Роль информационных технологий в современной системе образования, сегодня не вызывает сомнений, поскольку охватывает различные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер применения. Учебный процесс на основе принципа самостоятельного обучения с помощью информационных ресурсов развивается стремительно. В связи с этим разработка качественных электронных образовательных курсов на базе современных инструментальных средств становится актуальной.
Электронные образовательные курсы определяют не только как источник учебной информации, представленный в доступной для обучаемых форме, но и как средство обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразования.
В состав электронного курса, как носителя содержания образования входят следующие обязательные элементы: постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа. Данная структура ориентирована на личностно-развивающую деятельность студента, в ней присутствуют процедуры обучения, связанные с выяснением смысла учебной дисциплины и каждой темы в отдельности.
Кроме общей структуры электронного курса (ЭК), в качестве основных компонентов содержания выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. Каждая компонента имеет определенный состав и средства реализации (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Компонентный состав и средства структуры ЭК
В основу построения ЭК положены гипертекст и гипертекстовая структура. Использование гипертекста позволяет обучающемуся сформировать свой маршрут поиска информации в массиве. Он может не просто выбирать ту или иную стратегию чтения, но и сам создавать новый текст на основе содержащихся в гипертекстовой системе фрагментов. Гипертекст изменил роль обучаемого, превратил его в соавтора и собеседника.
На сегодняшний день выделяют три подхода при создании и использовании электронных средств обучения: педагогический, информационный, личностно-ориентированный.
Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей. Информационный подход направлен на создание своеобразной обучающей среды, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития. Личностно-ориентированный подход нацелен на соответствующие качества личности обучающихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности.
Электронный курс существенно обогащает традиционные формы обучения, так как позволяет включать большое количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания. Можно отметить следующие положительные стороны электронных курсов:
- облегчает понимание изучаемого материала за счет совокупности различных способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
- допускает адаптацию в соответствии с потребностями, уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями обучающегося;
- позволяя сосредоточиться на существе предмета, рассмотреть множество примеров и решить больше задач;
- предоставляет широки возможности для самопроверки на всех этапах обучения;
- выполняет роль терпеливого наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.
Несмотря на перечисленные положительные стороны использования электронных курсов, необходимо отметить и недостаток заключающийся в неудобстве чтения текстов с экрана монитора, хотя любую его часть в любой момент можно распечатать.
Можно выделить несколько видов электронных курсов, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2 – Виды электронных курсов
Таким образом, в педагогической науке проблема формирования учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса студентов как средства их профессионального развития осознается в качестве приоритетной. Однако ее теоретическая разработка осуществлена на основе поэлементного подхода, так как разрабатывается вне контекста целостного учебно-воспитательного процесса.
Библиографический список
- Боброва И. [Текст]: Подходы к формированию контента для дистанционного обучения/И.И. Боброва. //Актуальные проблемы современной науки, техники и образования Издательство: МГТУ им. Г.И. Носова. 2015. Т. 2. № 1. С. 122-125.
- Гусева Е.Н., Маркина В.П., Корнещук Н.Г., Боброва И.И., Стащук П.В. [Текст]. Методика создания учебных электронных ресурсов // Е.Н. Гусева, В.П. Маркина, Н.Г. Корнещук, И.И. Боброва, П.В. Стащук. учебно-методический комплекс: методика разработки электронных учебных ресурсов средствами программы FrontPage / Магнитогорск, 2005. Том Модуль 3. 110с.
- Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Овчинникова И.Г. Модуль автоматизированного создания электронных кабинетов для преподавателей на портале MICROSOFT SHAREPOINT 2010 Овчинникова И.Г., Филимошин В.Ю., Карманова Е.В., Чистяков Д.А. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2013. № 1 (44). С. 55.
- Овчинникова, И.Г. Качество образования: сущность и уровни оценки Овчинникова И.Г. В книге: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 445-449.
Количество просмотров публикации: Please wait