МСФО – ряд документов, которые регулируют правила составлении финансовой отчетности организаций, участвующих в международных отношениях. Требование к применению МСФО в России появилось относительно недавно (2011 г.) и не во всех сферах деятельности.
В соответствии с ФЗ от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированную финансовую отчетность составляют:
1) кредитные организации;
2) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
3) негосударственные пенсионные фонды;
4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
5) клиринговые организации;
6) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
8) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.
Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.
Однако, влияние МСФО в России не прекратится только на вышеперечисленные организации.
Таким образом, сравнение и сближение международных стандартов (МСФО) и российских стандартов (ПБУ) финансовой отчетности представляется необходимым для интегрирования экономики России в мировую.
Отчет о движения денежных средств является важным финансовым документом, который позволяет инвесторам оценить экономическую ситуацию на предприятии. Поэтому для привлечения большего количества иностранных инвестиций в российский бизнес следует проанализировать ПБУ 23/11 и МСФО 7.
Появление нового положения ПБУ 23/11 помогло пользователям отчета о движении денежных средств более корректно и объективно оценить, как обстоит бизнес на данном предприятии.
В ПБУ в отличие от МСФО разъясняется круг пользователей Отчета о движении денежных средств (ОДДС). ПБУ не применяется при составлении отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей.
В соответствии с ПБУ денежные потоки отражаются: по текущим, инвестиционным и финансовым операциям. Данное разделение схожее на разделение в МСФО 7 (операционная, инвестиционная и финансовая деятельность). Однако в МСФО при отражении денежных потоков операционной деятельности допускается применение двух методов прямой и косвенный. В ПБУ прописан только один метод составления отчетности – прямой, что является недостатком. Косвенный метод предполагает методику разъяснения полного движения денежных потоков, то есть в отчете по косвенному методу отражаются не только движение денежных потоков, но и разъяснения каждого денежного потока.
Новшеством в ПБУ 23/11 появилось понятие «денежные эквиваленты». В п. 5 определение денежных эквивалентов дается, как высоколиквидные финансовые вложения, которые за короткий период времени могут быть превращены в заранее оговоренную сумму денег, и которые подвергается невысоким рискам в изменении ценности. МСФО 7 по отношению к ПБУ 23/11 дает более конкретизированное определение денежных эквивалентов. Высокая ликвидности финансовых вложений дополняется таким термином, как «краткосрочность». Краткосрочность в понимании МСФО составляет 3 месяца и меньше. Появления понятия позволяет предприятиям при составлении отчетности правильно классифицировать денежные эквиваленты.
Новый ОДДС – не дает возможность предприятиям удваивать свои денежные потоки при помощи перевода денежных средств или эквивалентов из одной формы в другой, что делает данный отчет более объективным в оценке компании. Однако наблюдается недоработанность в положении. В п. 17 операции с большими суммами, быстрым оборотом и краткосрочные могут отражаться свернуто. При использовании данного пункта пользователи отчета не смогут правильно оценить эффективность некоторых денежных потоков предприятия.
Пример: предприятие использует заемные средства физического лица 20 млн. руб. для покупки акций другой компаний. В итоге через 3 месяца после продажи акций предприятие получило 0,01% (10 тыс. руб.) от 100 млн. руб. После этого денежные средства возвращены физическому лицу в полном объеме. При этом в отчете будет только отражена операция на сумму 10 тыс. руб., что затрудняет пользователей оценить сделку так, как отчет теряет информативность.
Но преимуществом ПБУ 23/11 в составлении отчетности является свернутое представления транзитных операций. К транзитным операциям в большинство случаев являются операции, которые в большей степени связаны с деятельностью клиента, нежели с деятельностью самого предприятия. Поэтому свернутое отражение в отчетности таких операций представляется логичным. Еще логичным представляется отражение косвенных налогов в ПБУ 23/11, так же, как и в МСФО такие налоги, как НДС и акцизы отражаются в составе стоимости самой продукции поступления или в сумме отгруженного товара. Это облегчает составление отчета бухгалтерами так, как, по таким налогам (НДС и акцизы) совершаются многие ошибки при составлении отчетности, что приводило к большим штрафам и пени организаций.
Как и в МСФО 7 в ПБУ в п. 25 организация должна раскрывать информацию о суммах денежных средств, которые недоступны для использования организацией. В ПБУ использование данного пункта является обязательным лишь при значительных суммах операций, a в МСФО отражать такого типа операций должны предприятия всегда. Однако отражение финансовых операции, которые могут дать возможность предприятию получить денежные средства в будущем, в российском ПБУ (п. 24 ПБУ 23/11) является обязательным требованием в отличии от необязательности в МСФО.
В дополнении и в п.24 и в п.25 в ПБУ перечень видов операции перечислено подробно в отличии от МСФО 7, где лишь написан пример и короткий перечень видов операции.
В заключении: Сравнительный анализ ПБУ 23/11 и МСФО 7 показал в большей степени схожесть, чем отличие, что является положительным моментом для пользователей и составителей отчетности. В некоторых местах расхождения в ПБУ с МСФО показывает недоработки положения, однако во многих местах ПБУ отличается от МСФО в лучшую сторону. Сравнительно новое положение ПБУ 23/11 поможет иностранцам легче сориентироваться в российском бизнесе и эффективнее вкладывать в экономику страны.
Библиографический список
- Приказ Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. N 11н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Отчет о движении денежных средств” (ПБУ 23/2011)”
- МСФО 7 (IAS) 7 «отчет о движении денежных средств»
- Федеральный закон “О консолидированной финансовой отчетности” от 27.07.2010 N 208-ФЗ
- Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учет/учебник// Л.С. Васильева, М.В. Петровская, Д.И. Ряховский.
- Генералова Н.В. Статья МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»
- Фомичева Л.П. статья ПБУ 23/2011 “Отчет о движении денежных средств”
- Зайцев А.А.ПБУ23/2011 – МСФО (IAS) 7. Реальное сближение учетных правил.
Количество просмотров публикации: Please wait