всеобщих выборах избрал Конституционный совет, в который вошли 25 граждан. Членами Конституционного совета стали простые люди – рыбаки, фермеры, врачи, домохозяйки, которые были избраны из числа 522 взрослых, не принадлежащих ни к одной из политических партий, каждого из которых, в свою очередь, рекомендовали как минимум 30 граждан. Собрания Конституционного совета транслировались в прямом эфире, были открыты для журналистов и публики.
Конституционный совет использовал систему краудсорсинга – доступа всех людей к своей работе. Предложения граждан собирались через «Фейсбук», «Твиттер», «Ютуб». Граждане Исландии приняли весьма активное участие в работе над конституцией. Всего от простых исландцев поступило 3600 комментариев к работе Совета и 370 поправок к Конституции.
Каждую неделю Конституционный совет должен был отчитываться о своей работе перед гражданами и публиковать в интернете новые статьи для общественного обсуждения. Спустя две или три недели, после просмотра предложений от общественности и экспертов, Конституционный совет публиковал финальную версию статей, которые затем обсуждались еще раз.
Общенародный референдум по проекту Конституции прошел 20 октября 2012 года. 67% избирателей одобрили новый основной закон. Участие в референдуме приняли 49 % населения страны.
Тем не менее в формировании текста нового основного закона страны приняли участие все желающие, были, по-возможности, учтены интересы всех групп и слоев общества. Наконец, референдум закрепил признание новой Конституции большинством граждан страны.
На наш взгляд, опыт Исландии можно экстраполировать на процессы совершенствования современного международного права и принятия международно-правовых документов, имеющих мировое значение.
Постоянно развивающееся современное информационное общество позволяет сегодня каждому человеку становиться участником обсуждения любых вопросов любой тематики. Широкий доступ всех желающих к учебной и научной информации повышает уровень образованности каждого пользователя всемирной информационной сети. Наконец, социальная активность и ответственность значительной части просвещенного общества, позволяет актуализировать наиболее острые и важные проблемы современного общества, делает их массово публично обсуждаемыми. Таким образом, в рамках информационного общества становится возможной реализация различных международных проектов, предполагающих заинтересованность и массовость участия.
На наш взгляд, совершенствование принципов международного права могло бы стать первой такой новацией.
Участие в обсуждении новых формулировок принципов международного права могли бы принять все страны, входящие в мировое сообщество с тем, чтобы новая редакция принципов по-возможности в равной степени отвечала интересам всех участников современных международных отношений.
По нашему мнению, процесс совершенствования принципов международного права может быть реализован в несколько этапов.
На первом этапе ООН, как автор первой редакции принципов международного права, должна определить регламент и механизм работы органа, который займется организацией обсуждения и сбором информации от всех участников.
На втором этапе необходимо разработать простой и понятный, полиязычный интерфейс, доступный для любого пользователя из любой точки мира.
На третьем этапе через мировые СМИ и Интернет необходимо проинформировать о проекте все мировое сообщество, популяризировать и актуализировать его; сделать не только публичным, но и интересным с тем, чтобы мотивировать на участие в нем максимальное число участников из разных стран.
На четвертом этапе каждая страна, в зависимости от численности населения, выбирает своих представителей (таким же способом, как и в Исландии), которые в своей стране займутся сбором, обработкой и систематизацией предложений от граждан; будут сопровождать обсуждение новых формулировок принципов и сформируют предложения от страны.
Сбор полученных от стран предложений станет пятым этапом проекта. На следующем этапе необходимо максимально публично организовать обсуждение всех полученных формулировок.
Последний этап предполагает выбор новых формулировок принципов международного права и подготовку Декларации о новых принципах международного права, отвечающим современным реалиям международных отношений.
В завершении Декларация о новых принципах международного права должна пройти процедуру подписания всеми странами – участницами разработки и стать основой для совершенствования других международно-правовых документов, регулирующих современные международные отношения.
Авторы понимают сложность и масштабность замысла и предвидят трудности в реализации проекта. Однако, как нам кажется, в данном случае цель, которую преследует проект, стоит потраченных на нее усилий.
Очевидно, что процесс разработки новых формулировок принципов международного права возможен только в условиях международного консенсуса и мира между странами.
Кроме того, уже сейчас можно определить несколько трудностей, с которыми столкнутся реализаторы. Прежде всего это: колоссальные финансовые затраты; неодинаковая информационное пространство и техническое оснащение в разных странах; длительность каждого этапа процесса и всего проекта; сложности перевода и различия в понимании смысла слов и словосочетаний в языках и т.п.
Существуют и другие, более частные , но от этого не менее сложные проблемы. Например, определение формата участия в проекте непризнанных государств или обеспечение равенства участия всем заинтересованным странам с учетом специфики их правовых систем. Такие вопросы требуют серьезной проработки механизма реализации проекта, однако на любом его этапе могут появится новые сложности.
Тем не менее, не смотря на возможные трудности, при должной проработке всех процессов всемирной разработки новых формулировок принципов международного права, на наш взгляд, проект может быть успешно реализован.
Сегодня очевидно, что геополитические изменения в современном мире требуют новых, работающих регуляторов международных отношений. Интенсификация и усложнение международных отношений будут все острее требовать адекватных способов и методов их регулирования. В этих условиях совершенствование базовых принципов международного права становится, на наш взглдя, неизбежным.
Библиографический список
- Устав ООН. Сайт ООН/ режим доступа: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 12.11.2015 г.)
- Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725 (дата обращения: 13.11.2016).
- Конституция Исландии: история сражения. // Центр научной политической мысли и идеологии.- [Электронный ресурс]. URL:http://rusrand.ru/actuals/konstitutsija-islandii-istorija-srazhenija (дата обращения: 10.11.2016).
- Торвальдур Гильфасон Принуждение к занятию конституцией/сайт Esquire.- .- [Электронный ресурс]. URL:https://esquire.ru/iceland (дата обращения: 10.11.2016).