БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Батракова Ольга Сергеевна1, Гусева Екатерина Сергеевна2, Сорокина Лариса Николаевна3
1Российский университет дружбы народов, магистрантка кафедры «Бухгалтерского учета, аудита и статистики»
2Российский университет дружбы народов, магистрантка кафедры «Бухгалтерского учета, аудита и статистики»
3Российский университет дружбы народов, кандидат экономических наук., доцент кафедры «Бухгалтерского учета, аудита и статистики»

Аннотация
В статье рассматривается процесс бюджетирования в рамках бюджетного управления малым предприятием. Представлены критерии малого предприятия. Даны цели финансового планирования и классификация бюджетов. Имеется обоснование необходимости бюджетирования на малом предприятии.

Ключевые слова: бюджетирование, классификация бюджетов, малые предприятия, оборот, процесс подготовки бюджета, финансовое планирование


BUDGETING IN SMALL BUSINESSES

Batrakova Olga Sergeevna1, Guseva Ekaterina Sergeevna2, Sorokina Larisa Nikolaevna3
1Peoples' Friendship University of Russia, magister of the Accounting, auditing and statistics Department
2Peoples' Friendship University of Russia, magister of the Accounting, auditing and statistics Department
3Peoples' Friendship University of Russia, Assistant professor of the Accounting, auditing and statistics Department

Abstract
The article deals with the budgeting process in the budget management of small businesses. Also the article presents the criteria of a small enterprises. Moreover, we give the objectives of financial planning and budget classification. There is a necessity of budgeting in a small business.

Keywords: budget classification, budget preparation process, budgeting, financial planning, Small business, turnover


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Батракова О.С., Гусева Е.С., Сорокина Л.Н. Бюджетирование на малых предприятиях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16981 (дата обращения: 21.02.2024).

Одним из основных процессов финансовой подсистемы управления является бюджетирование. Актуальность осуществления процесса бюджетирования на малом предприятии обусловлена его низким уровнем качества управления. Также малые предприятия работают в условиях рыночной неопределенности из-за отсутствия возможности комплексной оценки рыночной ситуации для прогнозирования деятельности. Такое положение связано с наличием неполноценной информации о рынке и небольшим количеством деловых контактов. Бюджетирование на малом предприятии позволяет решить ряд проблем, связанных с прогнозированием ее деятельности и упорядочением расходов, оно дает возможность оценить действия компании с точки зрения влияния на ее рентабельность.

Существует пять этапов жизненного цикла предприятия: становление, рост, зрелость, возрождение и спад. Процесс бюджетирования должен быть организован еще на этапе становления, его внедрение будет способствовать повышению качества управления предприятия и эффективной реализации бизнес-целей. На начальном этапе жизненного цикла компания сталкивается с нехваткой финансовых ресурсов. Бюджетирование может служить альтернативным бизнес-планом, позволяющим систематизировать информацию и рационально распределить ресурсы предприятия.

Под термином бюджетирование понимается реализация технологий планирования, учета и контроля финансовых ресурсов компании с помощью смет и экономических показателей. Бюджетирование позволяет консолидировать деятельность подразделений компании для реализации общей стратегической цели. Основной документ – бюджет, который представляет собой план за определенный период, который осуществляет функции внутрифирменного планировании, выражается в денежной форме. Бюджеты затрагивают все стороны хозяйственной деятельности предприятия, включая плановые и фактические (отчетные) данные. Система бюджетирования на малом предприятии должна отличаться низкими затратами на ее внедрение. При разработке системы бюджетирования на малом предприятии необходимо учитывать изменчивость внутренней и внешней среды, пример построения процесса представлен на рисунке 1, данная схема позволяет компании иметь высокую степень адаптивности (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Процесс бюджетирования в рамках бюджетного управления малым предприятием[1]

В целом, бюджетирование позволяет упорядочить финансы, повышает предсказуемость и управляемость бизнеса. Суть бюджетирования заключается в разработке плана, анализе его реализации и дальнейшей корректировке. Бюджетирование дает компании прямой экономический эффект, что представляет собой экономию различного вида ресурсов (материальных и трудовых).

Согласно постановлению правительства от 13 июля 2015г. №702 малым предприятием принято считать предприятие с предельным значением выручки – 800 млн. руб., это значение было увеличено в два раза, ранее к малым относили предприятия с предельным значением выручки – 400 млн. руб.[2] В нижеприведенной таблице 1 представлены обороты малых предприятий по видам экономической деятельности. Из таблицы видно, что большая часть занимается розничными и оптовыми продажами. Направление экономической деятельности также определяет процесс построения бюджетирования с целью прогнозирования финансовых показателей и более эффективного распределения ресурсов компании.

Таблица 1 – Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности, 2015 г.[3]

 Вид экономической деятельности

В млрд. руб

В % к итогу

сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство

452,30

3%

добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства

2064,40

12%

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

117,50

1%

строительство

1945,30

11%

оптовая и розничная торговля

9580,70

55%

гостиницы и рестораны

328,00

2%

транспорт и связь

735,30

4%

операции с недвижимым имуществом

1751,80

10%

образование, здравоохранение и соц. Услуги

313,30

2%

Итого

17288,60

100%

Целями финансового планирования на малом предприятии являются:

  • управление денежными потоками предприятия;
  • регулирование себестоимости выпускаемой продукции;
  • контроль дебиторской и кредиторской задолженности;
  • поддержание стабильного финансового состояния и уровня платежеспособности;
  • управление запасами;
  • поддержание стабильной нормы прибыли предприятия ее показателя рентабельности.

При помощи бюджетирования осуществляется контроллинг отклонений от нормативных показателей. Нормативные показатели – это запланированные показатели чистой и маржинальной прибыли, рентабельность, себестоимость, производительность, объем выручки и другие.

Бюджетирование основа краткосрочного и долгосрочного планирования, базой для внедрения бюджетирования в компанию является управленческий учет, который является упорядоченной системой выявления, измерения, регистрации, сбора, интерпретации, подготовки и предоставления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений с целью осуществления планирования, контроля и управления деятельностью предприятия. Существует два подхода к составлению бюджетов: прямой и косвенный. Прямой подход основывается на операционных бюджетах, показателях дебиторской и кредиторской задолженности, запасов сырья и готовой продукции, исходя из данных показателей определяются финансовые потребности и возможности предприятия. Косвенный подход по своей методике более упрощенный, он основан на сбалансировании текущих показателей доходов и расходов, первоначальных затратах и внешнем финансировании.

Бюджет представляет прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов на момент окончания рассматриваемого при планировании периода. В традиционном виде процесс подготовки бюджета состоит из 6 этапов:[4]

  1. бюджет продаж;
  2. бюджет производства, включая его обеспечение;
  3. бюджет административных расходов;
  4. инвестиционный бюджет;
  5. бюджет денежных потоков;
  6. прогнозный баланс.

Существует 5 видов бюджета, на рисунке 2 представлена классификация бюджетов (см. рис.2).[5]

 

Рисунок. 2. Классификация бюджетов

Организация системы бюджетирования на малых предприятиях в рамках финансового планирования включает в себя три взаимодополняющих блока: формирование финансовой структуры предприятия, разработка консолидированного бюджета предприятия и организация бюджетного управления.

Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.


Библиографический список
  1. Сидоровнина И. Бюджетирование в управлении финансами предприятия. Издательство «Lambert academic publishing», 2014г. – 72 с.;
  2. http://www.garant.ru – официальный сайт информационно-правового портала;
  3. http://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики;
  4. Карпова Т., Карпова В. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков. Учебное пособие – М.: Издательство «ВУ», 2016. – 304с.;
  5. Савчук В. Управление прибылью и бюджетирование. Издательство «Бином», 2014г. – 154с.

 



Все статьи автора «Гусева Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: