СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В КОНТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Гуржий Анна Викторовна
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
магистрант по направлению подготовки «Экономика»

Аннотация
Статья затрагивает проблемы и перспективы субъектов малого предпринимательства в контуре региональной экономики. Автор предлагает альтернативные варианты активизации финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса в условиях нестабильной экономической конъюнктуры. Среди них – внедрение экономических инноваций, включение во внешнеэкономические связи и др.

Ключевые слова: малый бизнес, региональная экономика, экономические инновации


SUBJECTS OF SMALL BUSINESS IN A CONTOUR OF REGIONAL ECONOMY

Gurzhy Anna Viktorovna
Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
undergraduate in the direction of preparation «Economy»

Abstract
Article touches on issues and prospects of small business entities in a contour of regional economy. The author offers alternative options of activization of financial and economic activities of subjects of small business in the conditions of an unstable economic environment. Among them – implementation of economic innovations, inclusion in foreign economic relations, etc.

Keywords: economic innovations, regional economy, Small business


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гуржий А.В. Субъекты малого бизнеса в контуре региональной экономики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16889 (дата обращения: 22.02.2024).

Субъекты малого предпринимательства играют важнейшую роль в региональной экономике. Часто именно они становятся градообразующими предприятиями на уровне отдельных регионов [1, с. 59].

При этом субъекты малого бизнеса формируют более справедливое ценообразование на товары (работы, услуги) по сравнению, например, с крупными компаниями, которые могут являться монополистами. А статистический анализ дифференциации доходов населения большинства российских регионов показывает, что доступность многих благ чрезвычайно ограничена для отдельных категорий граждан [2, с. 154].

В таблице 1 представлена информация о количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016 [3].

Таблица 1 – Размеры малого предпринимательства в России (по состоянию на 01.08.2016)

Регионы

Юридические лица

Индивидуальные предприниматели

Всего

Микропредприятия

Малые предприятия

Всего

Микропредприятия

Малые предприятия

РФ

22574735

2335579

238796

2929038

2900085

28953

Центральный ФО

890740

803309

87431

737724

731213

6511

Северо-Западный ФО

355055

323180

31875

272430

269894

2536

Южный ФО

171350

155424

15926

396645

393304

3341

Северо-Кавказский ФО

43594

39478

4116

144664

143808

856

Приволжский ФО

454689

410518

44171

557939

551158

6781

Уральский ФО

231873

212380

19493

248761

245914

2847

Сибирский ФО

297521

272275

25246

354103

350085

4018

Дальневосточный ФО

103617

94742

8875

141439

139652

1787

Крымский ФО

25936

24273

1663

75333

75057

276

Анализ представленных сведений свидетельствует о том, что субъекты малого бизнеса играют особую роль в Центральном ФО, Приволжском ФО, Северо-Западном ФО. Там они представлены в значительном количестве.

Характерным моментом является тот факт, что среди субъектов малого предпринимательства в каждом регионе преобладают микропредприятия (как среди юридических лиц, так и среди индивидуальных предпринимателей). Микропредприятия – это экономические субъекты, для которых соблюдаются следующие критерии:

- средняя численность работников – до 15 человек;

- предельная величина выручки от продажи товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС – 120 млн. руб.

Преобладание микропредприятий над малыми предприятиями объясняется тем, что в условиях нестабильной экономической конъюнктуры таким хозяйствующим субъектам легче подстроиться к изменяющейся внешней среде.

Для укрепления позиций субъектов малого предпринимательства необходимо осуществлять комплексные мероприятия, причем как со стороны государства, так и со стороны самих экономических субъектов. К числу наиболее важных государственных мер по поддержке малого бизнеса следует отнести:

- налоговое стимулирование отечественных экспортеров, являющихся субъектами малого бизнеса (например, для них может быть предусмотрена пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций – 15 % вместо 20 %, а при применении УСН – 10 % вместо 15 % при объекте налогообложения «доходы минус расходы»);

- расширение системы государственных грантов для целевого финансирования субъектов малого предпринимательства (в настоящее время грантовое финансирование в России имеет незначительные размеры, в то время, как в экономически развитых странах – это важнее-ший источник финансирования хозяйствующих субъектов).

Но основная масса мероприятий по активизации финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса в условиях нестабильной экономической конъюнктуры все-таки должна осуществляться самими хозяйствующими субъектами. К числу наиболее действенных мер следует отнести:

- внедрение экономических инноваций, позволяющих мобилизировать собственные финансовые ресурсы (например, необходимо активно применять налоговое планирование и налоговую оптимизацию; ядром такой системы должна стать минимизация бухгалтерских рисков как фактор повышения финансовой безопасности организации [4, с. 23]);

- систематическое применение финансового анализа с целью диагностики и ликвидации финансовых проблем (особое внимание при этом нужно уделить экспресс-анализу финансового положения предприятия на разных этапах его развития [5, с. 168]);

- расширение каналов сбыта продукции (товаров, работ, услуг) за счет установления и расширения внешнеэкономической деятельности [6, с. 354] (особое значение следует уделить деловым связям с Белоруссией, Казахстаном, так как они формируются в условиях льготного таможенного режима).

Следовательно, субъекты малого бизнеса в контуре региональной экономики должны постоянно укреплять свои позиции, в первую очередь, за счет грамотно спланированной внутренней финансовой политики. Государство также должно их поддерживать посредством налогового стимулирования и грантового финансирования.


Библиографический список
  1. Мишина М.Ю. Совершенствование экономического механизма хозяйствования предприятий аграрной сферы / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Брянский государственный педагогический университет им. И.Г. Петровского. Брянск, 2005.
  2. Мишина М.Ю. Статистический анализ дифференциации доходов населения в условиях реформирования экономики Брянской области // Актуальные вопросы экономики и управления Материалы Международной научной конференции. 2011. С. 153-157.
  3. Сайт ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/ (дата обращения: 05.10.2016).
  4. Кузнецова О.Н.Мишина М.Ю., Леонова Е.В. Минимизация бухгалтерских рисков – фактор повышения финансовой безопасности организации // Дискуссия. 2016. № 2 (65). С. 23-27.
  5. Ложкина С.Л., Кузнецова О.Н., Мишина М.Ю. Влияние процессного подхода на экспресс-анализ финансового положения предприятия на разных этапах его развития // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 166-170.
  6. Кузнецова О.Н. Международные налоговые отношения: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 353-355.


Все статьи автора «Гуржий Анна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: