В современной лингвистике сохраняется особый интерес к изучению языка в тесной связи с его репрезентативными особенностями в различного рода текстах. Важную роль в данной сфере занимают тексты поэтического характера, а в частности, лирика такого музыкального направления, как рок. В данной статье мы проведем исследование рок-дискурса англоязычной группы Muse (на примере альбома „Drones (Дроны)“) на предмет особенностей вербальной репрезентации концепта «war (война)». В данной работе речь пойдёт о том, как и с помощью каких лексических средств музыканты преподносят слушателю своё представление о войне и сопряжённых с нею понятиях. В качестве методологической базы мы используем метод концептуального анализа художественного текста.
Обратимся к актуальности исследования. Буквально несколько десятилетий назад сущностная ценность рок-поэзии подвергалась сомнению, воспринималась как явление, подчас противоречащее здравому смыслу. Но на сегодняшний момент вербальная сторона рок-песен являет собой серьёзный объект заинтересованности многих представителей профессий гуманитарного цикла, в том числе и учёных-лингвистов, потому как авторы подобного рода текстов прибегают к использованию всевозможных стилистических приёмов и средств художественной выразительности с целью донесения особого, порой скрытого смысла, дают слушателю возможность не просто наслаждаться музыкальными созвучиями, но и вдумываться в суть той или иной песни, а соответственно, в суть той или иной проблемы, которая отображается в тексте, базируясь на определённом, значимом в смысловом плане концепте, на определённом закреплённом понятии. Этим и обусловлена актуальность изучения репрезентации концептов в текстах рок-музыкальных коллективов.
Прежде чем перейти непосредственно к изучению особенностей репрезентации концепта «war», определим такие основные понятия как «концепт», «метод», «концептуальный анализ» и «рок-дискурс».
Как уже упоминалось ранее, вербальная сторона рок-песен как языковая составляющая в целом вызывает интерес у многих специалистов гуманитарного направления [2,4,5,8,9]. Ввиду того, что анализ подобных текстовых единств очень часто сопряжен с концептами, вести речь о единственно верном и максимально полностью раскрывающем свою сущность понятии концепта было бы неправильно. Отметим, что, несмотря на огромное количество работ, посвященных исследованию концепта, до сих пор нет единства мнений ни в определении его сущности, ни в выделении его структуры, ни в количестве концептов, ни в их классификации [6, с. 24]. В нашей статье под «концептом» мы будем понимать вслед за О. М. Смирновой «…многомерное ментальное образование, отражающее культурно-исторический опыт народа и особенности его мировосприятия и имеющее вербальное выражение» [10, с. 248]. Что касается рок-дискурса, то исходя из точки зрения Т.А. ван Дейка о дискурсе вообще в узком его смысле («…завершенный или продолжающийся продукт коммуникативного действия, его письменный или речевой результат, который интерпретируется реципиентами» [19]), мы может установить, что рок-дискурс и есть такого рода продукт творчества того или иного рок-музыкального коллектива.
Исследование рок-дискурса в данной работе проводится при помощи метода концептуального анализа. Метод в нашем понимании представляет собой «средство научного познания, представляющее собой совокупность разных исследовательских приемов»[7, с. 278]. Что же касается понятия «концептуальный анализ», то им будут обозначены «все действия исследователя, так или иначе направленные на изучение концепта путем обращения к языковым данным» [10, с. 248].
Перейдем к рассмотрению исследуемого альбома Drones и обозначим его основную суть. Альбом состоит из 12 треков, из них десять – полнометражные песни, 2 – своего его рода прелюдии к последующим. Он является седьмым студийным творением вышеупомянутой британской группы и был выпущен 5 июня 2015 года в Европе (в Великобритании он появился на три дня позже).
Итак, альбом Drones является не собранием разрозненных треков, как это часто бывает, а логической их последовательностью, подчинённой основной идее, единой теме, т.е., так называемым концептуальным альбомом. В основу его положен конфликт главного лирического героя с полчищами бесчувственных существ в человеческом обличии, захвативших мировое господство – «дронами». Не выдерживая их равнодушия, главный герой сам постепенно превращается в одного из них (о чём повествует трек Dead Inside). Далее некий сержант «лепит» из него машину для убийства, доводя его до состояния психоза и беспрекословного повиновения (Psycho). Герой обессилен и просит пощады, жаждет помощи (Mercy), осуждает мировое правительство, которое с помощью дронов порабощают и убивают людей (Reapers), встречается лицом к лицу со своим манипулятором (The Handler) и решается на восстание. В упоении свободой, он угрожает своим угнетателям свержением (Defector) и призывает остальных восстать (Revolt). В ходе революции герой понимает, что всё напрасно, он устал и хочет вернуться домой, но внезапно он встречает близкого по духу человека и забывает о своём одиночестве (Aftermath). Трек The Globalist начинается словами главы правящей верхушки, призывающего главного героя взять судьбу мира в свои руки, быть сильным и изменить землю так, как ему хочется. В результате обессиленный войной человек, руководствуясь правилами человеческой натуры, прибегает к уничтожению всего живого на планете. Завершающий трек альбома Drones констатирует смерть всех близких главного героя, но тот не чувствует к ним ни малейшего сострадания, поскольку сам превратился в безжалостного дрона, способного убивать на расстоянии, не прилагая особых усилий.
Итак, перейдём к анализу репрезентации концепта „war“ в рок-дискурсе группы Muse на примере описанного нами альбома. Собрание необходимых нам текстов представлено на соответствующем веб-сайте. [1].
Начнём с основного слова-репрезентанта концепта „war“, которым, собственно, и является слово „war“. В тексте песен альбома оно встречается в первоначальном виде всего лишь три раза, в песнях Reapers: „ War, war just moved up a gear“, где используется лексический повтор для сосредоточивания внимания слушателя на войне, которая вступила в новую стадию, просто «переключив передачу», и Aftermath, где констатируется сам факт войны, поглотивший всё вокруг: „War is all around ”. Далее слово „war“ упоминается уже в составе сложного слова „war-face“ („Show me your war-face”), результата того, как должен выглядеть продукт муштры сержанта, промывающего мозги главному герою.
Рассматривая понятие „war“ в прямом и переносном значении, можно установить, что под ним подразумевается как вооруженный конфликт, так и некое идеологическое противостояние. Компоненты и того, и другого присутствуют в текстах альбома. По разные стороны барьера по замыслу фронтмэна и автора текстов, находятся главный герой и так называемые «дроны», наименование которых стоит в заглавии альбома. По словам Мэттью Беллами, дроны являются своего рода метафорой, порождением современных передовых технологий, отчуждающих человека от мира чувств и наделяющих его бесконечной потребностью убивать. В сущности, мы можем сказать, что данная метафора является в некоторой степени переходом от частного к общему, своего рода синекдохой, потому как дронами называются современные военные беспилотные летательные аппараты, но в концепции альбома Muse данное понятие становится названием чего-то глобального и более угрожающего для человечества.
Впервые мы сталкиваемся с упоминанием о дронах уже в первом треке Dead Inside. Встретившись с привлекательной девушкой, герой замечает, что с ней что-то не так, и, осознав причину, произносит: „Unleash a million drones”. Здесь же стоит обратить внимание на глагол „unleash“, семантика которого наводит нас на мысль о таком значении как «спустить с поводка», т.е. выпустить эти озлобенные, как бешеные псы, одержимые жаждой убийства существа наружу. Следующее упоминание о них мы находим в песне Reapers: „(Killed by) drones”, „Here come the drones”. Здесь же, в строчке „You’ve got reapers and hawks” автор метафорично описывает эти машины убийства (подразумеваются MQ-9 Reaper и RQ-4 Global Hawk- одни из самых опасных военных дронов на данный момент), придавая им оттенки прямых значений слов «жнецы» и «ястребы». „They’re just machines and drones“– говорит главный герой в песне Revolt, призывая остальных укрепиться осознанием того, что это всего лишь бездушные «машины», в отличие от людей, и, обладая этим преимуществом, человечество должно восстать. Но, к сожалению, финальный трек Drones показывает, что восстание было проиграно, близкие героя убиты, и он сам использует дронов к качестве своих несущих смерть слуг „Now you can kill from the safety of your home with drones“.
Подчёркивая происхождение основной потенциальной угрозы, являющей как противником, так и средством войны, Беллами часто использует слово „machines“ („Show me mercy from the killing machines”, „Our freedom’s just a loan run by machines and drones”). Вместе с этим сам главный герой, замученный приказами о том, кем ему нужно быть („Are you a killing machine?“),становится одним из них („And my heart has become a cold and impassive machine”).
Наибольшее эмоциональное давление в отношении репрезентации концепта «война» производят лексемы, связанные с убийством, разрушением. Часто используются словосочетания со словом „kill“ („kill with no remorse”, „kill on my command“, “You kill by remote control”). Некоторые подобного рода сочетания были уже упомянуты выше в контексте соотношения с другими понятиями, отражающими основной рассматриваемый концепт. Что касается разрушения в обоих значениях, то встречаются такие словоупотребления как „erase me“, „I am crushed and pulverized”, „I’ve fallen on the inside”, „You are wiping me out», „States are crumbling”, „ I think, I destroyed them all”, „ You can hide your true motives to dismantle and destroy”, “your empire is dissolving”. Результатом духовного разрушения мы можем считать словосочетание „dead inside“, с него начинается одноименным треком весь альбом, и им же, в форме риторического вопроса, заканчивается в финальном треке Drones („Are you dead inside?“).
Говоря о противостоянии, которое является непосредственной смысловой составляющей концепта «война», стоит обратить внимание на следующие моменты: основными антагонистами являются главный лирический герой и дроны во главе с представителями правящей верхушки общества. Главный герой обречён на страдание: сначала он обнаруживает себя „dead inside“, чувствуя „the pain“ и „the cold”, затем из него пытаются сделать «a psycho killer», он противится этому и встречается с „ all the men in cloaks trying to devour my soul”,не выдерживает и просит спасения от „the powers that be” , от „silent tyranny”, от „another puppeteer”. Он взывает к ним, обличая их в подлости и жесткости совершённого: „You rule with lies and deceit”, „And all you’ve done is brutalise”; далее он встречается со своим угнетателем („my oppressor”, „my handler” ) и, вырываясь из этого плена („I’m escaping from your grip“), становится главным врагом всей этой „спущенной с поводка» своры („You can’t control me, I’m a defector”). Он пытается поднять народ на восстание, но это ни к чему не приводит, он встречает только одну родственную ему душу, с которой только они вместе были „against the world“ с которой они шли „against the tide“. Но в конечном итоге колесо событий поворачивается вспять, главный герой превращается в полную свою противоположность („The Globalist”), и, несмотря на всё пережитое, он поддаётся уговорам, проигрывает своё внутреннее противостояние и уничтожает всё живое, объясняя это так: „ It’s human nature -the greatest hunter will survive them all”. Фактически с момента исчезновения своих противников главный герой сам превращается в их же подобие и теперь может спокойно убивать при помощи дронов, сидя у себя дома.
Также яркими примерами отображения концепта „war“ являются такие выражения как „killing field“, „a crosshair“ , „commander-in-chief“, а также слова, описывающие сопутствующие войне понятия „pain“, „blood“, „hunger“, „thunder“, экспрессивное выражение „hellfire“. Сама война представляется как „trouble“, „maze“.
Таким образом, проведя исследование рок-дискурса англоязычной группы Muse на примере альбома „Drones на предмет особенностей вербальной репрезентации концепта «war», мы установили, что музыканты очень чётко в особой присущей только им авторской манере справились с данной задачей. Перед нами альбом-предостережение, альбом, взывающий к человечеству, призывающий его одуматься, оторваться от экранов телевизоров и смартфонов, чтобы не превращаться в подобных «дронов» и просто поверить в свои собственные силы и возможности.
Библиографический список
- Genius Annotate the World [Электронный ресурс]. URL: http://genius.com/albums/Muse/Drones Genius.com (дата обращения: 4.01.2016)
- Анашкина А.В. Концепт «Красота» и его воплощение в дискурсе рок-поэзии (на материале текстов группы «Аквариум») // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. 2 (143). С. 59-60.
- Ван Дейк Т.А. К определению дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 4.01.2016)
- Ким С.Ю. Реализация концепта «насилие» в песенном дискурсе (на материале песен рок-группы «Rammstein») // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27 (165). С. 49–51.
- Лисица И.В. Рок-поэзия Великобритании: прагматический и лингвокультурологический аспекты (на материале текстов рок-групп 1960-1970 годов): автореф. дисс. …канд. филол. наук: 10.02.04 – Иркутск, 2009. – 21 с.
- Мкртчян Т.Ю., Ищенко Е.С.. Концептуальный анализ русских и английских пословиц и поговорок // Аспирант. 2014. № 3. С. 24-27.
- Немченко В.Н. Функционирование научного термина «метод» в современной лингвистической литературе // Вестник ННГУ, 2007. № 6. C. 278–281.
- Нефёдов И.В. Языковые средства выражения категории определённости-неопределённости и их стилистические функции в отечественной рок-поэзии: автореф. дисс. …канд. филол. наук: 10.02.01 – Ростов-на-Дону, 2004. – 23 с.
- Салихова К.Р. Концепт «любовь» в англоязычном песенном дискурсе 21 века (на примере рок-культуры) // Конференция «Ломоносов 2014»
- Смирнова О.М. К вопросу о методологии описания концептов. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. № 3. С. 247–253.