Процесс бюджетирования занимает важное место в жизни организации. От грамотно поставленной системы бюджетирования зависит система информационного обеспечения руководящего состава, а значит – эффективность принимаемых управленческих решений.
В процессе построения системы бюджетирования важная роль отводится разработке бюджетных форм.
На наш взгляд, применяемые на предприятии формы бюджетов должны учитывать следующие аспекты:
- Сфера и специфика деятельности предприятия. Так, для производственных предприятий следует разрабатывать формы, преимущественно ориентированные на анализ состава затрат. То есть информация, содержащаяся, к примеру, в бюджете прямых материальных затрат производственного предприятия, должна представляться пользователю в удобном виде, соответствовать требованиям прозрачности, полноты, доступности, своевременности. Так, бюджет прямых материальных затрат может быть представлен в следующем виде (таблица 1).
Таблица 1 – Бюджет прямых материальных затрат по плану производства
Наименование материала |
Потребность в основных материалах |
Себестоимость списания, руб./кг |
Бюджет прямых материальных затрат, руб. |
||||
Продукт А | Продукт Б | Всего | Продукт А | Продукт Б | Всего | ||
Х, кг | 10 | 20 | 30 | 10 | 100 | 200 | 300 |
У, кг | 5 | 10 | 15 | 5 | 25 | 50 | 75 |
К, кг | 0 | 1 | 1 | 15 | 0 | 15 | 15 |
Н, кг | 10 | 20 | 30 | 10 | 100 | 200 | 300 |
С, кг | 5 | 10 | 15 | 5 | 25 | 50 | 75 |
Всего | 30 | 61 | 91 | 250 | 515 | 765 |
Данная форма позволяет получить информацию о сумме прямых материальных затрат в разрезе видов производимых продуктов. Также видна доля прямых материальных затрат по видам в общей сумме, что позволяет пользователю сделать выводы о расходе того или иного материала. Безусловно, потребность в такой детализации обусловлена спецификой деятельности предприятий. Для организаций, имеющих дело с большой номенклатурой материалов и производимой продукции, требуется подробная детализация материальных затрат; для организаций, имеющих дело с однотипной продукций и небольшой номенклатурой используемого сырья, такая детализация не всегда необходима;
- Сегментация деятельности предприятия. Необходимо рассматривать деятельность предприятия в разрезе зон реализации (к примеру, внешний и внутренний рынок), видов производимой продукции (основная и побочная), центров финансовой ответственности и пр. Использование данного принципа позволит реализовать требование комплексности, полноты и аналитичности информации, содержащейся в бюджете;
- Консолидация бюджетов на различных уровнях. Безусловно, в любой организации присутствует некая иерархия уровней управления. Разрабатываемые и внедряемые формы бюджетов должны учитывать данный аспект. Необходимо использовать формы бюджетов на микро-, мезо- и макроуровнях. То есть следует проработать вопрос консолидации бюджетов. Для этих целей необходимо разработать определенные формы отчетов, построенные исходя из схемы подчинения. Безусловно, на высшем уровне управления отчет будет более укрупненным и менее детализированным, на низшем – более развернутым, подробным;
- Организация по центрам финансовой ответственности (ЦФО). Организация бюджетирования по ЦФО предполагает определение плановых заданий, отражение их выполнения в определенных формах отчетности, а также выявление отклонений. Анализ и интерпретация результатов бюджета позволяет пользователю принять какое-либо решение об устранении причин негативных отклонений, о частичной корректировке бюджетов, а также о премировании руководителей ЦФО за положительные, или благоприятные, отклонения [1].
Учет данных аспектов, на наш взгляд, позволит разработать формы бюджетов, которые будут отвечать принципам полноты, аналитичности, прозрачности, понятности, доступности и комплексности информации.
Библиографический список
- Шешукова Т.Г. Развитие управленческого учета на предприятиях по производству электротехнической продукции / Т.Г. Шешукова, Е.Р. Мухина. – Пермь: Изд-во Пермского национ. исслед. политехн. ун-та, 2015. – 264с.