Избрание в 2008 году первого в истории США президента-афроамериканца вызвало воодушевление всего человечества, породило надежду на позитивные изменения в американском обществе и во всем мире. Средства массовой информации возбудили внимание избирателей, создав интригу вокруг Барака Обамы. Он обещал возродить «американскую мечту», сделать более доступным образование, обеспечить людей жильем и поддержать средний класс. Подобные обещания в обычной ситуации не содержали в себе ничего особенного, но оказались актуальны в условиях финансового кризиса. Можно предположить, что Б. Обама попросту своевременно оказался в нужном месте, при удачно сложившихся для него исторических обстоятельствах. Лейтмотивом предвыборной кампании Барака Обамы стала надежда на светлое будущее Америки. Но радужные обещания столкнулись с политическими реалиями, которые стали постепенно играть против него.
Администрация Б. Обамы запустила несколько таких масштабных стратегических проектов, как реформа здравоохранения, программы сохранения климата и энергетической безопасности. Общественность возлагала огромные надежды на новое руководство США, связывая с ним решение проблем, оставшихся в наследство от предшествующей администрации, а также выполнение задач, стоящих в повестке дня на протяжении многих лет. Благодаря этим надеждам президент Обама получил беспрецедентно высокий рейтинг, составлявший 83% [1]. Таким образом, избрание Обамы породило атмосферу оптимизма и уверенности в грядущие перемены в обществе.
В начале первого президентского срока для Обамы насущным оставался вопрос о возрождении и стимулировании экономики. В этих сложных обстоятельствах он обратился к опыту предшествующих президентских администраций и принял меры по поддержке банков и стимулированию потребительского спроса. План, предложенный президентом, вызвал реакцию ведущих политических партий и находился в центре споров. Действия по предотвращению экономического кризиса были негативно восприняты республиканцами, частично поддержаны демократами. К концу 2009 г. ситуация в экономике стала стабилизироваться, падение ВВП практически прекратилось [2, c. 13].
В феврале-мае 2009 года рейтинг одобрения президента колебался от 60% до 69%, не одобряли его работу соответственно 13-31% из опрошенного населения Соединенных Штатов Америки [3]. Уже к началу июня рейтинг президента принял убывающую траекторию и составил 59%. К концу декабря 2009 года рейтинг одобрения нового президента снизился приблизительно до 49%. Это было связано во многом с тяжелым состоянием американской экономики и временной неспособностью администрации президента справиться с высокой безработицей. Уже по истечении первого года президентства уровень одобрения деятельности Обамы упал до отметки в 49%, что является психологически важным барьером. Затем оценка неодобрения президента составила 44% и до мая 2011 года рейтинг оставался примерно на одном уровне – 47%, но уже в августе-октябре 2011 года он опустился до 38%. Таким образом, политический авторитет власти в первые годы пребывания в Белом доме Обамы определялся экономикой и кризисной ситуацией в стране [4].
К февралю 2013 года рейтинг резко пошел вверх и на короткий промежуток времени установился на отметке в 58%, но к ноябрю 2013 года снова вернулся к 39% и оставался в этом диапазоне на протяжении года. Не одобряли работу президента 54% опрошенных.
К концу своего второго срока действующий президент растерял все остатки популярности. Его рейтинг опускался до отметки в 39% и не поднимался выше 49% до ноября 2015 г. [5]. Наивысший показатель рейтинга Барака Обамы составил 69%, минимальная отметка, до которой он опускался – 38%. Средний же показатель равен 47%, и если сравнить его со средними рейтингами предыдущих президентов США, то по рейтингу Обама обходит лишь Дж. Картера и Г. Трумэна [6].
Можно ли назвать Обаму одним из самых непопулярных президентов в истории второй половины XX века и в чем причины столь низкого рейтинга 44-го президента США? Почему американцы разочаровались в деятельности Б. Обамы? Является ли низкий рейтинг уходящего президента следствием снижающегося благосостояния американкой нации или несогласия американцев с принципами внешней и внутренней политики администрации? После состоявшихся 8 ноября 2016 г. президентских выборов можно подвести некоторые итоги предыдущего президентства, уже вошедшего в современную историю. Ответить на поставленный вопрос поможет анализ объективных показателей, являющихся индикатором социально-экономической сферы США в годы правления Б. Обамы.
Важнейшим направлением внутренней политики администрации Обамы стала реформа системы здравоохранения [7, с. 24]. Реформа была рассчитана на введение обязательного медицинского страхования и увеличение инвестиций в медицину, но оказалась слишком затратной для бюджета страны. Администрация возлагала особые надежды на завершение реформы здравоохранения, от которой зависел престиж президента, но неудачи в ее запуске помешали полной реализации проекта.
Вместе с тем, благодаря закону «О доступном здравоохранении в Америке» охват населения практически обязательным медицинским страхованием возрос с 85 до 95% [8, c. 4]. Как реагировали на это американцы? Выборы 2010 г. в Конгресс превратились в плебисцит по вопросу о доверии президенту, полагает «Расмусcен Репортc», утверждая, что 52% избирателей голосовали против политики президента [9]. По данным Института Гэллапа по вопросу о том, одобряют ли американцы реформу здравоохранения только в 2012 г. соотношение было в пользу тех, кто одобрял (48 против 45%). В дальнейшем число сторонников реформы сокращалось, а противников – возрастало. В конце 2015 г. соотношение сторонников и противников изменилось в пользу последних, составив соответственно 37 против 56%. Возрастало количество тех, кто считал, что реформа привела к ухудшению их благосостояния [10].
Таким образом «забота Обамы» о здоровье американской нации способствовала укреплению социальных гарантий американцев, но не была оценена избирателями, поскольку предполагало, что государство запустило руки в карман своих граждан. Американцы стали тяготиться обязанностью платить за медицинскую страховку, которая отнимает у них значительную часть средств.
С огромными трудностями столкнулась администрация президента и в экономике страны. В этой области шаги администрации были не менее смелыми и решительными. Было решено продлить сроки выплаты пособий по безработице, а также увеличить их размеры. Администрация старалась стимулировать как предложение, так и спрос. Были подвергнуты процедуре банкротства компании «Дженерал Моторс» и «Крайслер», что явилось многозначительным событием в истории Америки. Решение о банкротстве позволило реорганизовать работу компаний, а государство предоставило помощь в обмен на акции. Фактически создана новая компания «Дженерал Моторс», а все «проблемные» активы остались у подконтрольной государству структуры.
Многие из законопроектов, запланированных Обамой еще в начале президентской карьеры, оказались нереализованными. Экономический кризис 2008 г., существенно обострил социальные проблемы. Растущая безработица в наибольшей степени подрывала популярность президента. Избиратели возлагали на Обаму слишком завышенные ожидания, которые президент и его администрация при всем их желании не могли оправдать, в том числе, в силу последствий кризиса. Администрация демократов не смогла «предложить американцам ничего, что хотя бы отвлекло их внимание от затянувшейся рецессии, не говоря уже о действенных мерах борьбы с ней» [11]. В итоге Барак Обама за четыре года утратил беспрецедентную в истории Америки популярность, которая достигала на момент выборов более 80%, опустившись до самого низкого рейтинга, составившего 47% накануне промежуточных выборов в Конгресс [12].
На протяжении всего 2009 и четырех месяцев 2010 г. безработица среди американцев продолжала возрастать и достигла своего максимума – 10% к началу 2010 г. Лишь к ноябрю 2012 г. уровень безработицы вернулся к состоянию начала 2009 г. К марту 2015 г. состояние в этой сфере практически достигло докризисного уровня, составив 5,3% [13].
Курс второго срока президента был направлен на восстановление экономики, в повестке дня также значилось улаживание проблем нелегальных мигрантов и решение масштабных вопросов во внешней политике, а точнее в Азии [14, с. 61]. К перечисленному выше следует добавить программу по оказанию помощи в трудоустройстве рабочих и молодежи в новых секторах экономики, оказание поддержки малоимущим семьям и пожилым американцам. Помимо этого акт «О восстановлении американской экономики и реинвестиций» 2009 г. (American Recovery and Reinvestment Act) предусматривал меры по развитию сферы услуг и малого бизнеса. Выделялись средства на модернизацию инфраструктуры страны (железные дороги, электросети общественный транспорт) [15]. Закон был направлен на создание новых рабочих мест, улучшение технологической базы США.
Таким образом, принятые в 2009 году меры по оздоровлению экономики и борьбе с безработицей, как показывает статистика, достигли своей цели. К концу марта 2012 года число американцев, обратившихся за пособием по безработице, уменьшилось до минимального за последние четыре года уровня, что демонстрировало значительное улучшение сложившейся ситуации на рынке труда. В декабре 2011 – феврале 2012 в стране ежемесячно создавалось в среднем 245 тыс. новых рабочих мест [16, c. 17]. Тем не менее, уровень поддержки Обамы оставался невысоким и на протяжении второго срока президентства. Впрочем, это можно объяснить тем, что уровень реальной безработицы оказывался выше официального, что стало предметом критики администрации со стороны главного оппонента Обамы – Д. Трампа [17].
Если анализировать оценку действий президента, то ключевым аспектом одобрения проводимой им политики в США выступали трудоустройство и меры по борьбе с безработицей. Если обратится к статистическим исследованиям, то можно сказать, что деятельность Обамы на посту президента, касающуюся борьбы с безработицей и стабилизацией экономики, вполне можно назвать успешной. Однако рейтинг одобрения работы президента являлся чуть ли не самым низким за последние полвека. Согласно данным института Гэллапа, можно сказать, что уверенность американцев в стабильности своей экономики падала. Показатель достиг наименьшего значения в 2015 году.
Общественность усматривала, что политика президента уклонилась в сторону от запланированного в начале курса. Эта тенденция просматривалась как во внутренней, так и во внешней политике. Деятельность администрации во внутренней политике оценивалась средствами массовой информации как провал или неудача: невыполненные обещания, мертворождённые реформы. Таким образом, объявивший в качестве своей политической цели объединение нации Обама, со временем все больше превращается в президента раскола. Он старался дистанцироваться от политики Дж. Буша, но в последнее время его деятельность становилась сопоставима с предшественником.
Вместе с тем, объективные показатели американской экономики и социальной сферы дают основания утверждать, что «президенту рецессии», каковым можно считать Обаму, удалось вывести страну из глубокого кризиса благодаря своевременно принятым мерам. Экономика восстановилась, а качество жизни рядовых американцев улучшилось. Сократилась безработица и в настоящее время ее показатели в США – среди самых низких в мире. Но статистический рейтинг президента и его оценка в медиа свидетельствуют, что президент Барак Обама – не самый популярный президент в истории Соединенных Штатов Америки.
Библиографический список
- Gallup. American Institute of Public Opinion. Year in Review. Revising the most defining findings of 2009. Dec. 31, 2009. URL: http://www.gallup.com/poll/124799 (дата обращения: 20.04.2016).
- Кириченко Э.В. Антикризисная политика США // Международная экономика. 2009. № 11.
- Gallup. American Institute of Public Opinion. Obama Job Approval. URL: http://www.gallup.com/poll/113980/Gallup-Daily-Obama-Job-Approval.aspx (дата обращения: 20.04.2016).
- Травкина Н.М. Барак Обама. Год у власти: Новые «старые» тенденции в политике США // Россия и Америка в XXI в. 2010. №1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=174 (дата обращения: 19.12.2014).
- Gallup. American Institute of Public Opinion. Obama Job Approval. URL: http://www.gallup.com/poll/197495/obama-job-approval-jumps-four-year-high.aspx?g_source=JOB_APPROVAL&g_medium=topic&g_campaign=tiles (дата обращения: 20.04.2016)/
- Gallup. American Institute of Public Opinion. Presidential Job Approval Center. URL: http://www.gallup.com/poll/124922/Presidential-Job-Approval-Center.aspx?g_source=POLITICS&g_medium=topic&g_campaign=tiles (дата обращения: 20.04.2016).
- Обама. Б. Дерзость надежды. Мысли о возрождении американской мечты. СПб., 2008.
- Попов А.А. Проблема американского здравоохранения и реформа Обамы // США-Канада: ЭПК. 2010. № 10.
- Republicans, Tea Party Supporters More Mellow // The Pew Research Center Report. Fewer Are Angry at Government, But Discontent Remains High. 2011. March 3.
- Gallup. American Institute of Public Opinion. More Americans Negative Than Positive About ACA. URL: http://www.gallup.com/poll/195383/americans-negative-positive-aca.aspx?g_source=Health%20Care%20American%20Act&g_medium=search&g_campaign=tiles (дата обращения: 20.04.2016).
- Журавлева В.Ю. Концепция «умной власти» и стратегия национального развития Б. Обамы // Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. 2011. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=268 (дата обращения: 23.11.2016).
- Журавлева В.Ю. Концепция «умной власти» и стратегия национального развития Б. Обамы // Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. 2011. № 2. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=268 (дата обращения: 23.11.2016).
- Labor Force Statistics from the Current Population Survey. URL: http://data.bls.gov/pdq/SurveyOutputServlet (дата обращения: 23.11.2016).
- Второе участие Мишель // Мир и политика. 2013. №4.
- US Government Publishing Office. (American Recovery and Reinvestment Act) https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111publ5/html/PLAW-111publ5.htm (дата обращения: 20.04.2016).
- Варивончик И. В. Американский средний класс и политика правящих администраций // США-Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 5.
- Травкина Н.М. Президентская кампания 2016 года как отражение эволюционных особенностей политической системы США // Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. 2016. № 1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=487 (дата обращения: 24.11.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait