Умение студента рационально планировать свою деятельность являются одной из главнейших характеристик в процессе получения высшего образования. С точки зрения науки, данные умения рассматриваются как способность личности, связанная с умением организовать себя, то есть, управлять своей собственной деятельностью в пространственно-временном континууме.
Временная компетентность – это многофакторное свойство личности и всей психической организации, которое объединяет в себе ценностно-смысловой, мотивационный, познавательный и рефлексивный компоненты личности и операционно-технологический компонент деятельности. Совокупность компонентов временной компетентности личности оказывает влияние на операционно-технологический компонент деятельности [1].
Многочисленные исследования в сфере рациональной организации студентами вузов своего учебного и внеучебного времени показывают: зачастую молодые люди овладевают умениями рациональной организации труда на интуитивном уровне и не всегда способны дать анализ свои действиям. Отсутствие у студента навыков рационального распределения временных ресурсов на учебу и жизнь вне нее является преградой при подготовке конкурентоспособного специалиста, способного занять достойную позицию на рынке труда. Формирование у студентов временной компетентности может не только сделать процесс профессиональной подготовки в вузе более эффективным, но и помочь будущим выпускникам найти свое место в жизни. Именно по этому целью данного исследования стало изучение возможности формирования временной компетентности студентов средствами внеучебной деятельности.
Объект – временная компетентность студентов. Предмет – внеучебная деятельность в вузе как условие формирования временной компетентности студентов.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили студенты ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный университет». Исследованием было охвачено 54 респондента: студенты 1–3 курсов факультетов истории и международных отношений, филологии и журналистики, социально-психологического факультета КемГУ.
Для оценки сформированности компонентов временной компетентности были выбраны методики, позволяющие изучить компоненты временной компетентности студентов. Так, методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева и «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова, позволяют получить данные относительно основных компонентов временной компетентности личности. Модифицированная методика ZTPI позволяет диагностировать отношения личности к временному континууму [2, 3, 4].
Для наиболее информативной дифференциации представленных данных были использованы методы математической и статистической обработки результатов исследования: описательные статистики, корреляционный анализ, факторный анализ, t- критерий Стьюдента, дисперсионный анализ.
Технология психолого-педагогического сопровождения осуществлялась по средствам использования интерактивных методов обучения (тренинги) и была включена в структуру внеучебной деятельности в вузе.
Все участники исследования были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В разработанной нами Программе психолого-педагогического сопровождения формирования временной компетентности приняли участие респонденты, вошедшие в экспериментальную группу: первая подгруппа – студенты, которые участвуют во внеучебной деятельности; вторая подгруппа – не принимают участия во внеучебной деятельности. В контрольную группу вошли: третья подгруппа – принимают участие во внеучебной деятельности, четвертая – не участвуют. В каждой из групп равное количество участников (Таблица 1).
Таблица 1 – Состав контрольной и экспериментальной групп
Группа |
Подгруппа |
Принимают участие во ВД |
Участвуют в программе ППС |
Кол-во участников, |
|
чел. |
% |
||||
Экспериментальная |
1 |
да |
да |
14 |
25,93 |
2 |
нет |
да |
13 |
24,07 |
|
Контрольная |
3 |
да |
нет |
13 |
24,07 |
4 |
нет |
нет |
14 |
25,93 |
Критерий Стьюдента показал, что между контрольной и экспериментальной группой значимых различий нет.
Полученные средние значения показателей методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, свидетельствуют о наличие в жизни студентов целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, однако цели не в полной мере конкретизированы. Респонденты удовлетворены жизнью в настоящем, но не считают ее в полной мере эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Опрошенные считают, что их жизнь не в полной мере подвластна сознательному контролю.
По методике «Цель – Средство – Результат» А.А. Карманова полученные средние значения свидетельствуют что цели, которые ставят перед собой студенты, не всегда обоснованы и неустойчивы. В случае затруднения с выбором цели испытуемые воспользуются подсказкой извне, готовы принять цель извне. Студенты периодически встречают трудности в выборе средств, причиной этому зачастую служит отсутствие конструктивной, достигаемой цели. В установках испытуемого преобладают «энергосберегающие мотивы».
На основе подсчета средних значений у испытуемых, полученных с помощью модифицированной методики Ф. Зимбардо «Опросник временной перспективы» (ZTPI), были получены следующие профили временной перспективы: наибольшие значения принимали показатели шкал «Фаталистическое настоящее», «Позитивное прошлое», и «Будущее» незначительно выше средних значения наблюдались по шкалам «Негативное прошлое» и «Гедонистическое настоящее». Такое соотношение показателей подтверждает выявленную ранее тенденцию отсутствия конструктивной цели: студенты считают, что значительное влияние на жизнь оказывает судьба, фатум.
Таким образом, исходя из полученных на констатирующем этапе эксперимента данных, можно сделать выводы: уровень временной компетентности можно охарактеризовать как удовлетворительный. Воздействие на испытуемых по средствам внеучебной деятельности в вузе и специализированной программы психолого-педагогического сопровождения будет способствовать формированию временной компетентности.
Результаты, полученные после обработки данных с помощью t – критерия Стьюдента, показали наличие значимых изменений значений исследуемых показателей у студентов, которые приняли участие в формирующем эксперименте между первым и вторым замерами, в контрольной группе, значимых изменений не выявлено (Таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение средних значений показателей первого и второго замеров в экспериментальной группе с помощью t-критерия Стьюдента по методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева
Показатели |
Среднее значение в экспериментальной группе |
t – критерий |
Р – уровень значимости |
|
Первый замер |
Второй замер |
|||
Осмысленность жизни |
99,04 |
112,74 |
-5,32 |
0,000014 |
Цели в жизни |
35,70 |
40,96 |
-6,26 |
0,000001 |
Процесс жизни |
29,44 |
35,07 |
-5,52 |
0,000009 |
Результативность жизни |
25,56 |
27,81 |
-3,42 |
0,002102 |
Локус контроля – Я |
25,04 |
28,44 |
-4,36 |
0,000181 |
Локус контроля – жизнь |
28,93 |
31,85 |
-3,08 |
0,004852 |
По результатам проведения тренинговой работы по методике «Смысложизненные ориентации», адаптированной Д.А. Леонтьевым, в экспериментальной группе были выявлены статистически значимые изменения между первым и вторым замерами по всем шкалам, представленным в методике. У студентов по результатам первого замера выявлены средние уровни ценностно-смыслового, познавательного и операционально-технологического компонентов временной компетентности, высокий уровень рефлексивного компонента, это говорит о том, что в общем, респонденты при организации собственного времени склонны строить свою жизнь в соответствии с собственными целями. Как правило, студенты удовлетворены жизнью в настоящем и имеют представления о себе как о сильной личности.
По результатам второго замера, в сравнении с первым, наблюдается повышение всех исследуемых показателей, по шкалам «Осмысленность жизни», «Цели в жизни» получены высокие баллы, что говорит о том, что разработанная нами психолого-педагогическая программа сопровождения способствует формированию временной компетентности в студенческой аудитории.
При помощи дисперсионного анализа, разработанного Р. Фишером, сравним средние значения шкал методики «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова в четырех экспериментальных подгруппах.
Анализ полученных данных по итогам 1 и 2 замеров по шкале «Цель» показал, что наиболее значимые изменения произошли в подгруппе студентов, которые участвуют во внеучебной деятельности и приняли участие в формирующем эксперименте. Незначительные изменения наблюдаются в 4 подгруппе, участники которой не принимают участия во внеучебной деятельности (Рисунок 1).
Рисунок 1. График средних значений по шкале «Цель» (методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова) во времени в зависимости от подгруппы по результатам первого и второго замеров
Изменения, произошедшие в процессе исследования, свидетельствуют о влиянии внеучебной деятельности на формирование ценностно-смыслового компонента временной компетентности: у студентов развился навык постановки перед собой реальных целей, они настроены на достижения, мотивы целеообразования и деятельности стали в большей степени систематичны и иерархизированы. Наибольшее увеличение среднего значения показателя Цель наблюдается в подгруппе №1, что подтверждает эффективность комплексного влияния внеучебной деятельности и формирующего воздействия.
Полученные данные по шкале «Средство» показали, что значимые изменения произошли в экспериментальной группе, при этом в подгруппе №1, студенты которой принимают участие во внеучебной деятельности, изменения выражены в меньшей степени. Незначительные изменения наблюдаются в контрольной группе (Рисунок 2).
Рисунок 2. График средних значений по шкале «Средство» (методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова) во времени в зависимости от подгруппы по результатам первого и второго замеров
Изменения, произошедшие в экспериментальной группе, свидетельствуют о том, что формирующее воздействие способствовало разрешению трудностей в выборе средств, благодаря преодолению психологических барьеров, которые мешали студентам использовать внутренний потенциал максимально эффективно. При сравнении подгрупп, вошедших в контрольную группу, можно отметить незначительное увеличение среднего значения показателя «Средство» в подгруппе, которая не принимает участия во внеучебной деятельности, в то время как в подгруппе №3 данный показатель относительно подгруппы №4 увеличился в 2 раза. Данные изменения свидетельствует о влиянии внеучебной деятельности на формирование операционно-технологического компонента временной компетентности.
Анализ полученных данных по шкале «Результат» показал, что значимые изменения произошли только экспериментальной группе: испытуемые развили навык трезво оценивать результаты своей деятельности, не переоценивать и не недооценивает итоги (Рисунок 3).
Рисунок 3. График средних значений по шкале «Результат» (методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова) во времени в зависимости от подгруппы по результатам первого и второго замеров
В контрольной группе студентов, отмечается незначительный рост среднего значения показателя по шкале Результат в подгруппе №3, в то время как в подгруппе №4 среднее значение показателя осталось без изменений, что подтверждает влияние внеучебной деятельности на формирование рефлексивного компонента временной компетентности.
По результатам корреляционного анализа установлено, что участие во внеучебной деятельностью в вузе способствует снижению уровня ориентации на фаталистическое настоящее, и как следствие влияет на снижение агрессии тревожности, депрессии, повышение самооценки. Внеучебная деятельность в вузе положительно коррелирует с показателями «Осмысленность жизни», «Цели в жизни», «Локус контроля – Я», «Локус контроля – жизнь», способствуя формированию ценностно-смыслового, рефлексивного, мотивационного, познавательного и операционально-технологического компонентов временной компетентности.
На этапе констатирующего эксперимента была выявлена связь между временной компетентностью и внеучебной деятельностью в вузе, как по всей выборке, так и у студентов исследуемых подгрупп. Так, значимое увеличение показателей временной компетентности по заключению эксперимента наблюдались в группе, которая приняла участие в формирующем эксперименте, наибольшая эффективность наблюдалась в подгруппе у студентов, принимающих участие в других видах внеучебной деятельности в вузе.
Таким образом, компоненты временной компетентности студента присваиваются в процессе приобретаемого опыта, формируются в процессе внеучебной деятельности и взаимодействия с социумом и вскрывают потенциальную активность личности. Степень включенности (участие в различных видах внеучебной деятельности) студента во внеучебную деятельность в вузе, оказывает влияние на эффективность развития компонентов временной компетентности. Психолого-педагогическое сопровождение развития ценностно-смыслового, мотивационного, познавательного и рефлексивного компонентов личности (способности постановки целей, планирования и анализа деятельности) способствует повышению эффективности процесса формирования временной компетентности у студентов.
Библиографический список
- Болотова, А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психология [Текст]/ А.К. Болотова. – М.: АспектПресс, 2006. – 254 с., С. 99..
- Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО)[Текст] /Д.А. Леонтьев//. 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
- Серый, А.В., Юпитов, А.В. Применение теста Смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) / Кемеровский государственный университет – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 64 с.
- Сырцова, А., Соколова, Е.Т., Митина, О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо на русскоязычной выборке // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. № 3. С. 101–109.