ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Ковалева Мария Анатольевна
Кемеровский государственный университет
магистрант кафедры общей психологии и психологии развития

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу формирования временной компетентности студента средствами внеучебной деятельности в условиях вуза. Проведенное исследование позволяет утверждать, что внеучебная деятельность в вузе оказывает влияние на эффективность формирования компонентов временной компетентности в студенческой аудитории. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, компетентностный подход, самоорганизация времени, студент, тайм-менеджмент


EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN HIGH SCHOOL AS MEANS OF FORMATION OF COMPETENCE AT THE TIME STUDENTS

Kovaleva Maria Anatolievna
Kemerovo State University
Master student of the Department of general psychology and developmental psychology

Abstract
This article is devoted to the formation of a temporary competence of the student by facilities of extra-curricular activities in the conditions of high school. The study suggests that the extracurricular activities in high school affects the efficiency of the formation of a temporary expertise in the student audiences components. This is the multifaceted nature of the problems.

Keywords: competence approach, extracurricular activities, self-organizing time, time – management


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ковалева М.А. Внеучебная деятельность в вузе как средство формирования временной компетентности у студентов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16820 (дата обращения: 22.02.2024).

Умение студента рационально планировать свою деятельность являются одной из главнейших характеристик в процессе получения высшего образования. С точки зрения науки, данные умения рассматриваются как способность личности, связанная с умением организовать себя, то есть, управлять своей собственной деятельностью в пространственно-временном континууме.

Временная компетентность – это многофакторное свойство личности и всей психической организации, которое объединяет в себе ценностно-смысловой, мотивационный, познавательный и рефлексивный компоненты личности и операционно-технологический компонент деятельности. Совокупность компонентов временной компетентности личности оказывает влияние на операционно-технологический компонент деятельности [1].

Многочисленные исследования в сфере рациональной организации студентами вузов своего учебного и внеучебного времени показывают: зачастую молодые люди овладевают умениями рациональной организации труда на интуитивном уровне и не всегда способны дать анализ свои действиям. Отсутствие у студента навыков рационального распределения временных ресурсов на учебу и жизнь вне нее является преградой при подготовке конкурентоспособного специалиста, способного занять достойную позицию на рынке труда. Формирование у студентов временной компетентности может не только сделать процесс профессиональной подготовки в вузе более эффективным, но и помочь будущим выпускникам найти свое место в жизни. Именно по этому целью данного исследования стало изучение возможности формирования временной компетентности студентов средствами внеучебной деятельности.

Объект – временная компетентность студентов. Предмет – внеучебная деятельность в вузе как условие формирования временной компетентности студентов.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили студенты ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный университет». Исследованием было охвачено 54 респондента: студенты 1–3 курсов факультетов истории и международных отношений, филологии и журналистики, социально-психологического факультета КемГУ.

Для оценки сформированности компонентов временной компетентности были выбраны методики, позволяющие изучить компоненты временной компетентности студентов. Так, методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева и «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова, позволяют получить данные относительно основных компонентов временной компетентности личности. Модифицированная методика ZTPI позволяет диагностировать отношения личности к временному континууму [2, 3, 4].

Для наиболее информативной дифференциации представленных данных были использованы методы математической и статистической обработки результатов исследования: описательные статистики, корреляционный анализ, факторный анализ, t- критерий Стьюдента, дисперсионный анализ.

Технология психолого-педагогического сопровождения осуществлялась по средствам использования интерактивных методов обучения (тренинги) и была включена в структуру внеучебной деятельности в вузе.

Все участники исследования были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В разработанной нами Программе психолого-педагогического сопровождения формирования временной компетентности приняли участие респонденты, вошедшие в экспериментальную группу: первая подгруппа – студенты, которые участвуют во внеучебной деятельности; вторая подгруппа – не принимают участия во внеучебной деятельности. В контрольную группу вошли: третья подгруппа – принимают участие во внеучебной деятельности, четвертая – не участвуют. В каждой из групп равное количество участников (Таблица 1).

Таблица 1 – Состав контрольной и экспериментальной групп

Группа

Подгруппа

Принимают участие во ВД

Участвуют в программе ППС

Кол-во участников,

чел.

%

Экспериментальная

1

да

да

14

25,93

2

нет

да

13

24,07

Контрольная

3

да

нет

13

24,07

4

нет

нет

14

25,93

Критерий Стьюдента показал, что между контрольной и экспериментальной группой значимых различий нет.

Полученные средние значения показателей методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, свидетельствуют о наличие в жизни студентов целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, однако цели не в полной мере конкретизированы. Респонденты удовлетворены жизнью в настоящем, но не считают ее в полной мере эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Опрошенные считают, что их жизнь не в полной мере подвластна сознательному контролю.

По методике «Цель – Средство – Результат» А.А. Карманова полученные средние значения свидетельствуют что цели, которые ставят перед собой студенты, не всегда обоснованы и неустойчивы. В случае затруднения с выбором цели испытуемые воспользуются подсказкой извне, готовы принять цель извне. Студенты периодически встречают трудности в выборе средств, причиной этому зачастую служит отсутствие конструктивной, достигаемой цели. В установках испытуемого преобладают «энергосберегающие мотивы».

На основе подсчета средних значений у испытуемых, полученных с помощью модифицированной методики Ф. Зимбардо «Опросник временной перспективы» (ZTPI), были получены следующие профили временной перспективы: наибольшие значения принимали показатели шкал «Фаталистическое настоящее», «Позитивное прошлое», и «Будущее» незначительно выше средних значения наблюдались по шкалам «Негативное прошлое» и «Гедонистическое настоящее». Такое соотношение показателей подтверждает выявленную ранее тенденцию отсутствия конструктивной цели: студенты считают, что значительное влияние на жизнь оказывает судьба, фатум.

Таким образом, исходя из полученных на констатирующем этапе эксперимента данных, можно сделать выводы: уровень временной компетентности можно охарактеризовать как удовлетворительный. Воздействие на испытуемых по средствам внеучебной деятельности в вузе и специализированной программы психолого-педагогического сопровождения будет способствовать формированию временной компетентности.

Результаты, полученные после обработки данных с помощью t – критерия Стьюдента, показали наличие значимых изменений значений исследуемых показателей у студентов, которые приняли участие в формирующем эксперименте между первым и вторым замерами, в контрольной группе, значимых изменений не выявлено (Таблица 2).

Таблица 2 – Сравнение средних значений показателей первого и второго замеров в экспериментальной группе с помощью t-критерия Стьюдента по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева

Показатели

Среднее значение в экспериментальной группе

t – критерий

Р – уровень значимости

Первый замер

Второй замер

Осмысленность жизни

99,04

112,74

-5,32

0,000014

Цели в жизни

35,70

40,96

-6,26

0,000001

Процесс жизни

29,44

35,07

-5,52

0,000009

Результативность жизни

25,56

27,81

-3,42

0,002102

Локус контроля – Я

25,04

28,44

-4,36

0,000181

Локус контроля – жизнь

28,93

31,85

-3,08

0,004852

По результатам проведения тренинговой работы по методике «Смысложизненные ориентации», адаптированной Д.А. Леонтьевым, в экспериментальной группе были выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерами по всем шкалам, представленным в методике. У студентов по результатам первого замера выявлены средние уровни ценностно-смыслового, познавательного и операционально-технологического компонентов временной компетентности, высокий уровень рефлексивного компонента, это говорит о том, что в общем, респонденты при организации собственного времени склонны строить свою жизнь в соответствии с собственными целями. Как правило, студенты удовлетворены жизнью в настоящем и имеют представления о себе как о сильной личности.

По результатам второго замера, в сравнении с первым, наблюдается повышение всех исследуемых показателей, по шкалам «Осмысленность жизни», «Цели в жизни» получены высокие баллы, что говорит о том, что разработанная нами психолого-педагогическая программа сопровождения способствует формированию временной компетентности в студенческой аудитории.

При помощи дисперсионного анализа, разработанного Р. Фишером, сравним средние значения шкал методики «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова в четырех экспериментальных подгруппах.

Анализ полученных данных по итогам 1 и 2 замеров по шкале «Цель» показал, что наиболее значимые изменения произошли в подгруппе студентов, которые участвуют во внеучебной деятельности и приняли участие в формирующем эксперименте. Незначительные изменения наблюдаются в 4 подгруппе, участники которой не принимают участия во внеучебной деятельности (Рисунок 1).


Рисунок 1. График средних значений по шкале «Цель» (методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова) во времени в зависимости от подгруппы по результатам первого и второго замеров

Изменения, произошедшие в процессе исследования, свидетельствуют о влиянии внеучебной деятельности на формирование ценностно-смыслового компонента временной компетентности: у студентов развился навык постановки перед собой реальных целей, они настроены на достижения, мотивы целеообразования и деятельности стали в большей степени систематичны и иерархизированы. Наибольшее увеличение среднего значения показателя Цель наблюдается в подгруппе №1, что подтверждает эффективность комплексного влияния внеучебной деятельности и формирующего воздействия.

Полученные данные по шкале «Средство» показали, что значимые изменения произошли в экспериментальной группе, при этом в подгруппе №1, студенты которой принимают участие во внеучебной деятельности, изменения выражены в меньшей степени. Незначительные изменения наблюдаются в контрольной группе (Рисунок 2).


Рисунок 2. График средних значений по шкале «Средство» (методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова) во времени в зависимости от подгруппы по результатам первого и второго замеров

Изменения, произошедшие в экспериментальной группе, свидетельствуют о том, что формирующее воздействие способствовало разрешению трудностей в выборе средств, благодаря преодолению психологических барьеров, которые мешали студентам использовать внутренний потенциал максимально эффективно. При сравнении подгрупп, вошедших в контрольную группу, можно отметить незначительное увеличение среднего значения показателя «Средство» в подгруппе, которая не принимает участия во внеучебной деятельности, в то время как в подгруппе №3 данный показатель относительно подгруппы №4 увеличился в 2 раза. Данные изменения свидетельствует о влиянии внеучебной деятельности на формирование операционно-технологического компонента временной компетентности.

Анализ полученных данных по шкале «Результат» показал, что значимые изменения произошли только экспериментальной группе: испытуемые развили навык трезво оценивать результаты своей деятельности, не переоценивать и не недооценивает итоги (Рисунок 3).


Рисунок 3. График средних значений по шкале «Результат» (методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова) во времени в зависимости от подгруппы по результатам первого и второго замеров

В контрольной группе студентов, отмечается незначительный рост среднего значения показателя по шкале Результат в подгруппе №3, в то время как в подгруппе №4 среднее значение показателя осталось без изменений, что подтверждает влияние внеучебной деятельности на формирование рефлексивного компонента временной компетентности.

По результатам корреляционного анализа установлено, что участие во внеучебной деятельностью в вузе способствует снижению уровня ориентации на фаталистическое настоящее, и как следствие влияет на снижение агрессии тревожности, депрессии, повышение самооценки. Внеучебная деятельность в вузе положительно коррелирует с показателями «Осмысленность жизни», «Цели в жизни», «Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь», способствуя формированию ценностно-смыслового, рефлексивного, мотивационного, познавательного и операционально-технологического компонентов временной компетентности.

На этапе констатирующего эксперимента была выявлена связь между временной компетентностью и внеучебной деятельностью в вузе, как по всей выборке, так и у студентов исследуемых подгрупп. Так, значимое увеличение показателей временной компетентности по заключению эксперимента наблюдались в группе, которая приняла участие в формирующем эксперименте, наибольшая эффективность наблюдалась в подгруппе у студентов, принимающих участие в других видах внеучебной деятельности в вузе.

Таким образом, компоненты временной компетентности студента присваиваются в процессе приобретаемого опыта, формируются в процессе внеучебной деятельности и взаимодействия с социумом и вскрывают потенциальную активность личности. Степень включенности (участие в различных видах внеучебной деятельности) студента во внеучебную деятельность в вузе, оказывает влияние на эффективность развития компонентов временной компетентности. Психолого-педагогическое сопровождение развития ценностно-смыслового, мотивационного, познавательного и рефлексивного компонентов личности (способности постановки целей, планирования и анализа деятельности) способствует повышению эффективности процесса формирования временной компетентности у студентов.


Библиографический список
  1. Болотова, А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психология [Текст]/ А.К. Болотова. – М.: АспектПресс, 2006. – 254 с., С. 99..
  2. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО)[Текст] /Д.А. Леонтьев//. 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  3. Серый, А.В., Юпитов, А.В. Применение теста Смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) / Кемеровский государственный университет – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 64 с.
  4. Сырцова, А., Соколова, Е.Т., Митина, О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо на русскоязычной выборке // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. № 3. С. 101–109.


Все статьи автора «Ковалева Мария Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: