Одним из основных процессов финансовой подсистемы управления является бюджетирование. Актуальность осуществления процесса бюджетирования на малом предприятии обусловлена его низким уровнем качества управления. Также малые предприятия работают в условиях рыночной неопределенности из-за отсутствия возможности комплексной оценки рыночной ситуации для прогнозирования деятельности. Такое положение связано с наличием неполноценной информации о рынке и небольшим количеством деловых контактов. Бюджетирование на малом предприятии позволяет решить ряд проблем, связанных с прогнозированием ее деятельности и упорядочением расходов, оно дает возможность оценить действия компании с точки зрения влияния на ее рентабельность.
Существует пять этапов жизненного цикла предприятия: становление, рост, зрелость, возрождение и спад. Процесс бюджетирования должен быть организован еще на этапе становления, его внедрение будет способствовать повышению качества управления предприятия и эффективной реализации бизнес-целей. На начальном этапе жизненного цикла компания сталкивается с нехваткой финансовых ресурсов. Бюджетирование может служить альтернативным бизнес-планом, позволяющим систематизировать информацию и рационально распределить ресурсы предприятия.
Под термином бюджетирование понимается реализация технологий планирования, учета и контроля финансовых ресурсов компании с помощью смет и экономических показателей. Бюджетирование позволяет консолидировать деятельность подразделений компании для реализации общей стратегической цели. Основной документ – бюджет, который представляет собой план за определенный период, который осуществляет функции внутрифирменного планировании, выражается в денежной форме. Бюджеты затрагивают все стороны хозяйственной деятельности предприятия, включая плановые и фактические (отчетные) данные. Система бюджетирования на малом предприятии должна отличаться низкими затратами на ее внедрение. При разработке системы бюджетирования на малом предприятии необходимо учитывать изменчивость внутренней и внешней среды, пример построения процесса представлен на рисунке 1, данная схема позволяет компании иметь высокую степень адаптивности (см. рис. 1).
Рисунок 1. Процесс бюджетирования в рамках бюджетного управления малым предприятием[1]
В целом, бюджетирование позволяет упорядочить финансы, повышает предсказуемость и управляемость бизнеса. Суть бюджетирования заключается в разработке плана, анализе его реализации и дальнейшей корректировке. Бюджетирование дает компании прямой экономический эффект, что представляет собой экономию различного вида ресурсов (материальных и трудовых).
Согласно постановлению правительства от 13 июля 2015г. №702 малым предприятием принято считать предприятие с предельным значением выручки – 800 млн. руб., это значение было увеличено в два раза, ранее к малым относили предприятия с предельным значением выручки – 400 млн. руб.[2] В нижеприведенной таблице 1 представлены обороты малых предприятий по видам экономической деятельности. Из таблицы видно, что большая часть занимается розничными и оптовыми продажами. Направление экономической деятельности также определяет процесс построения бюджетирования с целью прогнозирования финансовых показателей и более эффективного распределения ресурсов компании.
Таблица 1 – Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности, 2015 г.[3]
Вид экономической деятельности |
В млрд. руб |
В % к итогу |
сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство |
452,30 |
3% |
добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства |
2064,40 |
12% |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
117,50 |
1% |
строительство |
1945,30 |
11% |
оптовая и розничная торговля |
9580,70 |
55% |
гостиницы и рестораны |
328,00 |
2% |
транспорт и связь |
735,30 |
4% |
операции с недвижимым имуществом |
1751,80 |
10% |
образование, здравоохранение и соц. Услуги |
313,30 |
2% |
Итого |
17288,60 |
100% |
Целями финансового планирования на малом предприятии являются:
- управление денежными потоками предприятия;
- регулирование себестоимости выпускаемой продукции;
- контроль дебиторской и кредиторской задолженности;
- поддержание стабильного финансового состояния и уровня платежеспособности;
- управление запасами;
- поддержание стабильной нормы прибыли предприятия ее показателя рентабельности.
При помощи бюджетирования осуществляется контроллинг отклонений от нормативных показателей. Нормативные показатели – это запланированные показатели чистой и маржинальной прибыли, рентабельность, себестоимость, производительность, объем выручки и другие.
Бюджетирование основа краткосрочного и долгосрочного планирования, базой для внедрения бюджетирования в компанию является управленческий учет, который является упорядоченной системой выявления, измерения, регистрации, сбора, интерпретации, подготовки и предоставления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений с целью осуществления планирования, контроля и управления деятельностью предприятия. Существует два подхода к составлению бюджетов: прямой и косвенный. Прямой подход основывается на операционных бюджетах, показателях дебиторской и кредиторской задолженности, запасов сырья и готовой продукции, исходя из данных показателей определяются финансовые потребности и возможности предприятия. Косвенный подход по своей методике более упрощенный, он основан на сбалансировании текущих показателей доходов и расходов, первоначальных затратах и внешнем финансировании.
Бюджет представляет прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов на момент окончания рассматриваемого при планировании периода. В традиционном виде процесс подготовки бюджета состоит из 6 этапов:[4]
- бюджет продаж;
- бюджет производства, включая его обеспечение;
- бюджет административных расходов;
- инвестиционный бюджет;
- бюджет денежных потоков;
- прогнозный баланс.
Существует 5 видов бюджета, на рисунке 2 представлена классификация бюджетов (см. рис.2).[5]
Рисунок. 2. Классификация бюджетов
Организация системы бюджетирования на малых предприятиях в рамках финансового планирования включает в себя три взаимодополняющих блока: формирование финансовой структуры предприятия, разработка консолидированного бюджета предприятия и организация бюджетного управления.
Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.
Библиографический список
- Сидоровнина И. Бюджетирование в управлении финансами предприятия. Издательство «Lambert academic publishing», 2014г. – 72 с.;
- http://www.garant.ru – официальный сайт информационно-правового портала;
- http://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики;
- Карпова Т., Карпова В. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков. Учебное пособие – М.: Издательство «ВУ», 2016. – 304с.;
- Савчук В. Управление прибылью и бюджетирование. Издательство «Бином», 2014г. – 154с.
Количество просмотров публикации: Please wait