«Звезда» ныне культового Жана Бодрийяра взошла на небосклоне современной философии ещё в самом конце 60-х годов прошлого века после выпущенных работ, посвященных социально-философскому анализу феномена современного общества потребления. Однако, настоящую популярность Бодрийяр, которого при жизни немалое число критиков причисляло к маргиналам от философии, обрел в 1991-м году. Тогда философ стал известен благодаря серии эссе, посвященных готовящейся на тот момент войне международной коалиции во главе с США против войск Ирака, возглавляемых Саддамом Хуссейном, человеком, который удивительным образом ещё несколько лет до этого был союзником Запада на Ближнем Востоке, в частности, в войне против шиитского Ирана, но быстро попавший в показную опалу.
Бодрийяр, к тому моменту уже разработавший теорию гиперреальности, согласно которой современными общественными отношениями правит сфера виртуального, подменяющая собой истинную реальность и действующая деструктивно на все окружающие процессы, пришел к выводу о наличии четко выстроенных медийных систем симуляции. В этих системах стирание грани между реальным и виртуальным приводит к образовании симуляций любых общественных институтов, тем не менее, ни один из этих симулякров не может сформироваться без категории «события». Но событие в условиях власти виртуального лишилось своих базовых свойств. Есть брать за основу власть виртуального и связанную с ним систему симуляций, есть смысл ввести новое понятие – «не-событие», имеющее своим смыслом обозначение сведений о произошедшем событии, которое настолько неявно, что нельзя сказать, происходило ли оно в настоящей реальности. Тем не менее, система медиа-симуляции настраивает категории виртуального для окружающих с целью восприятия данного события как свершившегося или происходящего на данный момент.
Казалось бы, такое «классическое» событие, как война, которая определяется категориями масштабных разрушений и огромного числа человеческих жертв, переходит в иную сферу – виртуализации, фактически не происходя в реальности. Запланированное вторжение международной коалиции во главе с США в Ирак под предлогом освобождения захваченной Республики Кувейт, по мнению философа, становится первым «не-событием», неким «водоразделом», отделяющим времена реального от событий новой эпохи – власти виртуального.
Л. В. Ажимова отмечает, что Бодрийяр особенное внимание уделяет проблеме медиа. В современном времени медиа охватывают систему коммуникаций на глобальном уровне, по сути, заменяя реальное социальное бытие на систему виртуального, которая в качестве своей главной цели декларирует активную принудительную пропаганду избыточного потребления. Эта система медиа-реальности не несет своей целью передать достоверную информацию, ее задача – оказать «правильный» эффект на типичного представителя общества потребления – массового человека [1, с. 101].
Для такой аудитории важным становится не всестороннее понятие сущности происходящего события, а лишь необходимость присутствия без вникания в его суть. Таким образом, медиа-реальность может корректировать то или иное событие до той степени, которая необходима для достижения целей потребительской пропаганды. Избыточность смоделированных элементов виртуального в том или ином происшествии приводит к трансформации в «не-событие».
Если события в румынском городе Тимишоара в 1989 году, когда СМИ умышленно завысили количество жертв в десятки раз, что привело к революции и насильственному свержению режима Николае Чаушеску, философ считает «подготовительным этапом» к созданию «не-события» как совокупности элементов виртуального, имеющих очень отдаленное отношение к истинному положению дел, то операция «Буря в пустыне» – это первое полномасштабное «не-событие» [2, с. 65].
Классическое понимание термина «война» оканчивается, в реальности виртуального атрибуты войны не могут существовать полноценно. Как полагает Бодрийяр, современное противостояние в сфере медиа-реальности существует в виде военной и террористической пандемии, способной охватить определенную территорию. При этом, все признаки военного противостояния нивелируются, мир охватывает террористическая пандемия, которая на первые роли выводит иные фигуры. Если в «классической» войне основными фигурантами являются военные силы, то в деградирующей «не-войне», которая превращается в систему глобального пандемического терроризма, корни которого скрыты за пеленой виртуального, основой манипуляций становятся показательные события действий с заложниками и проведения переговоров. По сути, в новой медиа-реальности роль воина, совершавшего действие, занимает заложник, обобщенный симулякр, чья роль характеризуется полным бездействием.
Получается, что созданное «не-событие» с бездействующим лицом является универсальной матрицей, на основе которой в структуре медиа-реальности выстраивается совсем иная система трактовки и восприятия случившегося «не-события». Для массового человека, которому важна интерактивность присутствия, а не понимания случившегося, этот симуляционный «спектакль» является опасным средством, делающим его заложником ситуации в глобальном масштабе.
Как отмечает В. В. Вельганюк, именно это и определяет фатальность и неизбежность энтропии современного общества. Техничность и стерильность сферы коммуникации, перевод в сферу сугубо виртуального, без перерыва множат лишнюю информацию, смоделированную в медиа-реальности, что в итоге приводит к перенасыщению и потере возможности коммуникации для индивида [3, с. 91].
Таким образом, получается, что «война в Заливе» и операция «Буря в пустыне» в частности относятся к проявлениям первого масштабного «не-события». Ведь обладая гораздо более мощным военным потенциалом, американские военные затягивали проведение военной операции, стараясь не вступать в непосредственное столкновение с противоборствующей стороной в виде армии Ирака. Данные о военных потерях были противоречивы и не конкретизированы, что, в свою очередь, дает основания полагать, что данная война носила ярко виртуальный характер и была смоделирована системой медиа-реальности лишь на экране телевизора как с целью пропаганды, так и с целью интерактивности участия в мониторинге события для обычного индивида, типичного представителя массового общества.
Основополагающим во всем этом стала показная ситуация с иностранными заложниками, которые заняли место исполнителей главных ролей в этом медиа-спектакле, символизирующем собой переход к окончательному закреплению «не-события».
В подтверждение этого Бодрийяр приводит следующие факты. Если «классическая война» оканчивается определением побежденных и получением возмездия для проигравшей стороны, то предтеча и итоги «войны в Заливе» очень противоречивы. Прежде всего, это касается личности самого Саддама Хуссейна. Будучи союзником Запада в войне против Ирана с 1980 по 1988 год, Хуссейн в какой-то момент показательно прекращает исполнять правила поддерживающих его покровителей и выдает совокупность самостоятельных действий, которые для арабского мира выделяют его как единственного, кто бросил вызов «безжалостному западному империализму». Однако, западная коалиция абсолютно спокойно дает Хуссейну укрепить в Ираке режим личной власти путем массового уничтожения всех непокорных (по большей части в курдских районах). Более того, после свершения показательного «не-события» в виде операции «Буря в пустыне», Хуссейн не только сохраняет свою власть, но и получает право дальше возглавлять республиканскую армию Ирака, деятельность которой после показного медиа-поражения никак не ограничивается.
Следовательно, основываясь на вышесказанном и анализируя фактологический материал, Бодрийяр приходит к выводу об искусственности происходящего, насильственной замене реального виртуальным и созданием мощнейшего симулякра нового типа – «не-события», которое в виртуальной форме заметно отличается от истинной реальности, втягивая всю аудиторию этой системы медиа-реальности в одну глобальную схему виртуального охвата и замены коммуникационной составляющей идеологическим ударным элементом.
Таким образом, «не-событие» играет важнейшую роль в становлении системы симулякров, которая, в свою очередь, ведет к постепенному вытеснению реального и заменой на систему виртуального.
Библиографический список
- Ажимова Л. В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 3 (19). С. 101 – 110.
- Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в Заливе не было: сборник / Бодрийяр Жан: русский перевод – А. Качалова. - М.: Рипол-классик, 2016. – 224 с.
- Вельганюк В. В. М. МакЛюэн и Ж. Бодрийяр: технократическая и символистская модели коммуникации // Известия Томского политехнического университета. 2011. № 6 (том 319). С. 89-92