Исследование проблемы коррекции совладающего поведения подростков имеет важное значение для совершенствования системы психолого-педагогической помощи подросткам группы риска [1], поиска эффективных технологий их позитивной социализации [2], личностного роста и повышения коммуникативной компетентности. [3]
Исследование копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у подростков с различными видами аддикций позволило установить, что из 43 подростков 32 имеют различные зависимости. Преобладающими видами зависимостей у подростков оказались любовные и пищевые аддикции. У зависимых подростков преимущественно преобладают непродуктивные формы кoпинг-cтрaтeгий, в то время как у подростков без зависимостей – продуктивные виды. У aддиктивных подростков механизмы психологической защиты более сильные, чeм у пoдрocткoв бeз aддикций.
Результаты проведённого исследования позволили разработать программу коррекции совладающего поведения у подростков. Коррекции подвергались нерациональные способы совладающего поведения у подростков.
Обозначим принципы реализации разработанной программы.
Принцип единства диагностики и коррекции. Полученные в результате диагностического исследования данные служат основой проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Принцип нормативности развития. Данный принцип предполагает учёт ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического развития в подростковом возрасте.
Принцип личностного подхода. Подход к подростку как к целостной личности с учётом всех её сложностей и всех индивидуальных особенностей, учёт прежде всего не изолированной психической функции, а личности в целом. [4]
Целью данной программы является коррекция непродуктивных копинг-стратегий у подростков.
Задачи программы.
- Повышение компетентности в использовании когнитивного копинга.
- Повышение компетентности в использовании эмоционального копинга.
- Повышение компетентности в использовании поведенческого копинга.
Коррекционная программа содержит 3 блока и состоит из 13 занятий.
- Коррекция когнитивного копинга (5 занятий).
- Коррекция эмоционального копинга (4 занятия).
- Коррекция поведенческого копинга (4 занятия).
Предполагается, что участие в данной программе будет способствовать повышению компетентности подростков в использовании копинг-стратегий.
Все блоки коррекционной программы представлены в таблице 1.
Таблица 1- Содержание и организация программы коррекции копинг-стратегий подростков
День занятий | Блоки программы | Цель занятия |
Коррекция когнитивного копинга |
||
1-й день | Занятие «Маска» | Объединение участниками группы собственного «Я-образа». Научиться принимать себя через самооценку и оценку других. |
Занятие «Ослиная шкура» | Коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими. | |
Занятие «Поxвалики» | Повышение самооценки и значимости учащегося в коллективе. | |
Упражнение «Дневник побед»
|
Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты. | |
2-й день | Занятие «Самого себя любить» | Научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. |
Занятие «Невидимые помощники» | Развить высокий уровень самоуважения и поднять самооценку. | |
Упражнение «Дневник побед»
|
Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты. | |
Коррекция эмоционального копинга |
||
3-й день | Занятие «Как справиться с плохим настроением» | Развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению. |
Занятие «Быть собой» | Развить способности понимания своего состояния и состояния других людей. | |
Упражнение «Дневник побед» | Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты. | |
4-й день | Занятие «Сад чувств» | Восстановить внутреннее равновесие |
Занятие «Рисуем чувства» | Научить выражать учащихся свои чувства, внутренне разрядить учащихся. Поднять самооценку. | |
Упражнение «Дневник побед» | Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты. | |
Коррекция поведенческого копинга |
||
5-й день | Занятие «Три портрета» | Создание условий для оценки подростками своего уровня уверенности в себе. |
Занятие «Работаем над уверенностью в себе» | Привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми. | |
Упражнение «Дневник побед» | Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты. | |
6-й день | Занятие «Уверенность в повседневной жизни» | Познакомить с конкретными техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав; упражнять навыки уверенного поведения |
Занятие «Я- Алла Пугачёва» | Проработка ранее полученных навыков уверенного поведения, повышение самооценки. | |
Упражнение «Дневник побед» | Научить детей анализировать свою деятельность, выделять свои успехи и не обращать внимания на неудавшиеся моменты. |
Через неделю после окончания проведения коррекционной работы была проведена диагностика копинг-стратегий по методике Хейма, чтобы проверить эффективность разработанной программы в сравнении с результатами констатирующего эксперимента.
Результаты исследования показали, что процент подростков, подверженных аддиктивному поведению, имеющих адаптивные формы копинг-стратегий, на контрольном этапе вырос с 34% до 63%, неадаптивные формы уменьшились (констатирующий этап – 47 %, контрольный этап – 28 %), адаптивных копингов также стало гораздо меньше (констатирующий этап – 19%, контрольный – 9%).
Данные, полученные при обследовании подростков без аддикций, на контрольном этапе тоже значительно отличались от данных, полученных на констатирующем этапе исследования. На констатирующем этапе было установлено, что адаптивные формы копинг поведения были выявлены у 45 % респондентов, неадаптивные – у 36 %, относительно адаптивные – у 19 %. На контрольном этапе получены следующие данные: адаптивные формы совладающего поведения у 73% исследуемых, неадаптивные – у 9 %, относительно адаптивные – у 18% опрошенных.
Результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствуют о том, что коррекционная работа прошла успешно. Копинг-стратегии у подростков с аддикциями и без аддикций стали более продуктивными. В частности, произошло изменение непродуктивныx и относительно продуктивныx копинг-стратегий на продуктивные. Сформировались такие подxоды к решению стрессовыx ситуаций, как сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»; проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»; оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выxод из трудной ситуации».
Разработанная программа способствовала повышению адаптивности в совладающем поведении, что, на наш взгляд, безусловно, скажется и на смягчении зависимостей, в нашем случае, любовной и пищевой, потому что основной причиной зависимого поведения является неадаптивное совладание.
Библиографический список
- Шипова Л.В. Система психологической помощи подросткам с девиантными формами поведения в социально-реабилитационном центре // Научное мнение. 2014. № 3. С. 215-218.
- Шипова А.В. Культурные практики подростков в процессе социализации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 60-68.
- Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 243-245.
- Куприянчук Е.В. Особенности влияния на копинг-поведение социально-неодобряемой профессиональной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 40-47.
Количество просмотров публикации: Please wait