Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Проблема патриотического воспитания становится особенно актуальной в наши дни, что обусловлено высоким уровнем напряженности в человеческих отношениях. Возникновению данной проблемы за рассматриваемый период времени способствуют несколько факторов: усиленное влияние СМИ на мнение о пути развития России; отсутствие общей государственной, базовой идеологии.
Сложность патриотического воспитания состоит в методологических проблемах, довольно сложно разработать универсальные рекомендации, ведь наша страна является многонациональной, и данный фактор необходимо учитывать при формировании уважения к собственной стране.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь именно детство и юность являются периодом активного развития личности человека, а педагогическое воздействие может оказаться наиболее эффективным [3]. Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота [1].
К негативным тенденциям развития современного общества относится усиление националистических настроений. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях, резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны
В связи с этим встает остро вопрос о потенциале образовательных учреждений для воспитания и развития личности гражданина и патриота страны, готового и способного отстаивать ее интересы, а также поиск эффективных средств, использование которых, приведет к качественному результату. Одним из таких средств являются советские фильмы, просмотр которых может обеспечить связь поколений, формирование положительного образа советского человека и страны, понимание ответственности за ее будущее.
Возможности использования продуктов советского кинематографа в воспитательном процессе молодежи не исчерпаны. Для подтверждения данного утверждения мы провели опрос, в котором участвовали молодые люди в возрасте 15-17 лет. При выявлении отношения современной молодежи к советскому кино были получены следующие результаты: 85 % опрошенных относятся к советскому кино положительно, 15 % – нейтрально, отрицательного отношения никто не продемонстрировал. Выясняя любимые советские фильмы, мы получили следующие ответы: «Три мушкетера», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Джентельмены удачи», «Белое солнце пустыни», «Весна на Заречной улице», «Ирония судьбы, или с лёгким паром», «Семнадцать мгновений весны», «Большая перемена», «Полосатый рейс», что свидетельствует о знакомстве с большим количеством фильмов. Но наибольший интерес опрашиваемые проявляют к советским комедиям, отдавая им предпочтение в сравнении с военными фильмами, но, стоит отметить, что 20% молодых людей любят и знают и фильмы военной тематики. А вот наиболее известными актерами и актрисами советского кинематографа для опрашиваемых являются Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Леонид Быков, Алексей Смирнов, Александр Демьяненко, Надежда Румянцева. Пытаясь определить, когда в последний раз и что смотрели опрашиваемые, были получены следующие результаты: «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «В бой идут одни «старики», «Джентльмены удачи», «А зори здесь тихие», «Полосатый рейс». Можно сделать вывод, что советские фильмы молодежь смотрит часто, в том числе множество фильмов с военной (патриотической тематикой) позволяющие развить у положительное отношение к своей стране, ее людям.
Педагогическое сообщество занимается вопросами воспитательных возможностей кино, педагогического руководства восприятием и воздействием фильма на юного зрителя, местом кинематографа в досуге учащихся, его влияния на идейно-нравственное становление подрастающего поколения. В педагогической деятельности просмотр и анализ кинофильмов используется в качестве средства воспитательного воздействия, так как они дают широкий выбор проблемных ситуаций, изложенных эмоционально и увлекательно, среди которых есть и такие, которые воспитатель не может в столь яркой и доходчивой форме показать воспитаннику без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах [2].
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический опыт патриотического воспитания молодежи. Однако, в связи с различными изменениями в жизни общества, необходимы новые подходы к организации патриотического воспитания молодежи. При этом важно помнить о «естественных» основах патриотизма, о построении данного процесса, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из самых важных задач воспитателей и педагогов всех форм образовательных учреждений.
Библиографический список
- Акулич М. М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. – 2004. –№ 2. – С. 395-411.
- Демидова А. И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 233-241.
- Мамейчик Г. А., Колпакова А. П. Роль военных фильмов в патриотическом воспитании школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 19. – С. 136–140.
Количество просмотров публикации: Please wait