ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС КАК НОСИТЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Варфоломеева Татьяна Николаевна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры БИиИТ

Аннотация
Статья затрагивает некоторые аспекты необходимости разработки и применения электронных курсов в системе образования, а также компонентный состав и виды электронных курсов.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный подход, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ


E-LEARNING COURSES AS A CARRIER OF THE CONTENT OF EDUCATION

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna
Magnitogorsk State Technical University
candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article deals with some aspects of the need for development and implementation of e-learning in the education system, as well as the component structure and types of e-learning courses.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н. Электронный курс как носитель содержания образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16764 (дата обращения: 29.02.2024).

Роль информационных технологий в современной системе образования, сегодня не вызывает сомнений, поскольку охватывает различные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер применения. Учебный процесс на основе принципа самостоятельного обучения с помощью информационных ресурсов развивается стремительно. В связи с этим разработка качественных электронных образовательных курсов на базе современных инструментальных средств становится актуальной.

Электронные образовательные курсы определяют не только как источник учебной информации, представленный в доступной для обучаемых форме, но и как средство обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразования.

В состав электронного курса, как носителя содержания образования входят следующие обязательные элементы: постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа. Данная структура ориентирована на личностно-развивающую деятельность студента, в ней присутствуют процедуры обучения, связанные с выяснением смысла учебной дисциплины и каждой темы в отдельности.

Кроме общей структуры электронного курса (ЭК), в качестве основных компонентов содержания выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. Каждая компонента имеет определенный состав и средства реализации (см. рис. 1).

 

Рисунок 1 – Компонентный состав и средства структуры ЭК

В основу построения ЭК положены гипертекст и гипертекстовая структура. Использование гипертекста позволяет обучающемуся сформировать свой маршрут поиска информации в массиве. Он может не просто выбирать ту или иную стратегию чтения, но и сам создавать новый текст на основе содержащихся в гипертекстовой системе фрагментов. Гипертекст изменил роль обучаемого, превратил его в соавтора и собеседника.

На сегодняшний день выделяют три подхода при создании и использовании электронных средств обучения: педагогический, информационный, личностно-ориентированный.

Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей. Информационный подход направлен на создание своеобразной обучающей среды, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития. Личностно-ориентированный подход нацелен на соответствующие качества личности обучающихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности.

Электронный курс существенно обогащает традиционные формы обучения, так как позволяет включать большое количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания. Можно отметить следующие положительные стороны электронных курсов:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет совокупности различных способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями, уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями обучающегося;
  • позволяя сосредоточиться на существе предмета, рассмотреть множество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет широки возможности для самопроверки на всех этапах обучения;
  • выполняет роль терпеливого наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.

Несмотря на перечисленные положительные стороны использования электронных курсов, необходимо отметить и недостаток заключающийся в неудобстве чтения текстов с экрана монитора, хотя любую его часть в любой момент можно распечатать.

Можно выделить несколько видов электронных курсов, представленных на рисунке 2.

 

Рисунок 2 Виды электронных курсов

Таким образом, в педагогической науке проблема формирования учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса студентов как средства их профессионального развития осознается в качестве приоритетной. Однако ее теоретическая разработка осуществлена на основе поэлементного подхода, так как разрабатывается вне контекста целостного учебно-воспитательного процесса.


Библиографический список
  1. Боброва И. [Текст]: Подходы к формированию контента для дистанционного обучения/И.И. Боброва. //Актуальные проблемы современной науки, техники и образования Издательство: МГТУ им. Г.И. Носова. 2015. Т. 2. № 1. С. 122-125.
  2. Гусева Е.Н., Маркина В.П., Корнещук Н.Г., Боброва И.И., Стащук П.В. [Текст]. Методика создания учебных электронных ресурсов // Е.Н. Гусева, В.П. Маркина, Н.Г. Корнещук, И.И. Боброва, П.В. Стащук. учебно-методический комплекс: методика разработки электронных учебных ресурсов средствами программы FrontPage / Магнитогорск, 2005. Том Модуль 3. 110с.
  3. Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
  4. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  5. Овчинникова И.Г. Модуль автоматизированного создания электронных кабинетов для преподавателей на портале MICROSOFT SHAREPOINT 2010 Овчинникова И.Г., Филимошин В.Ю., Карманова Е.В., Чистяков Д.А. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2013. № 1 (44). С. 55.
  6. Овчинникова, И.Г. Качество образования: сущность и уровни оценки Овчинникова И.Г. В книге: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 445-449.


Все статьи автора «Варфоломеева Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: