Численность лиц с инвалидностью в Российской Федерации постоянно растет и на сегодняшний день превышает 12 миллионов человек. Также существует рост количества молодежи с инвалидностью, которые в свою очередь требуют особого подхода в обучении и воспитании. Молодежь с инвалидностью сталкивается с трудностями и барьерами в образовательной среде, что существенно ограничивает их жизнедеятельность, способствует возникновению социальной дезадаптации, трудностям в общении и снижению их социальной активности.
В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид –это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[3, с. 3].
В контексте данного определения видно, что студенты с инвалидностью имеют ограничения жизнедеятельности, которые напрямую влияют на возможность формирования социальной активности.
Анализ научной литературы показал, что под социальной активностьюпонимается свойство личности, направленное на сознательную, творческую и добровольную деятельность,которая влияет на развитие общества и самой личности.
Процесс формирования социальной активности личности является достаточно важной проблемой, связано это с постоянными изменениями которые происходят в современном обществе, а также высокими требованиями к уровню социальной активности.
Сущностными характеристиками социальной активности личности выступают:
– самодетерминированность (внутреннее, осознанное побуждение, обусловленное сформировавшимся образом «потребного будущего», значимого для личности);
– включенность в социальное взаимодействие (в особой форме – социальной продуктивной деятельности, общении, познании);
– просоциальность (направленность на преобразование носителя активности и социума во благо общества и личности, следуя социальным нормам, законам и нравственным идеалам)[4, с. 173].
Обучение в высшем учебном заведении является важной ступенью в жизни человека. В современном обществе высшее образование является одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции личности, в том числе студентов с инвалидностью.
Социальная активность студентов-первокурсников с инвалидностью является важным показателем успешной социализации и их адаптации в новых условиях образовательной и социальной среды.
Особенности формирования социальной активностистудентов-первокурсников с инвалидностью зависят от ряда разнообразных причин. Перечислим некоторые из них:
- Проблема адаптациистудентов на начальном этапе обучения[1, с.128].
- Не знают своих возможностей, способностей и неадекватно оценивают себя, а также не хотят проявлять активность и инициативность [2].
- Не достаточно проинформированы о наличии в вузе кружков, спортивных секций, клубов по интересам.
- Студенты с инвалидностью социально не адаптированы, у них не сформированы социальные навыки [2].
- Не сформирована готовность к общественной деятельности.
- Отсутствие желания участвовать в культурных, развлекательных и спортивных мероприятиях проводимых в вузе.
- Отсутствие в вузах соответствующей инфраструктуры и условий для обучения студентов с инвалидностью.
Итак, вышеперечисленные причины препятствуютформированию социальной активности студентов с инвалидностью, что в свою очередь требует создания в учебном заведении условийпроведения определенных мероприятий, средств и усилий, направленных на формирование социальной активности. В качестве таких средств могут выступить специально разработанные программы, технологии и методики. Для студентов-первокурсников с инвалидностью необходимо устраивать собрания с профессорско-преподавательским составом и дирекцией академии, организоватьтьюторское сопровождение, проводить адаптационные мероприятия, встречи со студентами старших курсов, а также кураторские часы, осуществлять знакомство с инфраструктурой университета. Кроме того, с целью повышения социальной активности со студентами-первокурсниками, необходимо проводить психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, повышение уверенности, самооценки и раскрытие внутреннего потенциала.
Таким образом, формирование социальной активности студентов-первокурсников с инвалидностью должно осуществляться с учетом их физического и психоэмоционального состояния. В свою очередь в рамках деятельности университета необходимо разрабатывать всевозможные способы для успешной адаптации и интеграции студентов, что в последующем благоприятно на развитие социальной активности.
Библиографический список
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995, N 181-ФЗ – 7с.
- Харланова Е.М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. – №5 (10). – С. 173-178.
- Михеева Л. П., Березина О. В. Социальная адаптация первокурсников в вузе // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2014. – № 2. – С. 128-137.
- Синькова С.Ю. Особенности профориентационной работы с подростками с ОВЗ // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» –2015.