ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Бородина Анастасия Владимировна
Региональный центр высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта
психолог

Аннотация
В статье раскрываются сущностные характеристики социальной активности. Анализируются возможности социальной активности студентов с инвалидностью. Определены факторы препятствующие формированию социальной активности студентов с инвалидностью.

Ключевые слова: инвалид, социальная активность, студенты–первокурсники, характеристики социальной активности


FEATURES OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Borodina Anastasiya Vladimirovna
Regional Centre for Higher Education of Persons with Disabilities Humanitarian-pedagogical Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University
psychologist

Abstract
The article describes the essential characteristics of social activity. The possibilities of social activity of students with disabilities are analyzed. The factors impeding the formation of social activity of students with disabilities are determined.

Keywords: characteristics of social activity, disability, social activity, students


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бородина А.В. Особенности формирования социальной активности студентов-первокурсников с инвалидностью // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13767 (дата обращения: 05.03.2024).

Численность лиц с инвалидностью в Российской Федерации постоянно растет и на сегодняшний день превышает 12 миллионов человек. Также существует рост количества молодежи с инвалидностью, которые в свою очередь требуют особого подхода в обучении и воспитании. Молодежь с инвалидностью сталкивается с трудностями и барьерами в образовательной среде, что существенно ограничивает их жизнедеятельность, способствует возникновению социальной дезадаптации, трудностям в общении и снижению их социальной активности.

В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид –это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[3, с. 3].

В контексте данного определения видно, что студенты с инвалидностью имеют ограничения жизнедеятельности, которые напрямую влияют на возможность формирования социальной активности.

Анализ научной литературы показал, что под социальной активностьюпонимается свойство личности, направленное на сознательную, творческую и добровольную деятельность,которая влияет на развитие общества и самой личности.

Процесс формирования социальной активности личности является достаточно важной проблемой, связано это с постоянными изменениями которые происходят в современном обществе, а также высокими требованиями к уровню социальной активности.

Сущностными характеристиками социальной активности личности выступают:

– самодетерминированность (внутреннее, осознанное побуждение, обусловленное сформировавшимся образом «потребного будущего», значимого для личности);

– включенность в социальное взаимодействие (в особой форме – социальной продуктивной деятельности, общении, познании);

– просоциальность (направленность на преобразование носителя активности и социума во благо общества и личности, следуя социальным нормам, законам и нравственным идеалам)[4, с. 173].

Обучение в высшем учебном заведении является важной ступенью в жизни человека. В современном обществе высшее образование является одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции личности, в том числе студентов с инвалидностью.

Социальная активность студентов-первокурсников с инвалидностью является важным показателем успешной социализации и их адаптации в новых условиях образовательной и социальной среды.

Особенности формирования социальной активностистудентов-первокурсников с инвалидностью зависят от ряда разнообразных причин. Перечислим некоторые из них:

  1. Проблема адаптациистудентов на начальном этапе обучения[1, с.128].
  2. Не знают своих возможностей, способностей и неадекватно оценивают себя, а также не хотят проявлять активность и инициативность [2].
  3. Не достаточно проинформированы о наличии в вузе кружков, спортивных секций, клубов по интересам.
  4. Студенты с инвалидностью социально не адаптированы, у них не сформированы социальные навыки [2].
  5. Не сформирована готовность к общественной деятельности.
  6. Отсутствие желания участвовать в культурных, развлекательных и спортивных мероприятиях проводимых в вузе.
  7. Отсутствие в вузах соответствующей инфраструктуры и условий для обучения студентов с инвалидностью.

Итак, вышеперечисленные причины препятствуютформированию социальной активности студентов с инвалидностью, что в свою очередь требует создания в учебном заведении условийпроведения определенных мероприятий, средств и усилий, направленных на формирование социальной активности. В качестве таких средств могут выступить специально разработанные программы, технологии и методики. Для студентов-первокурсников с инвалидностью необходимо устраивать собрания с профессорско-преподавательским составом и дирекцией академии, организоватьтьюторское сопровождение, проводить адаптационные мероприятия, встречи со студентами старших курсов, а также кураторские часы, осуществлять знакомство с инфраструктурой университета. Кроме того, с целью повышения социальной активности со студентами-первокурсниками, необходимо проводить психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, повышение уверенности, самооценки и раскрытие внутреннего потенциала.

Таким образом, формирование социальной активности студентов-первокурсников с инвалидностью должно осуществляться с учетом их физического и психоэмоционального состояния. В свою очередь в рамках деятельности университета необходимо разрабатывать всевозможные способы для успешной адаптации и интеграции студентов, что в последующем благоприятно на развитие социальной активности.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995, N 181-ФЗ – 7с.
  2. Харланова Е.М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. – №5 (10). – С. 173-178.
  3. Михеева Л. П., Березина О. В. Социальная адаптация первокурсников в вузе // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2014. – № 2. – С. 128-137.
  4. Синькова С.Ю. Особенности профориентационной работы с подростками с ОВЗ // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» –2015.


Все статьи автора «Бородина Анастасия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: