ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Всяких Юлия Владимировна1, Выродова Екатерина Эдуардовна1
1Белгородский Государственный Технологический Университет имени В.Г. Шухова

Аннотация
Данная статья посвящена поиску наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности предприятия. Представлен комплекс мероприятий, входящих в состав конкуренции, рассмотрены отличия конкурентоспособности товара от конкурентоспособности предприятия. Проанализированы направления повышения конкурентоспособности фирмы.

Ключевые слова: бенчмаркинг, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкуренция, факторы успешности фирмы


WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Vsyakih Uliya Vladimirovna1, Vyrodova Catherine Eduardovna1
1Belgorod Shukhov State Technological University

Abstract
The paper contemplates to finding the most effective ways of enterprise competitiveness. The complex of measures included in the competition, are considered differences of competitiveness of the goods from the company's competitiveness. Analyzed ways to improve company competitiveness.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Всяких Ю.В., Выродова Е.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17091 (дата обращения: 22.02.2024).

На современном этапе общественного развития все большую актуальность приобретает проблема повышения конкурентоспособности предприятия. Результаты конкурентной борьбы определяющим образом влияют как на состояние фирмы, так и на состояние экономической сферы общественной жизни. В наше время невозможно добиться успеха в бизнесе, если не анализировать возможности и способности своего предприятия, не оценивать перспективы развития как собственной фирмы, так и конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой свойство, характеризующееся степенью реального и потенциального удовлетворения им определенной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [1, с. 10]. Если предприятие имеет высокую конкурентоспособность, то потребители охотно приобретают его продукцию или услугу, а государство, как правило, не имеет претензий к данному субъекту экономики.

Сегодня быстро меняется окружающая среда и поэтому предприятия вынуждены применять все новые и новые стратегии для того, чтобы занять высокую позицию на рынке. Для процветания компании управленческому персоналу необходимо объективно оценить не только финансовое состояние своей компании, но и ее конкурентов и при выявлении негативных показателей, немедленно устранить их.

Следует помнить, что любая конкуренция состоит из комплекса мероприятий, включающих в себя: знание возможностей конкурентов и их потенциального поведения, знание современной экономической ситуации и нужд потребителей, умение реализовывать свой товар или услугу таким образом, чтобы потребитель предпочел свою продукцию, нежели продукцию конкурента. При этом, необходимо понимать, что фирма может быть не конкурентоспособной, выпускаю конкурентоспособную продукцию. А значит, конкурентоспособность товара и конкурентоспособность  предприятия – не одно и то же. И.В. Константинова говорит, что под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность в реальных условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов[2, с. 67]. Конкурентоспособность товара же предполагает способность товаров конкурировать между собой. Основное отличие этих понятий состоит в том, что конкурентоспособность предприятия определяется за достаточно длительный временной промежуток в отличии от конкурентоспособности продукции.

Основу конкурентоспособности предприятия представляет собой система конкурентных привилегий. На основе сравнительного анализа разных подходов к исследованию конкурентных преимуществ предприятия, необходимо осуществлять их систематизацию по следующим признакам:

–отношение к самой системе;

–область возникновения преимущества;

–содержание фактора преимущества;

–время реализации преимущества;

–место реализации преимущества;

–вид конечного результата[3, с. 25].

Артур Томпсон Младший и А. Дж. Стрикленд выделяют ключевые факторы успешности фирмы, к которым относится: качество производимого товара или услуги, совокупность представлений о компании в глазах населения, использование новых технологий и улучшение производственных мощностей, затраты в сравнении с конкурентами и качество обслуживания клиентов.

Существует несколько путей, следуя которым, можно повысить конкурентоспособность и сделать фирму более успешной. К ним относятся: увеличение объемов реализации товаров и услуг, улучшение качества продукции, сокращение расходов и, наконец, бенчмаркинг. Первое направление само по себе не принесет высоких показателей, поскольку не будут учтены величина расходов компании и ее прибыль. Следующее направление является более эффективным.  Улучшение качества товаров и услуг ускорит научно-технический прогресс, увеличит долю экспорта и приведет к освоению новых рынков сбыта. Уменьшение расходов представляет собой традиционный, знакомый многим метод. Однако данное направление имеет некоторые недостатки на современном этапе экономического развития, так как оно требует непрерывной работы персонала по совершенствованию производственных технологий, менеджера, логиста и маркетолога. Фирма, выбирающая данный путь повышения конкурентоспособности, должна анализировать затраты на стадиях проектирования, выпуска и реализации товаров, а также проводить мониторинг расходов конкурентов.

Наиболее эффективным направлением является бенчмаркинг- непрерывный и систематический поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей, постоянное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. На основании полученных сведений необходимо обеспечить поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности [4, с. 36].

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что повышение конкурентоспособности представляет собой ключ к успеху любого предприятия. Однако победа предприятия в конкурентной борьбе может осуществляться лишь в том случае, если непрерывно совершенствуются все ее детерминанты. Высокий уровень конкурентоспособности проявляется в повторном желании потребителей приобретать товар данной фирмы, отсутствием претензий со стороны общества и престижем компании на рынке труда.


Библиографический список
  1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2004. 398 с.
  2. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев, А.И., Привалов, В.П. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
  3. Ананян А.Э., Чумакова Н.А. Значение управленческого анализа в современных условиях развития экономики. В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей. 221 с.
  4. Науменко Т.С., Чумакова Н.А. Экономический анализ. Учебное пособие. Краснодар, 2012. с. 205.
  5. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/konkurentosposobnost.html


Все статьи автора «Выродова Екатерина Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: