Актуальность выбранной темы обусловлена тем, чтоб начать процесс производства и создать ценные блага для потребителя необходимо мысленно иметь представление о том, кто будет производить, и какие ресурсы будут задействованы. Кроме того, в условиях усиливающейся конкурентной борьбы большое значение имеет оценка эффективности работы предприятия.
Поиск резервов должен осуществляться в соответствии со следующими принципами:
1. должен носить научный характер, основываться на знаниях экономических законов;
2. системность;
3. принцип предотвращения повторного счета резервов вытекает непосредственно из предыдущего;
4. одним из требований к поиску резервов является обеспечение их комплектности;
5. резервы должны быть экономически обоснованными;
6. поиск резервов должен быть оперативным [1].
Методы оценки резервов улучшения финансового состояния предприятия достаточно исследованы в отечественной научной литературе [2,3,].
Целью исследования является выявление резервов роста эффективности деятельности. Объектом исследования является коммерческое предприятие г.Воронеж. Предметом исследования является экономические показатели и эффективность работы предприятия.
Информационной основой для анализа явились материалы и отчетность рассматриваемого предприятия.
В изучаемом периоде 2013-2014 гг. рентабельность продаж увеличилась на 4,32%,а это значит, что выручка растёт быстрее, чем затраты. Причинами данной ситуации могут быть: увеличение объема продаж, изменение в ассортименте продукции, но к 2015 году она снизилась на 5%.
Рентабельность производства в2014 г. по сравнению с2013 г. увеличилась на 6,94%,а к2015 г. снизилась на 7,94% возможно из-за неоправданного прироста активов в обороте. Рентабельность активов увеличилась к2014 г. на 14,32%. Именно способность руководства фабрики эффективно использовать ее активы для получения прибыли, отражая среднюю доходность, полученную на все источники капитала (собственного и заемного). В2015 г. произошло снижение данного показателя на 2,16%.
Данные для анализа показателей рентабельности деятельности предприятия за 2013-2015 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели рентабельности изучаемого предприятия в 2013-2015 гг.
Показатели |
Годы |
Абсолютное изменение. |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2014 г. к2013 г. |
2015 г. к2014 г
|
|
Рентабельность продаж |
18,84 |
23,16 |
18,17 |
4,32 |
-5 |
Рентабельность производства |
23,21 |
30,15 |
22,21 |
6,94 |
-7,94 |
Рентабельность активов |
6,67 |
20,99 |
18,83 |
14,32 |
-2,16 |
Рентабельность собственного капитала |
9,69 |
27,99 |
23,61 |
18,3 |
-4,38 |
Экономическая рентабельность |
8,15 |
25,72 |
22,51 |
17,57 |
-3,21 |
Рентабельность собственного капитала в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась на 18,3%,который показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 руб. собственного капитала в процентном выражении. Это значение к 2015 г. уменьшилось на 4,38%.
Экономическая рентабельность в2014 г. резко увеличилась на 17,57% , и затем к2015 г. снизилась на 3,21%.
Можно сделать вывод, что рентабельность продаж и производства увеличились в2014 г. по сравнению с2013 г. за счёт увеличения валовой прибыли, рентабельность активов и собственного капитала увеличилась за счёт увеличения чистой прибыли, экономическая рентабельность увеличилась благодаря увеличению балансовой прибыли. В2015 г. по сравнению с2014 г. темпы снизились и все отрицательны, что неблагоприятно для дальнейшего развития фабрики.
В качестве мероприятий по повышению эффективности деятельности можно предложить следующие: внедрить новые технологии, снизить себестоимость продукции, за счёт экономии расходов, но при этом сохранить качество.
Для того чтобы восстановить платёжеспособность неплатёжеспособных предприятий при установленной финансовой поддержке необходимо провести следующие мероприятия:
- введение новейших форм и методов управления;
- увеличение эффективности деятельности маркетинга;
- сокращение производственных затрат;
- уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности;
- повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления и использование краткосрочных финансовых вложений;
- на основе инвентаризации продажа готовой продукции, лишнего оборудования, незавершённого производства, материалов;
Для получения в будущем прибыли существуют следующие мероприятия:
- повышение объемов реализации;
- осуществление поиска и получение новых источников доходов;
- сокращение простоев оборудования по вине работников и расходов на ремонт;
- увеличение стоимости товаров;
- активная работа с дебиторами;
- находиться в постоянном поиске отечественных заказчиков на услуги, которые могут быть оказаны предприятием;
- провести анализ спроса на рынке, а так же непосредственно, на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;
- создать эффективную рекламу всех услуг на предприятии;
- проводить продуктивную коммерческую деятельность (например, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, сбыт товаров различных предприятий и т.д.);
- сокращение накладных расходов и производственных издержек по производимым товарам и услугам.
Использование и совершенствование вышеперечисленных направлений будет способствовать повышению рентабельности и доходности исследуемого предприятия.
Библиографический список
- Кочубей Е.И. Резервы повышения эффективности производства, принципы их поиска //Проблемы современной экономики. – 2012. – №10. – С.115-119.
- Куркина М.П. Методико-аналитическое обеспечение предбанкротного мониторинга на предприятии / М.П.Куркина // В сборнике: Региональные проблемы повышения эффективности агропромышленного комплекса. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный за выпуск И.Я. Пигорев. 2007. С. 306-308.
- Куркина, М.П. Антикризисное управление: учебное пособие / М.П. Куркина. – Курск. КГМУ, 2014. -176 с. – С. 110.