ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич2
1Дальневосточный федеральный университет, преподаватель
2Дальневосточный федеральный университет, старший преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена обзору форм и методов проведения научно-исследовательской работы студентов, способствующих улучшению учебного процесса. Проведенное исследование доказывает, что правильная организация НИРС помогает студенту раскрыть свои внутренние возможности, улучшить показатели в учебе и освоить свою будущую профессию. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: воинская специальность, исследовательская работа, научная статья, преподаватель, студент, университет, учебный военный центр.


USE OF OPPORTUNITIES OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING

Kozlov Pavel Gennadievich1, Fediuk Roman Sergeevich2
1Far Eastern Federal University, teacher
2Far Eastern Federal University, senior teacher

Abstract
This article provides an overview of the forms and methods of conducting scientific-research work of students, improve educational process. This study proves that the correct organization of students ' research helps the student to discover their internal capabilities, improve performance at school and to master their future profession. This problem is multifaceted.

Keywords: military profession, military training center, research, scientific article, teacher, university


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С. Использование возможностей научно-исследовательской работы студентов для повышения качества подготовки специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13966 (дата обращения: 21.02.2024).

Основными задачами учебного военного центра, согласно требованиям Постановления правительства РФ № 152 от2008 г., являются:

- реализация программы военной подготовки граждан;

- участие в проведении воспитательной работы и военно-профессиональной ориентации молодежи.

Несмотря на то, что научно-исследовательская работа студентов (НИРС) напрямую в этих задачах не прописана, она является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса. Привлечение студентов к научной работе позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач развития страны.

Здесь следует различать 2 понятия: мы хотим научить студентов тому, что имеется на сегодняшний день или мы, плюс к этому, хотим научить их творчески и нестандартно мыслить и адекватно реагировать на резко меняющуюся обстановку.

Основными задачами НИРС являются:

- содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов, созданию условий формирования творческой активности, самостоятельности студентов УВЦ в их научной работе;

- выявление наиболее талантливой и одаренной молодежи, содействие раскрытию ее способностей и организации ее дальнейшего образования;

-развитие и повышение качества научных исследований и разработок, выполняемых студентами во внеучебное время в научных подразделениях университета;

- координация и руководство всеми формами научно-исследовательской работы студентов УВЦ;

- расширение научного сотрудничества с военными и гражданскими вузами.

Научная работа поощряется руководством университета: для преподавателей – это рейтинговая система оценки деятельности за учебный год; для студентов – возможность участвовать в конкурсах на получение дополнительных стипендий различного уровня. У преподавателей и студентов ДВФУ есть уникальная возможность через научную работу (конференции, выставки, симпозиумы и др.) посетить различные учебные заведения России и мира, завести новые знакомства, получить новые идеи и применять их в своей профессиональной деятельности.

Мы живем в очень интересное время, время перемен, когда на наших глазах строится огромный университет. Мы не являемся сторонними наблюдателями, а являемся его частью, помогаем его строить. Программа развития Дальневосточного федерального университета, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2300-р предусматривает вхождение университета к 2019 году в число 300 лучших университетов мира по приоритетным направлениям деятельности по одному из признанных международных рейтингов вузов. Невозможно войти в топ лучших университетов, не занимаясь собственными научными разработками. При этом не обязательно чтобы данные студенческие разработки уже с первых шагов были способны конкурировать с мировыми образовательными учебно-научными центрами. Гораздо важнее образовать синтез преподавательской и студенческой инициатив.

Занимаясь только учебной работой, студент не способен мыслить системно и рассматривать изучаемую дисциплину за рамками учебников. Как сказал выдающийся советский военный деятель М.В. Фрунзе «…хороший солдат должен не только интересоваться современными разработками в области военной техники, но и сам предлагать усовершенствования на основе своей боевой службы … потому что кто как не он, испытавший на себе все достоинства и недостатки имеющегося вооружения, способен оценить то, что следует изменить…» [1, с. 284].

Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В материалах Болонского процесса (Словения,2004 г., Берген,2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а т.к. знания быстро устаревают, это может быть достигнуто с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться как профессионал в своей области.

В зарубежных университетах (Европа, США), где среднестатистический абитуриент не может себе позволить поступить на бюджетное отделение, участие в научно-исследовательской работе под руководством своих профессоров становится не только единственным шансом пройти обучение, но и начать карьеру. В частности, МТИ, ежегодно выделяет гранты молодым исследователям в размере 10 млн.

Российские вузы, также в числе своих приоритетов ставят развитие студенческой науки. В частности, МГУ им. Ломоносова декларирует: «…научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова и входит в число основных задач университета, решаемых на базе единства учебного и научного процессов».

Учебные военные центры, созданные при ведущих вузах, также уделяют пристальное внимание НИРС. С чего начинается студенческая наука? В ДВФУ работает объединенное студенческое научное общество (ОСНО). На сегодняшний день членами ОСНО являются 1500 студентов. Организация проводит конференции, семинары, круглые столы. Особо полезными являются открытые лекции по основам научно-исследовательской деятельности, из которых заинтересованный студент способен понять, в каком направлении он должен делать первые шаги в науке.

Работа над научными статьями и докладами требует от авторов хорошего изучения сути проблемы и ее научного обоснования. Для того чтобы качественно проводить научную работу, необходимо получить доступ к различным источникам информации: от «бумажных» книг и журналов до электронных ресурсов и виртуальных посещений крупнейших научных библиотек.

Каждый, применяемый студентами учебный или научный материал, должен соответствовать научной действительности, теоретически осмыслен в ее собственном предмете и понятиях. Методологическое наполнение необходимо представить таким образом, чтобы в нем проступила связь его компонентов и научное обоснование. Иногда для поиска решения задуманной задачи необходимо найти недостающее звено, которое может скрываться в одной из десятков научных работ. Поэтому нужно запастись терпением и проникнуться предоставленным тебе материалами, крупица к крупице подбирать нужные фразы и смыслы и тогда такой труд будет вознагражден рождением новой научной статьи, доклада или научной презентации.

Инновационный подход, примененный преподавателями  УВЦ при организации научно-исследовательской работы студентов, подробно раскрыт в публикациях [2,3]. Этот опыт   был отмечен в российском научном сообществе: в частности, при написании диссертации на соискание ученой степени к.п.н. Тебенькова К.А. под названием «Формирование инновационной компетентности адъюнктов военных институтов внутренних войск» был отмечен передовой опыт, описанный в наших статьях.

Студенты УВЦ закреплены за научными руководителями  и активно занимаются научными исследованиями, связанными с будущей воинской специальностью: например, студент М. Форманюк имеет в своем активе статью, посвященную боевому применению инженерных в войне с Японией1945 г.; студент Р. Тихонов занимается серьезными исследованиями патриотических плакатов в годы ВОВ; студент М. Бояров исследует тактику инженерных войск в годы ВОВ.

Мы подошли к вопросу совмещения учебы и науки. Не вредит ли научно-исследовательская деятельность показателям успеваемости. Некоторые студенты заявляют, что научные исследования отвлекают от подготовки по изучаемым дисциплинам,  многие  боятся писать научные работы – опасаются, что не получится, но если хорошо освоить методику этого вида деятельности, научиться определять важность того или иного материала для научного исследования, то на выходе будет хорошая научная статья, которая поможет студенту в работе над курсовыми и дипломными работами. Своим студентам мы даже выдаем рекомендации, заниматься глубоким исследованием именно той темы, которую не понимаешь, что положительно скажется на усвоении и самостоятельной проработке учебного материала.

Довольно отрадно наблюдать, что выпускники УВЦ не останавливаются на достигнутом уровне образования, продолжают совершенствовать свой ум и получать дополнительные квалификации. В частности целый ряд выпускников УВЦ разных лет поступил в дистанционную магистратуру одного из престижнейших вузов европейской части России – Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова на специальность «Инновации и трансфер технологий».

Научная работа, основы которой мы закладываем во время обучения в УВЦ, не прекращается с выпуском студента: она устремлена на много лет вперед, а может – и на всю жизнь.


Библиографический список
  1. Фрунзе М. В. Избранные произведения. Т. 1: 1918—1925 гг. / Фрунзе М. В. — М.: Воениздат, 1957. — 472 с.: портр.
  2. Федюк Р.С., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю. Вовлечение студентов военных специальностей в научную работу // Гуманитарные научные исследования. –2013. № 7 (23) [Электронный ресурс] http://human.snauka.ru/2013/07/3590
  3. Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Подготовка студентов военных специальностей к будущей военной службе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4700


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: