НЕКОТОРЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мицкевич А.А.1, Глинская Н.Е.2, Лекинцева Е.Р3
1Морской технический колледж, кандидат педагогических наук, преподаватель
2Морской технический колледж, преподаватель Технической механики
3Морской технический колледж, начальник учебного отдела, преподаватель спецдисциплин

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению эффективных технологий обучения в системе среднего специального образования на примере преподавания дисциплин технического цикла.

Ключевые слова: педагогические технологии, структура педагогической технологии, технологический подход в среднем профессиональном образовании


SOME THEORETICALLY ASPECTS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Mitskevich A.A.1, Glinskaya N.E.2, Lekintseva E.R3
1Sea Technical College, PhD, Lecturer
2Sea Technical College, Technical mechanics teacher
3Sea Technical College, Head of the Training Department, a teacher of special disciplines

Abstract
The article discusses effective teaching technology in secondary special education on an example of teaching of technical disciplines cycle.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мицкевич А.А., Глинская Н.Е., Лекинцева Е.Р Некоторые теоритические аспекты применения педагогических технологий в системе среднего профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/17004 (дата обращения: 24.02.2024).

Современная социально-экономическая ситуация потребность в повышении качества начального профессионального образования. Концепция модерзанизации российского образования на период до 2020  года содержит ключевое положение о том, что главной задачей российской образовательной политики выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Среднее профессиональное образование (СПО) является определенным уровнем системы профессионального образования и занимает значительное место в обеспечении кадрового потенциала общества и удовлетворении образовательных потребностей личности. Большое количество учреждений СПО, относительно короткие сроки обучения и отсутствие платы за него обусловливают его гибкость и мобильность в подготовке кадров для всех отраслей экономики, социальной сферы и удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными финансовыми возможностями. Учреждения СПО, в силу изменения политической и экономической ситуации, резкого распада производства и банкротства большинства предприятий промышленности, попали в конкурентную среду и обязаны были искать пути не только для стабильного функционирования, но и перевода училищ в режим развития в соответствии с требованиями действительности. Появилась необходимость в переориентации системы образования на обучаемых – организации управления целостными педагогическими системами, способными стать средой актуализации и самореализации учащихся, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики. Это требует нового качества профессионального образования и управления им.

В связи с этим, огромное значение приобретает создание такой обучающей системы, которая ориентирована на актуализацию богатого личностного потенциала молодого поколения. Это, в свою очередь, предполагает не просто «научение» определенным видам деятельности, а формирование потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками, что приобретает особое значение в условиях современного постоянно развивающегося общества. В данном контексте проблема модернизации образовательной системы заявляет о себе с новой силой.

Движения в направлении последовательной смены парадигм в образовании на рубеже веков всегда сопровождается сменой образовательных технологий или их модернизацией. Поэтому одним из перспективных направлений модернизации учебного процесса является использования новых технологий обучения, предполагающих личностно ориентированную направленность обучения, идеи которой были заложены в работах Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, К.Д. Ушинского. К его преимуществам относится не только увеличение объема самостоятельной работы учащихся в процессе обучения, но и повышение интеллектуального, творческого потенциала личности, индивидуализация, дифференциация процесса обучения, а также повышение его темпа, эффективный самоконтроль и самооценка результатов обучения на всех его этапах. Это один из значимых «плюсов» внедрения инновационных технологий обучения, основанных на личностно ориентированном подходе.

Проблема становления и развития педагогических технологий многоаспектная и многогранная. Большое количество созданных педагогических и образовательных технологий ставят перед педагогами-учеными задачу теоретически обобщить и классифицировать эти инновации, проанализировать их, и на основе проведенных классификаций и анализа подобрать наиболее оптимальные. Обоснованию возможностей использования технологий в образовательных учреждениях посвящены исследования известных педагогов В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Л.Е. Гурье, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, И.Я. Лернера, В.И. Михеева, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, Н.Е. Кузнецовой, Н.Ф. Талызиной, Н.Е. Щурковой и других. Обсуждаемая тема использования педагогических технологий имеет глубоко научный исследовательский характер, поскольку к настоящему времени в отношении самой дефиниции «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной педагогике насчитывается порядка трехсот. Поэтому необходимо разобраться, какой смысл включает в себя понятие «педагогическая технология».

Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогической технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Изучению педагогической технологии в ее исторической ретроспективе посвящены исследования Л.И. Богомоловой, Т.А. Ильина, М.В. Кларина, Е.Ю. Рогачева, Ф.А. Фрадкина, и др. Исследования показали, что возникновению и практическому применению педагогических технологий способствовали ряд причин. Самой главной из них являлась необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, позволяющего реализовать в решении задач образования результаты исследований многих отраслей знаний. Второй причиной является потребность мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, замены малоэффективного и вербального способа передачи знаний.

Исходя из истоков понятия ‘технология’, мы должны зафиксировать, что оно происходит из двух греческих слов – «искусство, мастерство» и «слово, учение». Таким образом, технологию можно определить, как осознанное практическое искусство, осознанное мастерство. Технология указывает на конкретные способы и средства осуществления профессиональной деятельности, с другой стороны – на результаты. Степень достижения с помощью указанных средств и действий       характеризует мастерство педагога (любого другого профессионала). Помимо этого,технология содержит в себе теоретическое обоснование предлагаемых средств и действий, их непротиворечивость друг с другом и указанным результатом.

Понятие ‘технология’ в педагогике может употребляться в четырех смысловых аспектах:

-Педагогическая технология. Этот термин включает в себя все средства педагогического взаимодействия. Еще в начале XX в. Г. Мюнстерберг в работе ‘Психология и учитель’ вводит понятие ‘психотехники’ и возможности ее использования в педагогическом процессе.

-Технологии обучения – система методов, приемов и действий учителя и учащихся в процессе обучения.

-Технологии воспитания – система методов, приемов и действий воспитателя и воспитанников в совместной деятельности, в содержание которой включено освоение норм, ценностей, отношений.

-Обучающие технологии – информационные технологии, которые можно использовать для организации процесса обучения.

В каком бы контексте не использовался термин «педагогическая технология», основу его всегда составляют объективные принципы, отражающие закономерные зависимости и взаимосвязи объективных и субъективных факторов развития образовательного процесса и личности человека.

В работах В.П. Беспалько, Б.С. Блума, М.В. Кларина, М.А. Чошанова и др. выделены следующие признаки технологии:

- целесообразность, т.е. любая технология должна содержать описание целей и задач, на решение которых направлены проектируемые способы и действия;

- результативность – описание результатов;

- алгоритмичность – фиксация последовательности действий учителя и учащихся;

- воспроизводимость – систематическое использование алгоритма действий и средств в организации педагогического процесса;

- управляемость – возможность планирования, организации, контроля и корректировки действий;

- проектируемость: технология создается и реализуется искусственным способом, подлежит модернизации и корректировке с учетом конкретных условий.

Педагогическая технология, как показывает анализ, в максимальной степени коррелируется с учебным процессом деятельностью преподавателя и учащегося. Корреляторами в названном согласовании выступает структура, форм, средства, методы и приемы.

Этим объясняется структура педагогической технологии, в которую входят:

1.Концептуальная основа.

2.Содержательная часть обучения:

-общие и конкретные цели;

-содержание учебного материала;

3.Процессуальная часть – технологический процесс:

-организация учебного процесса;

-методы и формы учебной деятельности;

-методы и формы обучения;

-деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала: мотивация, стимулирование, регулирование, контроль;

-деятельность учащегося как субъекта образовательного процесса;

-психолого-педагогическая диагностика.

Описание всех названных в схеме компонентов, как факторов достижения конкретно запланированного качественного результата и есть алгоритм технологического подхода к обучению.

Массовое распространение технологического подхода к организации педагогического процесса имеет определенные границы. Педагогический состав включает в свое содержание ряд субъективных моментов и местных особенностей. Вопрос состоит в том, насколько жестко могут быть реализованы проектируемые технологией средства и действия по достижению указанных результатов.

Проблемы совершенствования педагогических технологий обретают все большую актуальность применительно к начальному профессиональному образованию. Так же сложившаяся в течение десятилетий система профессионального образования оказалась не в состоянии удовлетворить многоаспектные запросы общества и возникающие потребности современного рынка труда. Возникает необходимость пересмотра подхода к подготовке специалистов в соответствии с требованиями производственных структур. Такие потребности влекут изменения содержания подготовки, инновационных подходов к обучению. Это означает что, педагогические технологии должны быть ориентированы не только на усвоение знаний по будущей специальности, но и на развитие комплекса личностных качеств обучаемых. Использование новых педагогических технологий в начальном профессиональном образовании должно опираться на культурологический, личностно ориентированный, антропологический, деятельностный подходы к осуществлению образовательного процесса. Как показывает практика, и это согласуется с научными наложениями, объясняющими биологические основы образования, продуктивные становятся технологии, обеспечивающие вхождение учащихся в мир научных знаний, в общечеловеческую культуру, поддерживающие выбор личностно значимой системы ценностных ориентации, мировоззренческого самоопределение, определения своего назначения, объяснение смысла собственной деятельности и получение новых знаний.

По результатам исследований С. Я. Батышева, Г. И. Кругликова, Н.Н. Никитиной,   под комплексом педагогических технологий, позволяющих реализовать цели преподавания дисциплин в начальном профессиональном образовании определяются те технологии, которые подобраны с учетом совместимости и взаимодополняемости.

К ним относятся следующие:

-Технологии полного усвоения, гарантирующие усвоение предмета всеми учащимися в группе, что является одной из основных целей преподавания специального блока. Но эта технология менее эффективна в развитии познавательной активности, деятельности, мотивов и потребностей учащихся.

-Технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии и др.)

-Технологии по эффективности управления и организации учебного процесса (технологии программированного обучения, компьютерные технологии, технологии уровневой дифференциации и др.)

-Потребностно – мотивационные технологии, направленные на формирование потребностей и мотивов, побуждающих к овладению учебно-познавательными и профессиональными умениями, позволяющие сделать мотивированной любую учебную деятельность.

Реализация потребностно – мотивационных технологий в учебном процессе будут эффективнее, если к содержанию спецкурса применить технологию моделирования содержания образования в педагогической деятельности, позволяющую реализовать деятельностный подход в обучении и систему педагогической деятельности по развитию личности учащихся средствами изучаемого предмета.

Для реализации гуманистической направленности образования необходимо включить также личностно – ориентированные педагогические технологии  , главной характеристикой педагогического воздействия  которых является психотерапевтическая направленность, под которой понимается формирование   и  развитие принципиально новых психологически комфортных,  ситуативно – адекватных, безопасных для самого человека и общества способов деятельности.  Кроме того, они позволяют повысить профессиональную, познавательную и коммуникативную компетентность учащихся.

Попытки классифицировать личностно ориентированные  технологии предпринимаются крайне редко в связи со сложностью и недостаточной определенностью критериев их разделения.

- Условно можно выделить следующие группы технологий:
- Ценностно-ориентирующие – основанные на аксиологическом подходе;

- Технология творческого развития личности – направленные на развитие креативного мышления;
- Профессионально ориентированные – обеспечивающие субъективную позицию  будущего специалиста, ценностно ориентированного на предстоящую, на  профессиональную деятельность и решение личностных и социальных задач.

К технологиям профессионально ориентированного обучения можно отнести: технологию конкретного обучения; технологии,  разрабатываемые в рамках открытых систем интенсивного обучения; технологии реализуемые в условиях профессионально-технологической системы обучения специальным дисциплинам .

Не ставя задач характеристики всех этих технологий обучения , хотелось бы обратить внимание на одну, наиболее динамично развивающуюся в последние годы.

Ныне ряд ученых, в частности, Г.И. Кругликов, Н.Н. Никитина, С.Я. Батышев,  выделяют  блочно – модульный принцип профессионального обучения как наиболее эффективный. Модульное обучение активно используется в практике современного общества общего и профессионального образования ,так как позволяет индивидуализировать процесс обучения, обеспечить управление учащимися своей учебной деятельностью.

Цель технологии модульного обучения – создать условия для усвоения учащимися содержания образовательных программ, реализирующих комплексные дидактические цели, на основе овладения ими в индивидуальном темпе укрупненными учебными единицами, представленных в виде блоков модулей.

Пример использования блочно модульной технологии морском техническом колледже при обучении технической механике.

Техническая механика ходит в общепрофессиональный цикл учебных дисциплин и дает базовые знания прочностных расчетов конструкций и  элементов для последующих специальных дисциплин. Глубокие знания по технической механике могут помочь в приобретении прочных умений в профессиональной деятельности , но сама учебная дисциплина остается, чуть ли не самой сложной для усвоения. Большой объем теоретического материала приводит к тому, что курсанты теряются в потоке полученной информации. В этой связи пришлось достаточно долго подыскивать способ подачи материала.

И теоретическая механика , и сопротивление материалов в своей основе являются готовой моделью модульной педагогической технологии. Теоретическая механика уже состоят из трех разделов: статики, кинематики и динамики. В свою очередь, статика – это последовательное изучение шести различных систем сил. Если выбрать в каждой системе сил суггестию, то получится три основных модуля, составляющие блок системы сил: определение системы сил, сложение и условий равновесия системы.

Аналогичная  картина складывается и в курсе сопротивления  материалов, состоящих из отдельных деформаций.

Каждый  блок включает семь деформаций:

а) определение;

б) внутренний силовой фактор, возникающий в плоскости поперечного сечения;

в) правило знаков внутреннего силового фактора;

г) переходный «мостик» от деформации к основному вопросу сопротивления материалов – прочности – закон Р. Гука;

д) напряжения, возникающие в любой точке поперечного сечения;

е) условие прочности;

ж) условие жесткости элемента конструкции.

Подобное выделение модулей в системах сил и деформация позволяет установить связь в определениях, проанализировать переход от простого к сложному, увидеть целостность изучение и систем сил, и деформаций, и в конечном итоге, представить весь изучаемый курс.
Как правило, курсанты довольно легко реагируют на подобное изложение предметов, легко ориентируются в блочно-модульных таблицах, готовятся по ним к занятиям, а затем и к зачетам, экзаменам.

В курсе сопротивления материалов курсанты составляют модули, а затем  блоки уже по трем темам: сложное напряженное состояние, усталостное разрушение и продольный изгиб. В результате, курсанты легко выявляют  самое основное, строят план изучения, составляют по нему логический ответ.
Возглавляет блочно-модульные таблицы по статистике и сопротивлению материалов наборы знаков и слов. Это язык,  на котором строятся эти две дисциплины, основные понятия в курсе, определения,  без которых невозможно приступить к его изучению.

Разделы теоретической механики и динамика не укладываются столь яркие блоки и четкие схемы, но подготовленность курсантов к модулированию -  явные достоинства блочно-модульной педагогической технологии, создают возможность создания несколько упрощенных блок  -  схем этих разделов механики. По- прежнему просматриваются принципы обучения от простого к сложному, связь между видами движения и всем разделом в целом.

Кроме того, «уложив» всю теоретическую механику и сопротивление материалов в три стандартных листа А1 , курсантам становится, безусловно, понятно, почему кинематику, статику и динамику объединили в теоретическую механику, а затем теоретическую механику и сопротивление материалов в одну учебную дисциплину в колледже. Умения и навыки, полученные курсантами по двум следующим разделам, позволяют им самостоятельно составлять схемы для основных тем курса. Нам лишь остается помочь выработать план составления блоков и модулей.

Итак, процессе обучения курсант самостоятельно переходит от модуля к модулю и по мере усвоения учебного материала проходит этапы текущего, промежуточного и выходного (итогового) контроля, проводимого в форме экзамена или зачета за период обучения.

Сумма баллов, получаемых в ходе всех видов контроля, позволяет использовать интегральную методику оценки, индивидуализировать  процесс учения, контроля и оценивания результатов обучения и перевести их в самоконтроль и в самооценку.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы: попытки применять технологии в учебном процессе порождают множество проблем.

Анализ педагогических технологий, применяемых в профессиональном образовании, показывает, что педагогическое технология не всегда воспроизводима в тех условиях, где ее пытаются внедрить. Любая технология не исключает необходимости  знания методики как науке о закономерностях и способах обучения, развития, воспитания. Зная различные технологии как образцы систематического и последовательного воплощения на практике заранее спроектированного учебно – воспитательного процесса, опираясь на собственный опыт и знание теории, педагоги – практики, отвечающие требованиям современной социально-  педагогической ситуации, способны разрабатывать не только авторские программы, но и создавать технологии у нас, реализующие их содержание.

Таким образом, построение образовательного процесса на технологической основе не представляется возможным без профессионального совершенствования педагога направлении развития фундаментальности знаний,  усиления  методологической составляющей профессиональной деятельности, обеспечивающих применение на практике основных  психолого-педагогических теорий, законов, принципов, и понятий.


Библиографический список
  1. Батышев С.Я. Задачи системы профессионально- технического образования в условиях перехода к рыночной экономике// Ассоциация «Профессиональное образование». – М., 2012.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1997.
  3. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 2013.
  4. Кругликов Г.И. Методика профессионального образования с практикумом. Учеб. пособие. – M. ACADEMIA., 2010.
  5. Личностно ориентированное обучение : теории и технологии: Учеб. Пособие / Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск, 1998.
  6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М., 2002.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2013.


Все статьи автора «Мицкевич Андрей Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: