Субъекты малого предпринимательства играют важнейшую роль в региональной экономике. Часто именно они становятся градообразующими предприятиями на уровне отдельных регионов [1, с. 59].
При этом субъекты малого бизнеса формируют более справедливое ценообразование на товары (работы, услуги) по сравнению, например, с крупными компаниями, которые могут являться монополистами. А статистический анализ дифференциации доходов населения большинства российских регионов показывает, что доступность многих благ чрезвычайно ограничена для отдельных категорий граждан [2, с. 154].
В таблице 1 представлена информация о количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016 [3].
Таблица 1 – Размеры малого предпринимательства в России (по состоянию на 01.08.2016)
Регионы |
Юридические лица |
Индивидуальные предприниматели |
||||
Всего |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Всего |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
|
РФ |
22574735 |
2335579 |
238796 |
2929038 |
2900085 |
28953 |
Центральный ФО |
890740 |
803309 |
87431 |
737724 |
731213 |
6511 |
Северо-Западный ФО |
355055 |
323180 |
31875 |
272430 |
269894 |
2536 |
Южный ФО |
171350 |
155424 |
15926 |
396645 |
393304 |
3341 |
Северо-Кавказский ФО |
43594 |
39478 |
4116 |
144664 |
143808 |
856 |
Приволжский ФО |
454689 |
410518 |
44171 |
557939 |
551158 |
6781 |
Уральский ФО |
231873 |
212380 |
19493 |
248761 |
245914 |
2847 |
Сибирский ФО |
297521 |
272275 |
25246 |
354103 |
350085 |
4018 |
Дальневосточный ФО |
103617 |
94742 |
8875 |
141439 |
139652 |
1787 |
Крымский ФО |
25936 |
24273 |
1663 |
75333 |
75057 |
276 |
Анализ представленных сведений свидетельствует о том, что субъекты малого бизнеса играют особую роль в Центральном ФО, Приволжском ФО, Северо-Западном ФО. Там они представлены в значительном количестве.
Характерным моментом является тот факт, что среди субъектов малого предпринимательства в каждом регионе преобладают микропредприятия (как среди юридических лиц, так и среди индивидуальных предпринимателей). Микропредприятия – это экономические субъекты, для которых соблюдаются следующие критерии:
- средняя численность работников – до 15 человек;
- предельная величина выручки от продажи товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС – 120 млн. руб.
Преобладание микропредприятий над малыми предприятиями объясняется тем, что в условиях нестабильной экономической конъюнктуры таким хозяйствующим субъектам легче подстроиться к изменяющейся внешней среде.
Для укрепления позиций субъектов малого предпринимательства необходимо осуществлять комплексные мероприятия, причем как со стороны государства, так и со стороны самих экономических субъектов. К числу наиболее важных государственных мер по поддержке малого бизнеса следует отнести:
- налоговое стимулирование отечественных экспортеров, являющихся субъектами малого бизнеса (например, для них может быть предусмотрена пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций – 15 % вместо 20 %, а при применении УСН – 10 % вместо 15 % при объекте налогообложения «доходы минус расходы»);
- расширение системы государственных грантов для целевого финансирования субъектов малого предпринимательства (в настоящее время грантовое финансирование в России имеет незначительные размеры, в то время, как в экономически развитых странах – это важнее-ший источник финансирования хозяйствующих субъектов).
Но основная масса мероприятий по активизации финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса в условиях нестабильной экономической конъюнктуры все-таки должна осуществляться самими хозяйствующими субъектами. К числу наиболее действенных мер следует отнести:
- внедрение экономических инноваций, позволяющих мобилизировать собственные финансовые ресурсы (например, необходимо активно применять налоговое планирование и налоговую оптимизацию; ядром такой системы должна стать минимизация бухгалтерских рисков как фактор повышения финансовой безопасности организации [4, с. 23]);
- систематическое применение финансового анализа с целью диагностики и ликвидации финансовых проблем (особое внимание при этом нужно уделить экспресс-анализу финансового положения предприятия на разных этапах его развития [5, с. 168]);
- расширение каналов сбыта продукции (товаров, работ, услуг) за счет установления и расширения внешнеэкономической деятельности [6, с. 354] (особое значение следует уделить деловым связям с Белоруссией, Казахстаном, так как они формируются в условиях льготного таможенного режима).
Следовательно, субъекты малого бизнеса в контуре региональной экономики должны постоянно укреплять свои позиции, в первую очередь, за счет грамотно спланированной внутренней финансовой политики. Государство также должно их поддерживать посредством налогового стимулирования и грантового финансирования.
Библиографический список
- Мишина М.Ю. Совершенствование экономического механизма хозяйствования предприятий аграрной сферы / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Брянский государственный педагогический университет им. И.Г. Петровского. Брянск, 2005.
- Мишина М.Ю. Статистический анализ дифференциации доходов населения в условиях реформирования экономики Брянской области // Актуальные вопросы экономики и управления Материалы Международной научной конференции. 2011. С. 153-157.
- Сайт ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/ (дата обращения: 05.10.2016).
- Кузнецова О.Н., Мишина М.Ю., Леонова Е.В. Минимизация бухгалтерских рисков – фактор повышения финансовой безопасности организации // Дискуссия. 2016. № 2 (65). С. 23-27.
- Ложкина С.Л., Кузнецова О.Н., Мишина М.Ю. Влияние процессного подхода на экспресс-анализ финансового положения предприятия на разных этапах его развития // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 166-170.
- Кузнецова О.Н. Международные налоговые отношения: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 353-355.
Количество просмотров публикации: Please wait